Фото: Иван Куринной
Фото: Иван Куринной

 

Она не любит брать интервью у женщин. Мужчин, даже очень крутых, раскалывает на раз, а с женщинами всегда напряг, нервы, по несколько раз переписанные тексты. И дело тут не в обычной женской ревности, вибрация которой сама собой электризует воздух, как только Ксения Соколова ленивой походкой входит в комнату на своих пятнадцатисантиметровых каблуках. Просто любая женщина при встрече с интервьюером всегда выстраивает свой образ. Это ее доспехи, латы, бархатный футляр (что у кого заготовлено для самообороны), а журналистский метод Ксении – отбросить все страхи и условности, содрать маски и одежки, добраться до голой, подлинной и зачастую не слишком красивой сути. Женщины к этому не готовы. И даже ту откровенность, на которую они могут пойти с мужчинами, никогда себе не позволят с другими женщинами. Впрочем, две героини нашего апрельского номера на разговор с Ксенией согласились и, кажется, об этом не пожалели. Речь об Ирине Прохоровой и Ольге Романовой. И та и другая – сильные, смелые, талантливые личности, оказавшиеся в самом эпицентре общественного внимания и интереса, но совершенно по разным обстоятельствам и причинам. Одна – став доверенным лицом своего брата, кандидата в президенты, другая – сделавшись защитником своего осужденного мужа. Одна проявила себя ярким полемистом в телевизионных дебатах и предвыборных дискуссиях, другая – упорным борцом с произволом и коррупцией в российской судебной системе. Но характерная особенность нашего политического пейзажа заключается в том, что как для Прохоровой, так и для Романовой смыслом их деятельности и борьбы стали не собственные политические амбиции, а интересы мужчин – брата, мужа.

Спрашиваю Ксению, как сложилось ее общение с Прохоровой. «Мне было легко беседовать с Ириной Дмитриевной. Все, что она мне говорила, было продумано и выверено в каждом слове. Меня в ней заинтересовало, как когда-то в ее брате, то, во что я долго не могла поверить, – генетическая корректность и воспитанность. Для меня было откровением понять, что эти люди такими родились, такими их воспитали, а главное, что эти их качества именно сейчас вдруг становятся особенно востребованными и даже необходимыми. Мне хотелось понять, почему ее участие в теледебатах с Михалковым вызвало такой энтузиазм у нашего населения. Можно предположить, что наш телезритель отвык – да и не было у него особой возможности привыкнуть – от интеллигентных женщин на экране. Но тут есть и что-то другое, что можно понять только в личном общении с Ириной Дмитриевной».

С Ольгой Романовой все обстояло проще и одновременно сложнее. Проще – потому что Соколова ее хорошо знает, сложнее – потому что написание материала для журнала «Сноб» пришлось на самый драматичный период в жизни Ольги: сразу после президентских выборов ее мужа Алексея Козлова снова посадили. Причем никто не скрывает, что таким образом враги Романовой отомстили за ее активное участие в деятельности оппозиции, за создание правозащитного движения «Русь сидящая». «В последнее время как противники Ольги, так и якобы сочувствующие стали превращать ее в какую-то профессиональную сутяжницу и кликушу, – возмущается Соколова. – Я хотела показать, что она совсем другая. Что, даже оказавшись в своих невеселых обстоятельствах, Ольга не побоялась одна пойти против всех. И, надо сказать, ее борьба оказалась на удивление эффективной. С ней считаются, ее уважают даже те, кто, кажется, не уважает никого».

Эти два «портрета на фоне» существуют в журнале в контексте еще нескольких крупных женских планов: кандидата в президенты Франции, известной своими крайне правыми взглядами Марин Ле Пен, одного из лучших западных специалистов по российской политике и истории легендарной Элен Каррер Д’Анкосс и продюсера самого известного мультимедийного проекта сезона «Гражданин поэт» Веры Кричевской. Занятная деталь: женские окончания к тому, чем занимаются наши героини, решительно не подходят. Статус или профессию каждой из них можно определить по-русски только в мужском роде. И, по-моему, это очень символично.

Впрочем, не хотелось бы принижать участие мужчин в этом номере. Нечасто удается собрать таких авторов под одной обложкой. Впервые после долгого перерыва Владимир Сорокин снова начал писать для «Сноба». Его новый рассказ «Отпуск» – это захватывающая проза, которая подобна шаровой молнии, вдруг залетевшей в сонную комнату: может безмолвно исчезнуть, а может и сжечь все дотла. Александр Генис согласился рассказать о своем путешествии в Исландию, где он никогда раньше не был, но о которой, как выяснилось, всю жизнь мечтал. Александр Терехов разрешил «Снобу» первым представить его новый роман «Немцы», появления которого многочисленные поклонники «Каменного моста» ждали последние три года. И наконец, три эссе самого влиятельного американского писателя Джонатана Франзена из его новой книги, выходящей в США в конце апреля. Не обещаю, что теперь так будет всегда, но уверен, что этот номер «Сноба» вы прочитаете от начала до конца.С