John Pryke/Reuters
John Pryke/Reuters

 

Этот новый курс открыл передо мной, вами, нами и вообще всеми, кто не живет на территории Ве­ли­ко­бри­тании, совершенно новые возможности и сделал Лондон новой столицей шопинга. Фунт равен теперь примерно полутора долларам США и одному евро с тринадцатью копейками. Сравните эти цифры с прошлогодним рейтингом, и вы поймете, почему лондонские магазины все еще похожи на места, где люди бодро покупают вещи, тогда как парижские и миланские напоминают музеи современного искусства: зашел, ахнул, восхитился или ужаснулся – и до свидания.

Возможно, местное население не разделяет моих восторгов по поводу сложившейся экономической ситуации. Приятельница Наташа, супруга инвестбанкира и давний резидент столицы Великобритании, с увлечением сохраняет ссылки из гида по бесплатным развлечениям с сайта местного Time Out и собирается протестировать первый бесплатный фитнес-клуб, который открыли прямо в городском парке. И она, и ее друзья, и прочие жители Лондона теперь крайне редко ходят на шопинг. При этом француз Анри и итальянка Се­силь, которые гостили у ее соседей по дому, вчера отправились в аэропорт с гигантскими чемоданами, полными желтых пакетов из Selfridges. Неужели в Париже закрылись все магазины Muji, а в Милане больше не купить свечи Jo Malone, которые Анри и Се­силь повезли в подарок своей родне? Конечно, не закрылись. Про­сто это слабый фунт так действует на граждан соседних государств – они наконец перестали воспринимать английский общественный транспорт как узаконенный способ ограбить человека. И теперь бодро покупают в Лон­доне все, что можно запихнуть в багажное отделение самолета, начиная от маек Joseph и Comme des Garcons и заканчивая плазменными панелями Bang & Olufsen.

Выгода очевидна даже на примере «просто маек» H&M. Ведь каждому известно: эта «просто майка» стоит в Париже восемь евро. И в Милане – тоже восемь евро. А в Лондоне она всегда стоила пять фунтов и сейчас стоит пять фунтов, как будто фунт все еще на треть «тяжелее» евро, как будто британская экономика не понесла еще серьезных потерь. И практичные до абсурда француженки, которые умеют виртуозно экономить на копеечных майках, чтобы потом, прикрывшись каким-нибудь винтажем, выглядеть на миллион, скупают их в ангаре H&M на Oxford street в промышленных количествах. Всех цветов. Я видела. И продавцы там уже даже немного понимают по-фран­цузски. Се ля ви. Впрочем, италь­янки тоже скупают. Белла синьора!

Майки H&M – пример наглядный, но, конечно, не такой волнующий, как брюки Stella McCartney, платье Marni и пиджак Etro. Это я перечисляю список покупок милой мадемуазель Софи. Ее я встретила в ресторане в окрестностях New Bond Street – она сидела с блокнотом за соседним столиком, пила вино и беспрерывно звонила по телефону в Париж. «Алло, Энн, это Софи. Ты еще в Prin­temps? На каком этаже? На первом? А на второй подняться можешь? Посмотри, пожалуйста, сколько стоят те серые брюки?.. Ско-о-олько?! Пять­сот сорок евро?! C'est caushemar! Тут? Тут – триста семьдесят фунтов!» Софи давала отбой, потягивала вино, ставила галочку в списке, звонила снова: «При­вет, ты еще на втором? А сколько там стоит платье Marni? Нет, без полосок. Нет, без цветочков. Да, короткое... Ско-о-олько?! Ясно. Надо брать... Тебе тоже? Уже померила?» Софи делала еще один глоток и одну пометочку. Потом взяла такси и уехала в сторону универмага Selfridges. А год назад наверняка бы пошла пешком, проклиная цены на кэбы. Хотя вообще-то это чистое пижонство – кататься на кэбе с New Bond street до Oxford street, по любому курсу валют пижонство.

Точно так же на моих глазах солидные люди звонили, не отходя от кассы, в Парижи-Миланы-Брюссели и бог знает куда, узнавали цены на Gucci-Prada и бог еще знает на что и в момент оплаты покупок все как один были похожи на человека, только что получившего известие, что его старый дядюшка дал дуба и все наследство завещал ему.

А в аэропорту Хитроу в очереди к окошку tax-free мы все были похожи на японцев. Ведь японцы, как известно, всегда покидали Европу именно так: с неподъемными чемоданами и чувством выполненного долга. И за это мы смотрели на них со сложной смесью внутреннего превосходства, презрения и хорошо замаскированной зависти: их иена позволяла им вести себя как попало и считать покупку сумки Louis Vuitton хорошим вложением средств. А мы говорили, что жизнь прекрасна и без этой сумки. И были недалеки от истины. А вот теперь – полюбуйтесь на нашу очередь – все мы немножко японцы.

Оказалось, это вполне приятно – почувствовать себя японцем. Раньше, покупая вещи в дорогих магазинах, я сама себе казалась немного сумасшедшей. Разве можно в здравом уме тратить такие суммы на шмотки, пусть и качественные? А в Лондоне весной 2009 года ходишь по тем же самым магазинам, наконец-то чувствуя себя образцом адекватности и благоразумия. Если у вас, конечно, зарплата не в английских фунтах. В этом случае шопинг вряд ли окажет на вас подобный оздоровительный эффект.С