Что появилось в 1991 году

+T -

В 1991 году у жителей СССР случилась масса маленьких бытовых открытий, которые были не столь заметны на фоне больших политических потрясений, но запомнились как маркеры переломного времени.  Двадцать лет спустя об этих вещах рассказывают  участники проекта «Сноб»

Поделиться:

фотографии Наталия Арефьева

стилист Леся Мята

визажист Ольга Романова

Сэм Клебанов

 

киновед

Я помню появление первых кооператоров и малых предприятий. Тогда почему-то очень модно было носить зеленый низ и желтый верх. Все ходили в штанах разных оттенков зеленого и рубашках разных оттенков желтого. Это было в начале девяностых. Потом я уехал в Швецию и до 1994 года вообще не появлялся в России. А когда приехал, встретил одного своего товарища, и он говорит: «Пойдем в клуб “Кризис жанра”, он хороший, там малиновых пиджаков не бывает». Я говорю: «Кого не бывает?» – «Малиновых пиджаков. Придешь – увидишь». Так я первый раз услышал о субкультуре малиновых пиджаков. Очень скоро я увидел людей и в малиновых пиджаках, и в спортивных костюмах Adidas. Я с большим интересом за всем этим наблюдал, потому что в России бывал наездами и для меня это была экзотика. И меня тогда поражало, что люди всем своим видом показывают, к какой социальной группе принадлежат. Слово «бандит» было повседневным. Были, например, учителя, военные, врачи, предприниматели, бандиты. К ним абсолютно нормально относились. И я научился их распознавать, этих крепких ребят в спортивных костюмах, с бритыми затылками. А сейчас, когда я фотографировался, в коридоре отдыхали какие-то охранники, и один из них был одет в такой же костюм Adidas, как я, только видавший виды, на котором белые полоски уже давно посерели. И он так посмотрел на меня – сначала удивленно, потом оценивающе, а потом даже некоторая зависть промелькнула во взгляде, потому что мой костюм был девственно чистым и таким густо-черным и ярко-белым, каким может быть только совсем новый, не прошедший боевого крещения. В общем, глядя на этого охранника, я понял, что если эта мода уже закончилась, то по крайней мере не всем об этом успели сообщить.

Ира Макарова

театровед

 

В 1991 году я потеряла покой, увидев рекламу диковинных изделий под названием «дольчики». Так назывались завезенные в Россию разноцветные колготки и лосины в цветочек. В телерекламе они выглядели весьма искусительно для советских женщин с их вечным галантерейным голодом и любовью к антиуниформенным ярким принтам (но только не Ивановского комбината).

Надо сказать, о проблемах советских женщин я знала только понаслышке. Во-первых, в 1991-м я была тринадцатилетней мелюзгой, во-вторых, моя мама ездила в загранкомандировки и привозила для меня чемоданы прекрасной одежды, правда, выбранной на ее несколько консервативный вкус. «Дольчикам» мама сказала категоричное «нет». «Не куплю», и все тут.

Я нашла в мамином гардеробе очень красивую японскую кофту (на черном фоне малиново-оранжевые розы размером с небольшие арбузы), выкроила из спины два лоскутика, сшила кишки-штанины и пристрочила их к трусам от старого купальника. Наверное, в это сложно поверить, но получилось очень круто. Только приходилось все время незаметно придерживать подол, чтобы ветерок не обнаружил места позорной «склейки» – трусы от купальника были в несовместимую с розами-арбузами коричневую клетку.

На улице на меня оборачивались абсолютно все! Бабки показывали пальцами, дети кричали: «“Дольчики” идут!» Позднее у старшей сестры одной из моих подруг появились настоящие «дольчики», и все увидели, что оригинал гораздо беднее (и бледнее) моего самостряпа.

Михаил Орешин

менеджер в автомобильной компании

В 1991-м мне было пятнадцать. Еще два года до поступления в институт и три – до серьги в ухе. Уже два слушаю «Аквариум», Майка, Цоя, а мои друзья уверенно играют на трех гитарах и барабане и записывают свои песни в деревенском клубе. По вечерам мы собираемся в подвале соседней хрущевки.

 

Невероятный Курехин передал свежую информацию о Ленине-грибе.

Мама, не отрываясь, смотрит съезд народных депутатов по телевизору.

В августе в нашем подмосковном городке появились два бэтээра и автобусы с темными стеклами, а в телевизоре какие-то серые люди в такого же цвета пиджаках.

Полина Пилюгина

инструктор по пилатесу

 Осенью 1991 года моя мама, которая тогда вела занятия по ритмической гимнастике, дала объявление в городскую газету: «Набирается группа шейпинга». С этого момента мы стали сказочно богаты.В назначенное время в холл обнинского НИИ, где мама арендовала спортивный зал, пришло человек двести. Мама сформировала шесть групп – две с утра, четыре вечером. Деньги домой она приносила огромными сумками – я до сих пор помню, как они лежали в диване, такие плотные пачки рублей.

 

 

Мне тогда было лет тринадцать-четырнадцать, и я помогала маме обрабатывать анкеты ее клиенток. Мама прописывала каждой женщине программу тренировок на тренажерах, которые удачно дополняли занятия в группе.У нас был такой трюк: мы говорили, что волшебный компьютер обработает результаты измерений и выдаст каждому индивидуальную программу. На самом деле это была грандиозная домашняя работа для нас с мамой: мы высчитывали соотношения объемов тела и прочие показатели на калькуляторе, потом мама экспертным методом (из головы, на уровне интуиции и опыта) расписывала программу для конкретной клиентки. Компьютер же нужен был, чтобы вбить текст программы и результаты измерений и расчетов и все это вывести на принтер. Каждый вечер принтер работал на пределе своих ограниченных мощностей, а мы пыхтели с калькуляторами. Приятнее всего было раскладывать бесформенную кучу новых «павловских» рублей в стройные стопки. Помню, как мы их рассматривали, как фантики, изучали рисунки и водяные знаки: еще сложно было привыкнуть к новым деньгам.

Елена Яцура

креативный продюсер

Сериал «Богатые тоже плачут» вышел в ноябре 1991 года, практически сразу после путча, когда в стране был страшнейший бардак и много надежд на новую жизнь, и именно поэтому этот продукт прочно вошел в сознание людей. В очередях и на работе обсуждали судьбу Марианны, ее детей, мужчин, злую мачеху и так далее. Я сама смотрела «Богатых» случайно и редко, но было понятно, что это новый массовый медийный продукт для России, который, по сути, потом определил одну из главных сериальных состав­ля­ющих отечественного телевидения. Сериалы для русских уже не были новинкой – вспомнить ту же «Рабыню Изауру», которая вышла в СССР в 1988 году, – но в «Богатых» был понятно прописанный сценарий с довольно примитивной фабулой, которая в 1991-м становилась актуальной: лишения, невзгоды, дети, любовь, богатство, бедность – наивный любовный роман, который и стал фактически образцом для подражания. Но нужно понимать, что в 1991-м уже была альтернатива, что смотреть и слушать. Это время BBC и «Европы плюс», это время новых информационных просторов, так что, я думаю, были люди, которые вообще не видели «Богатые тоже плачут» – только догадывались, что что-то подобное существует.

 

Мария Маханова

журналист

В 1991 году мне было четырнадцать лет. Я перешла учиться из школы в гимназию, носила на макушке хвост, ходила в вязаном платье-свитере и, разумеется, в лосинах.Жила я тогда в Норильске. Там были талоны на продукты (майонез, сыр, гречку, колбасу, мясо) и полный продуктовый беспредел в «комках».

 

«Комки» – коммерческие магазины – открыли по всему городу. Продавали на одном прилавке копченую колбасу, паштеты, какие-то конфеты, тут же обувь – сапоги югославские, тут же какую-то бижутерию, плееры, магнитофоны. А еще спирт Royal и ликер Amaretto.

В те времена мы с одноклассниками скидывались, жертвуя школьными обедами, на бесконечные заморские шоколадки. И пробовали по очереди Snickers, Mars (нарезая их тонкими пластинками), вафли Koukou Roukou. Тогда же появились растворимое какао Cola Cao и растворимый чай.

Еще в то время моя мама научилась в духовке жарить зеленый кофе – вот что продавалось в Норильске в овощных магазинах без талонов! Запах этого жарящегося кофе (отвратительный, надо сказать) я не забуду никогда!

Маша Шостак

менеджер по маркетингу

Я в 1991-м училась в восьмом классе, и у нас в Ленинграде пошла мода на лосины. Самые крутые лосины были черными, блестящими. Помню, иду я на школьную дискотеку в моднющей резиновой юбке, сверкаю черными ножками, и какая-то молодая мама говорит своему маленькому ребенку: «Смотри, девочка как птичка». А еще у метро стало появляться огромное число кооперативных ларьков, где можно было купить все: чистые кассеты и с записью, вещи какие-то китайские, которые почему-то становились очень модными. А привозили нам всю эту роскошь первые частные предприниматели – челноки с клетчатыми сумками.

 

Комментировать Всего 30 комментариев

Очень здорово получилось!

Оооо! Маша Шостак невероятно красиво получилась! С челночной сумкой, прелесть! И Маша Маханова тоже! Ну и Клебанов, конечно, куда ж без него хахахаха! На самом деле все прекрасно получились :) 

Хиии))) спасибо, Катюш, вот значит, как получилось)) Я эти фотки сама не еще видела))

Я тогда целый вечер после фотосъемки расхаживала с этим макияжем и начесанной челкой а-ля 90-ые, наслаждалась эффектом :)

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Мария Маханова Комментарий удален автором

Маша! Вампотрясающе идут зелёные тени и "леопард", а я вот, не рискнула сохранить мэйк-ап на весь вечер. У меня были большие-прибольшие оранжевые губы на пол-лица и стрелки... Но выйти со всем этим  в люди не решилась ))))

Шикарные оранжевые губы, на мой взгляд :) Хорошо, что выбрали Колу-Као, Рояль в вашей руке не смотрелся бы))

Спасибо, Катерина)))))))

Я с любопытством ждала результатов. Нужно сказать, меня фотогрграфировали и с "Роялем" в руке))))). "КОла као", значит, победил!!!

Незадолго до 91, в 88 и +/- год, появились первые видео салоны, где можно было смотреть иностранные фильмы.

Я, восьмилетий пацан выпрашивал у родителей 3-шку на билет, чтобы посмотреть Джеки Чана и его "Доспехи Бога":))

Первые ужастики так же были посмотрены в таких полуподвальных помещениях.

Ну и первая эротика (хоть и мало что понимал), конечно..:))

они появились в 86-ом, первые видеосалоны. если я не ошибаюсь. но мне кажется, что не ошибаюсь :) 

А меня подбешивали эти лосины, не говоря о лоховских костюмах адидас. Яркие, вульгарные сочетания цветов, безумный макияж, хвосты на боку, несмотря на то, что все это было привозное, это отдавало такой дешевкой и пошлостью, что я никогда и не мечтала таким образом одеваться. А  лысоголовые амбалы, не имеющие никакого отношения к спорту, в  самопальном Адидасе  были ужасны. Чего конечно, не скажешь о тонкой и звонкой Ирочке, в бирюзовых лосинах, хотя правды ради, скажу, что носили лосины с короткими сапожками на плоской подошве и острым мысом, а не с черными носками и туфлями на каблуках, либо тогда туфли на босую ногу. А вот безукоризненно сложенного Сэма, костюмчик все-таки подпортил))

Эту реплику поддерживают: Мария Маханова, Катерина Инноченте

"хвосты на боку" согласна с вами на все 100%!!!!!! 

)))))

Да ужас) Особенно девушки рубенсовских форм в лосинах смотрелись колоритно. Да и не только) Помню клип Мадонны в Венеции.Она как раз в лосинах коротких - ужас какой пошлый костюм.

Когда меня нарядили, я сказала: "Девочки, помилуйте, так у нас только бедные одевались!" А девочки удивились: "А Вы где тогда жили?" "Как "где"? В Москве, конечно!" "Ну, вот!" 

Не знаю, не знаю... Что значит "ну вот"? В 91-ом у моей старшей сестры уже были пиджаки Trussardi, туфли Bally, сумки и ремни "со львом" ("львом" мы называли медузу Versace) и все не какое-нибудь паленое, боже упаси...

К 91-му тотальный burdamoden закончился... Нормально уже одевались! У меня сохранилось несколько вещей, которые непосредственно в тот год мне привезла мама: шелковые штаны-шаровары, платье-свитер из альпаки, белые блузки  какие-то для школы, джинсы в цветочек и совершенно прекрасная кожаная куртка (первая в моей жизни), которую я, кстати, пыталась надеть на эту съемку, да не вышло, как видите.

Моя сестра посмотрела на это мое фото: "О, вылитая Танька Шишман!" У меня от сердца отлегло - Танька заправская модница была. "Да, но Шишман образца 86-го года!" - уточнила сестра.

Точно! Это диско, 80-е!

Да и сумки полосатые гораздо позже появились. А сумка USSR это вообще их  75- 85 года. Мы на сборы с такими ездили, да все спортсмены ездли с такими сумками.

Так 13 же мне было! Здесь такая баба Ира получилась, что и не скажешь, да? ))

ой, извините, Ирина! но, видимо, прикид 80х как-то очень старит. я уверена, что Вы в жизни и в нормальной одежде совсем как девчонка выглядите! 

Вот. Вы тоже сказали: прикид 80-х! И это действительно так.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Катерина, а Вы умете быть доброй))) Вам идет)))

А я помню в видеосалонах первый эротический фильм 9,5 недель. Еще польский трикотаж, убогие черные футболки с Майклом Джексоном, или с кружкой пива из целлофана, в которой плескалась желтая жидкость. Сигареты! Польские сигареты, дефицитные в советское время More. Всякие коктейли яичные, клубничные стоявшие цветными кеглями на полках ларьков кооперативных. Но  коктейли мы никогда не покупали.

кстати, недавно пересмотрела. его ведь так никто и не переплюнул. гениальный фильм. операторская работа до сих актуальна. шедевр. 

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

Да-да, все верно.

Это я просто был мал  и для меня что 7, что 8..:))

Меня не тронуло)) Красиво, но больно грустно-пустой фильмец. особенно коробило, когда на одном из конкурсов красоты МИРА, каждая участница на впорос о любимом фильме отвечала 9.5 или он все-таки 8.5 недель? Для меня это был шок. Мифы о западе рушились на глазах. Такой тупости от участниц я не ожидала при том, что у них, в отличии от нас, жительниц соц лагеря был свободный доступ ко всем шедеврам мирового кинематографа.

Млада, у художника исторически есть 2 главные задачи: показать портрет эпохи и сделать это какими-то новыми художественными средствами. Все остальное -- optional. Считается, что Эдриай Лайн преуспел в обеих задачах. Я с этим мнением согласна.  

А я нет. И его фильм назвать эпохальным, на мой взгляд просто смешно. Вот Клод Лелюш  и его Мужчина и женщина - вот это эпохальное кино, Полет над гнездом кукушки, Милоша Формана - это эпохальное, "Почтальон  всегда стучит дважды" - Боба Рефелсона - это эпохальное кино . Что касается 9,5 недель, Красотки, это все очень пошло на мой взгляд и скучно. "Империя чувств", Нагиси Осимы  вот это эпохальное кино. А это простите, кино для зреющих школьниц, каковыми и являются в большинстве своем участницы конкурсов красоты, для пресыщенных бездарным семейным сексом домохозяек и кумушек.

ну, мы как всегда разошлись во мнениях :) это меня не удивляет. 

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович

P.S.

Что не значит, что я не считаю Лелюша и Ко. эпохальными. 

Спасибо, что приравняли меня к зреющей школьнице. Позабавило. 

Катерина, о присутствующих не говорят))) Я смотрела фильм, когда мне было 24 года. Красивая картинка, сюжет, спорный для меня.

Я тоже помню как мы с подругой пошли в видеосалон на него. Вокруг нас толпша мужчин и подростков. Боже, как нам было некомфортно!

Мы вообще смотрели фильм во время медового месяца в 89 году в Геленджике, в видеосалоне, а вокруг бабушки с внуками и прыщавые подростки, молоды дяденьки)

Сэм, а почему ни слова про Rolex (Seiko? noname?) , тогда вроде еще не было китайских?

СамоеСамое

Все новости