Александр Щуренков: Красная книга ремесел
Зажиточному европейскому горожанину образца, к примеру, XVIII века для полноценной жизни было необходимо множество предметов, без которых сейчас можно вполне обойтись. В домах теперь практически не устраивают многочасовых концертов классической музыки, и нет необходимости обзаводиться хоть какими-то музыкальными инструментами, канделябры и тысячи свечей уступили место электрическим лампочкам, дресс-код стал проще, и вместо полусотни новых костюмов ежегодно можно обойтись, скажем, тремя. Ручной труд постепенно вытеснило машинное производство, а сотни крошечных ателье, не приспособившихся под быстро меняющиеся запросы рынка, исчезли. Еще в начале 1900-х в том же Париже было более трехсот мастеров, работавших с перьями, через полвека их осталось только пятьдесят, а сейчас на французском рынке вообще одно ателье. И правда, много ли в наши дни нужно платьев, расшитых страусовыми перьями? Возможно, десяток-другой в год закажут все модные Дома, представляющие коллекции haute couture, что-то понадобится для театральных постановок – вот и все. Времена, когда Ив Сен-Лоран заказывал пальто из перьев в виде львиной гривы, а Кристобаль Баленсиага просил выткать из них невесомую ткань, остались в далеком прошлом.
С другой стороны, все то, без чего, казалось, можно было прекрасно жить, приобрело для состоятельного современного человека особую ценность, но повезло единичным предметам, произведенным по сложным старинным технологиям. В 1970-х высокоточные и дешевые кварцевые часы, пришедшие из Азии, практически полностью уничтожили швейцарскую часовую индустрию, тогда казалось, что не выживут даже марки со столетней историей: они пытались выпускать кварцевые часы модного дизайна или в золотом корпусе, но терпели поражение, потому что их коньком была вечная и сложно собранная механика. Зато теперь, в начале XXI века, по старинке собранные турбийоны и вечные календари с выполненной вручную искусной гравировкой на каждой детали и ценой в сотни тысяч евро – ходовой товар, за которым выстраиваются очереди. Крупные марки стали активно поддерживать оставшиеся на плаву мануфактуры, специализирующиеся на тех или иных художественных промыслах. Например, модный Дом Chanel фактически спас от исчезновения мастерскую Maison Desrues по изготовлению пуговиц, ателье Guillet, производящее искусственные цветы с 1896 года, Maison Lamarie', славившийся своей работой с перьями с конца XIX века, а также вышивальщиц из Lesage (они же создавали сложные трехмерные вышивки для коллекций Александра Маккуина). Часть этих мастерских была присоединена к Chanel, другие же получили постоянный приток заказов от марки, показывающей стабильный рост продаж на всех рынках (только Дом Lemarie' изготавливает из шерсти, шелка, атласа или пластика около двадцати тысяч камелий ежегодно). У нас же российский модельер Валентин Юдашкин старается поддерживать льняное производство Вологодской области, размещая заказы на изготовление некоторых деталей своих коллекций на местных фабриках и у вологодских кружевниц.