Фото: Getty Imаgеs/Fоtоbаnk
Фото: Getty Imаgеs/Fоtоbаnk

Эдуард Лимонов

В Сырах

(Издательство К. Тублина, 2012)

Эта книга о том, как автор жил первые годы после выхода из тюрьмы. На неуютной съемной квартире в странноватом и диковатом московском анклаве под названием «Сыромятники» (они же – Сыры). С постоянной охраной  и переменными девушками, приходящими и уходящими. Про девушек автор рассказывает так, как только он умеет, – без малейшей утайки. Читаешь и понимаешь, что со времен «Эдички» Лимонов, в общем-то, не очень изменился: все так же одинок, несгибаем и безжалостно честен. Да, сегодняшняя его проза выглядит чуть менее революционно, но не из-за недостатка откровенности – родоначальник брутального жанра пишет все с тем же накалом, просто пообвыкшегося читателя удивлять стало сложнее. Зато в реальной, нелитературной жизни автора революционности хоть отбавляй. Правда, о партийной своей жизни Лимонов пишет меньше, чем о сексуальной (что читателю отнюдь не вредит). А о сексуальной – меньше, чем о своем невеселом одиночестве, которое волей-неволей стало эмоциональной доминантой книги.

Андрей Рубанов

Стыдные подвиги

(Астрель, 2012)

Собственно о подвигах в книге почти ничего и не рассказано – если не считать подвигом многолетние усилия автора по растягиванию своего тела с целью сесть-таки на шпагат. Рассказано о его разнообразной жизни, состоявшей из разномасштабных поступков и происшествий: жизни пионера, солдата, студента, мелкого предпринимателя и относительно крупного (но не очень легального) банкира, зэка, безработного, члена кровельной бригады... Эта жизнь, вероятно, не переполненная счастьем, но богатая поворотами и проживаемая с печальным вниманием, описана тонко, точно, философично и – не побоюсь страшного определения – лирично. Результат долгой работы (книга писалась с перерывами с 1996 года) оказался не просто хорошей литературой – это еще и не скучно читать! О степени автобиографичности можно только догадываться – этапы жизненного пути героя и автора, скорее всего, совпадают, но грустно-отстраненная интонация и грамотно встроенная рефлексия делают хорошую литературу даже из истории про какой-то там шпагат.

Наринэ Абгарян

Все о Манюне

(Астрель, Астрель-СПб, 2012)

Дивная трилогия о счастливом солнечном детстве. Все началось с постов в «Живом журнале», в которых автор остроумно ностальгировала по былой безоблачности, а потом одна за другой вышли три книжки, теперь собранные под одной обложкой. Трудно сказать, с какого школьного возраста эту книгу стоит рекомендовать к прочтению, но уверен, что взрослым читать эти истории будет тепло, весело и уютно. Куча комичных, нелепых, трогательных микрослучаев из жизни двух семейств, обитавших в городе Берд Армянской ССР в те времена, когда деревья были большими, а дружба братских народов – нерушимой. Главные героини – две непоседливые девочки: автор и ее подруга Манюня. Самые важные приключения происходят именно с ними и по их вине. Если вам после прочтения не захочется хотя бы денек пожить в этой волшебной Армянской ССР, то одно из двух: или ваше детство было еще прикольнее (тогда скорее пишите!), или вы черствый сухарь, выросший в унылом гнусном «совке», а не в романтическом прекрасном далёке.С