Фото: Getty Imаgеs/Fоtоbаnk
Фото: Getty Imаgеs/Fоtоbаnk

Сергей Носов

Франсуаза, или Путь к леднику

(«Астрель», 2012)

«Сноб» публиковал на своих страницах кусок этой книги, по которому судить о романе в целом категорически невозможно... Элегантная вопреки невычурности слога проза наполнена не совсем внятными смыслами и идеями – про любовь (но не к женщине, а к своему недугу) и про персонализацию этого недуга, что совсем уж вроде бы странно. Недугом и предметом чувств является... межпозвоночная грыжа. Фоном идет более или менее обычная жизнь, не считая полуэкстремального путешествия по Индии. Жизнь людей с разным уровнем интеллекта и разной степенью душевного развития (или недоразвития). Некоторые из них неудачники, некоторые как бы удачники, но в целом все они существуют как-то дисгармонично, немножко конфликтуют с собой и друг с другом. И вообще, у нас у всех время от времени болит нечто: душа ли, спина ли, зуб или коленный мениск. Но принято писать исключительно про душу. Впрочем, возможно, что зря. И грыжа по имени Франсуаза устами Сергея Носова именно в этом нас и пытается убедить.

Владимир Лорченков

Копи Царя Соломона

(«Волга» /журнальный вариант/, 2011)

Самое главное сомнение, возникающее при чтении книжки Лорченкова, – а не дурят ли меня, ушлого читателя, обремененного вкусовыми и этическими стандартами? А писатель ли вообще этот нагловатый молодой молдавский автор – бравирующий, эпатирующий или, как теперь принято говорить, «жгущий»? Но именно поэтому и стоит его почитать – надо ж разобраться и в себе, и в литературе, претендующей на награду, и в новомодных бесстыдных и ловких приемах написания увлекательных книг. А книжка-то именно что увлекательна. Сюжет – полнейший трэш с многочисленными трупами, реками крови и довольно тупой интригой охоты за сокровищами. Написано все это с максимальным неуважением ко всему, включая то, что не уважать некрасиво (например, холокост), то, что не уважать простительно (например, масонов), и то, что не уважать можно и нужно (унылую совковую жизнь). Читателю остается догадываться: то ли это хорошо выверенный стеб, то ли продукт чистой, незамутненной моральными кодексами натуры. Вот и догадаемся.

Марина Степнова

Женщины Лазаря

(Аст, «Астрель», 2011)

Эта книга аккуратно и органично вписалась в рамки, выстраиваемые женщинами-писателями последние лет двадцать. Среди строителей – и маститая Людмила Улицкая, и Елена Катишонок, и Елена Чижова, а раньше их всех была Ирина Грекова с романом «Вдовий пароход». Это семейно-исторический эпос, трагический, как эпосу и полагается, основанный на трагической же истории страны, социума и отдельных людей. Мужчины тоже внесли свою лепту в создание жанра (вспомним, например, «Московскую сагу» Василия Аксенова), но почему-то именно женщинам лучше удавалось рассказать о закрученных и искалеченных судьбах любящих людей, о том, как злой советский рок не позволял жить по-человечески, и о том, как люди, супротив этого непозволения, оставались людьми. Главный герой Лазарь Линдт – ученый-гений, аутичный до патологии персонаж – по-своему трагичен, но не симпатичен. Хотя именно его судьба катализирует в читателе правильные, общечеловеческие переживания. Я этому роману и дал бы премию. Но кто ж меня послушает...С