Jim Powell/Aurora Photos
Jim Powell/Aurora Photos

 

Ну да, в париже автоматические прокатные станции с велосипедами Vlib (это vlo + libert) – на каждом углу. Студент Ecole Normale Superieure Гриша раньше прикует свой велосипед к столбу – вечером то колеса нет, то звонка нет, а то и велосипеда. Восемь велосипедов человек сменил. Теперь покупай абонемент хоть на неделю, хоть на год, бери прокатный велосипед на одной станции – возвращай на любой другой. Свобода!

Ну да, Лондон. Раньше лондонский адвокат Чарли ездил на работу на машине. Только мэр начал брать деньги за въезд в центр на автомобиле, Чарли тут же купил ядовито-са­ла­то­вый жилет, аккуратно уложил в портфель свежую рубашку (костюм ждет в офисе) и теперь, сверкая бледными икрами, на работу ездит на велосипеде. В голове – свежий ветер, в крови – бурление, в икрах – сила. Фиг заманишь теперь Чарли в глупую металлическую коробочку. Свобода!

Ну да, в Копенгагене у велосипедистов собственные светофоры, не говоря уже о дорожках. Свобода!

Но посмотрите лучше на Гер­ма­нию. В Германии водитель автомобиля недавно откусил велосипедисту ухо. В Германии, где есть велосипедные гаражи, охраняемые велосипедные парковки, где в любом транспорте предусмотрено место для велосипеда, действует целое общество по борьбе с велосипедистами. Не­мец­кий велосипедист – это тебе не былинка на ветру, которую принято всячески оберегать, не самый экологичный вид транспорта, который принято всячески по­ощрять. Не­мецкий велосипедист – бич божий, «лимонка». Да в Гер­ма­нии половина пешеходов и автомобилистов с удовольствием откусила бы ухо любому велосипедисту.

Не дай бог, если велосипедист врежется в твой автомобиль – суд, вероятнее всего, встанет на сторону самого экологичного транспорта. А врезаться может запросто. Со­глас­но ­цифрам немецкого комитета по транспортному надзору, 92% ве­ло­си­пе­дис­тов вообще ездят против всяких правил. Не дай бог тебе зазеваться на ве­ло­си­пед­ной дорожке – немецкий велосипедист в этом смысле что водитель «Волги»: будет ор, крик, мат. Не дай бог тебе идти по тротуару, не прислушиваясь к резиновому шуршанию. «Они приближаются быстро и тихо, ездят без оглядки, против правил», – пишет немецкая газета Die Zeit в репортаже о том, как велосипедист протащил за собой по тротуару женщину-пе­ше­хода, отправившуюся на воскресную прогулку. Упол­но­мо­чен­ный по делам велосипедистов в берлинском сенате, получающий огромное количество жалоб пешеходов, говорит, что велосипедисты становятся настоящей проблемой.

«Велосипедисты, – пишет кельн­ский психолог Михаэль Деген в книге "Все время эти велосипедисты", – за счет того, что считаются жертвами автомобилистов, получают дополнительную поддержку со стороны общества и превосходство. Традиционно сложилось так, что улица делится на две зоны: для пешеходов и автомобилистов. Ве­ло­си­пе­дист в этой ситуации становится диссидентом: и проезжая часть, и пешеходная зона мало для него предназначены. И велосипедист делает выбор: мало обращает внимания на правила уличного движения, издевается над гневом подвергшихся наезду пешеходов, убегает от полицейских, лавируя между бабушками и детьми».

Московский велосипедист – тоже диссидент. Выехать на московскую улицу на велосипеде – все равно что выложить собственными телами в советские времена слово «хуй» на Крас­ной площади (известная акция художника Анатолия Осмоловского). Риск примерно тот же. Нет, даже гораздо серьезнее. Вчера, например, КамАЗ сбил двух школьников-ве­ло­си­пе­дис­тов, ехавших по тротуару. В прошлом году автомобиль сбил на третьестепенной улочке журналиста Стаса, ехавшего на велосипеде на работу. Автомобилист скрылся, Стаса увезла «скорая».

Так когда же по Москве можно будет ездить на велосипеде?! Нет, об этом пусть другие стенают. Это всего-навсего размышление о диссидентах: еще вчера его увозила «скорая», а сегодня он откусывает уши.С