Варвара Аляй
Варвара Аляй

Это значит, что его, скорее всего, скоро снесут, а вместо него построят крупный мусульманский центр, в котором помимо разных образовательных и увеселительных кружков будет еще и мечеть. А метрах в двухстах к югу от этого места находится огромный котлован – там когда-то стоял Всемирный торговый центр.

В Нью-Йорке, в высшей степени лояльном к мусульманской культуре, никого давно не удивишь мечетью. Центр Ислама на углу Риверсайд-драйв и 72-й улицы привлекает пакистанских и афганских так­сис­тов – по религиозным праздникам все вокруг забито желтыми такси. Я помню изумление моего московского друга, когда он увидел, что улица от Пятой авеню до Бродвея перекрыта, а на проезжей части несколько сотен мужчин кладут земные поклоны. Это было в Рамадан.

**

Но все это – в большем или меньшем отдалении от места, где исламские р­адикалы нанесли удар по Америке и где погибли около трех тысяч человек.

На заседании комиссии публика выкрикивала оскорбления и размахивала плакатами типа: «Триумфальной мечети – нет!» и «Это Троянский конь!». Сразу после заседания общественная организация American Center for Law and Justice оспорила решение в суде. Дескать, почему это комиссия игнорирует свои же критерии определения архитектурных памятников? Почему она не бережет здание, которое, кроме всего прочего, тоже оказалось пострадавшим в теракте 11 сентября – турбина одного из смертоносных самолетов повредила ему крышу? Разразился скандал.

Комиссии это не в новинку. Она сама возникла в результате грандиозного скандала, когда в 1963 году был безжалостно снесен один из лучших в городе памятников архитектуры в стиле Beaux-Arts, старое здание Пенсильванского вокзала. В последнее время споры вокруг комиссии не умолкали: ее ругали за то, что она часто идет на поводу у девелоперов и позволяет им сносить ценные памятники прошлого. Но в августе решение комиссии вывело упреки на другой уровень – в сферу политики, причем конфликт оказался беспрецедентным по резонансу и по болезненности реакций. Тут в очередной раз обнажилось противостояние между центром и периферией, левыми и правыми, постмодернистским Манхэттеном и всей прочей Америкой.

Обычно правые республиканцы бывают против всякого рода исторических и природно-защитных комиссий с их вмешательством в дела частного бизнеса и свободного предпринимательства. Как лучше использовать землю, должен решать свободный рынок, а не кучка бюрократов, скажет вам любой уважающий себя консерватор. Но тут борцы с социализмом и государственным планированием требуют ровно обратного – чтобы комиссия срочно присвоила зданию статус памятника.

Едва ли правые так радеют за памятники Нью-Йорка – города, в котором многие из них не живут и до которого им, как правило, нет никакого дела. Скандал вокруг мечети стал для них поводом обвинить левых – в первую очередь либеральных ньюйоркцев – в отсутствии патриотизма, пораженчестве и моральном релятивизме.

Проблема для правых состоит в том, что по закону государство не имеет права отказать мусульманам в строительстве религиозного здания там, где им это заблагорассудится. Первая поправка к Конституции США гласит: Конгресс не может устанавливать какую-либо религию или запрещать свободное исповедание любой религии.

 

Варвара Аляй
Варвара Аляй

***

Муж моей кузины – нью-йоркский коп и отнюдь не либерал. После 11 сентября он вместе с другими полицейскими разбирал завалы, а потом несколько месяцев искал обгоревшие останки людей на Стейтен-Айленде. Недавно мы с ним обсуждали скандал вокруг мечети. «Я давал присягу защищать Конституцию, – сказал он. – Сам жертвовать деньги на это дело я, конечно, не побегу. Но если я буду требовать его запрета, то вся эта моя присяга – дерьмо».

Примерно то же самое говорит Барак Обама. «Как гражданин и как президент я считаю, что мусульмане имеют право придерживаться своей религии в не меньшей мере, чем другие жители нашей страны. Это означает, что у них есть право построить мечеть и культурный центр на Манхэттене в соответствии с местным законодательством», – сказал президент США.

Правым, видимо, лучше эту схватку проиграть. Тогда, когда построят мечеть, у них появится постоянная площадка для митингов и выражения протеста. А также будет замечательный повод постоянно напоминать всем и каждому, кто у нас тут настоящий патриот. И вот здесь начинаешь понимать, что интересы правых и радикальных исламистов совпадают. И тем и другим нужна бесконечная, кровопролитная война – столкновение двух цивилизаций.

****

А сам Нью-Йорк между тем по-разному реагирует на эту историю. Конечно, и в нем есть противники мечети: и произраильски настроенные американские евреи, и родственники погибших – которых вполне можно понять. А самая бескомпромиссная и непримиримая позиция – у выходцев из СССР, обитателей Брайтона: «Мечеть?! На Граунд Зироу? Они уж совсем стали крейзи!».

Моя знакомая, которая во время терактов 11 сентября работала в Wool­worth Building и видела, как первый самолет врезался в WTC, говорит так: «Да ну, буду я протестовать против какой-то мечети. Я тогда в Вулворте работала. Там вестибюль сделан под готический собор и даже что-то вроде алтаря имеется. То был храм Мамоны, это храм Аллаха. Каждый волен поклоняться своему богу».

Но храм Аллаху без помощи Мамоны не построишь. На мусульманский центр в Нижнем Манхэттене еще не собраны деньги. Их нужно около ста миллионов долларов. И вот меня-то именно это волнует больше всего. Свисто­пляс­ка вокруг центра приведет к тому, что денежные сборы на него превзойдут даже самые радужные надежды его основателей, так что они в конце концов возведут что-нибудь огромное, роскошное и жуткое в стиле докризисного Дубая.

Впору самому подавать в суд на комиссию. С