Александр Щуренков: 
Красная книга ремесел

+T -

Крупные компании со столетней историей стали поддерживать исчезающие художественные промыслы. Одни покупают маленькие ателье и размещают у них крупные заказы, другие создают сообщества и устраивают привлекающие внимание масштабные выставки во Франции, Италии, Испании и Швейцарии

Поделиться:
Фото: AKG/Eastnews
Фото: AKG/Eastnews
Цветная литография Оппенхайма 1845 года изображает мастерскую сапожника

Зажиточному европейскому горожанину образца, к примеру, XVIII века для полноценной жизни было необходимо множество предметов, без которых сейчас можно вполне обойтись. В домах теперь практически не устраивают многочасовых концертов классической музыки, и нет необходимости обзаводиться хоть какими-то музыкальными инструментами, канделябры и тысячи свечей уступили место электрическим лампочкам, дресс-код стал проще, и вместо полусотни новых костюмов ежегодно можно обойтись, скажем, тремя. Ручной труд постепенно вытеснило машинное производство, а сотни крошечных ателье, не приспособившихся под быстро меняющиеся запросы рынка, исчезли. Еще в начале 1900-х в том же Париже было более трехсот мастеров, работавших с перьями, через полвека их осталось только пятьдесят, а сейчас на французском рынке вообще одно ателье. И правда, много ли в наши дни нужно платьев, расшитых страусовыми перьями? Возможно, десяток-другой в год закажут все модные Дома, представляющие коллекции haute couture, что-то понадобится для театральных постановок – вот и все. Времена, когда Ив Сен-Лоран заказывал пальто из перьев в виде львиной гривы, а Кристобаль Баленсиага просил выткать из них невесомую ткань, остались в далеком прошлом.

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Комментировать Всего 7 комментариев

Александр, я с удовольствием читаю Ваши статьи. Спасибо!

Александр, большое спасибо за доставленную радость чтения Вашей статьи! И текст и иллюстрации великолепны... Жаль, что за кадром осталась Россия с ее уникальными ремеслами. Не планируете ли продолжение?

Наталья Ильинична Семенова Комментарий удален автором

Александр, я тоже присоединяюсь к предыдущим ораторам относительно радости прочтения статьи. И очень меня затронула тема так называемых подрядных работ, на выполнение которых можно привлекать ремесленников. Это вполне действенный, а иногда и единственный путь сохранения этих ремесел. В майском номере есть и статья о Ройзмане и его ювелирной мастерской. И опечаленность тем, что такое творчество, достойное высокой моды, в России может просто погибнуть. Было бы очень актуально, на мой взгляд, посмотреть, какие ремесла и ремесленники есть у нас в отечестве, и каковы возможные пути развития.  

как раз над этим сейчас и работаю!

Искренне желаю удачи. Уверена, что материал получится интересный! Буду с нетерпением ждать.

СамоеСамое

Все новости