Иллюстрация: Глеб Солнцев
Иллюстрация: Глеб Солнцев

Мои коллеги из модной индустрии Милан недолюбливают. Если коротко, они считают, что модная неделя там недостаточно модна, неинтересна и провинциальна. Некоторые из принципа пропускают ее – Милан не для снобов.

На показах итальянских национальных героев вроде Анны Молинари здесь принято аплодировать посреди дефиле и кричать браво. В Париже это считают дурным тоном. Шоу Джорджо Армани с семьюдесятью неторопливыми выходами занимает минимум тридцать минут, при том что в продвинутом модном мире начинают смотреть на часы через пятнадцать. Для трудоголиков на ­высоких шпильках это все, конечно, несерьезно.

К счастью, не все ездят в Милан только для того, чтобы ходить на показы. Если вам, так же как мне, итальянцы нравятся больше французов, все то, что модники называют провинциальным, покажется настоящей итальянской жизнью.

Если вы собрались в Милан в середине сентября, лучшее, что можно сделать, – получить все удовольствия Недели моды, не расходуя часы на бесконечное стояние в пробках между показами. Если вам не суждено быть миланцем, притворитесь им хотя бы на неделю.

Во-первых, стоит поселиться в правильном отеле. А если и не поселиться, то хотя бы забежать поглазеть. Например, в Principe di Savoia, где помимо обычных радостей пятизвездной гостиницы вроде vanity kit от марки Acqua di Parma проходят светские завтраки. Часов в девять утра велик шанс встретить главного редактора американского Vogue Анну Винтур, а вместе с ней кучу важных людей из мира моды.

Днем стоит погулять в районе улиц Via Montenapoleone и Via Sant’Andrea. Здесь сосредоточены главные магазины города, тут же недалеко тот самый Миланский собор и знаменитая La Scala. За зданием оперы – улица Brera, на которой кроме картинной галереи находится едва ли не лучший в городе магазин винтажной одежды Cavalli e Nastri. Хотя вообще-то у итальянцев винтаж не в чести. Очень не хочется это признавать, но в чем-то мои коллеги из модной индустрии правы.

Да, у выпускника английского колледжа Central Saint Martins гораздо больше шансов продавать свою коллекцию на четвертом этаже ЦУМа, чем в его миланском аналоге la Rinascente.

Да, магазин Cos открылся в Милане только этой весной. И это сорок девятый их магазин в Европе.

Зато здесь есть знаменитый бутик перчаток Sermoneta, концепт-стор Prada на Corso Venezia и салон шляп Borsalino.

И, несмотря на все это, мой приятель Фабио, который продает рекламу в глянцевые журналы, даже в самые занятые дни находит полчаса, чтобы забежать в галерею Брера: просто так, посмотреть, расслабиться.

Образ миланского бонвивана был бы неполным без упоминания обязательного выхода на aperitivo. Абсолютным пижонством считается заселиться в гостиницу Straf и спускаться в бар при отеле между семнадцатью и девятнадцатью часами. Пить на подушках у входа «Кир-рояль», закусывать чипсами с орешками. Имейте в виду: после окончания того, что из уважения к англоговорящим невеждам именуется тут happy hour, расходиться необязательно. Если хочется более светской атмосферы и соответствующей обстановки, заходите во двор отеля Bvlgari. Каждый год я оказываюсь там хотя бы раз – это похоже на веранду «Стрелки»: уже больше не можешь ходить в одно и то же место, но встречи назначают там и ничего лучше пока не придумали.

Перед ужином можно заглянуть в мультибрендовый магазин Corso Como 10 за духами, которые поднимают уровень серотонина в организме. Прямо там же есть вполне милое кафе, но сами миланцы здесь не едят. Скорее посоветуют идти в Torre di Pisa или Da Giacomo – за традиционной тосканской кухней. В эти заведения часто заходит Джорджо Армани, что является поводом для незамысловатых шуток – у него ведь есть и собственный ресторан в Милане.

Что на самом деле меняется в жизни горожан во время Недели моды, так это ночная жизнь. По сравнению с Берлином или Лондоном обычно ее здесь просто нет. Но в начале сентября открывается сезон охоты за приглашениями на дизайнерские вечеринки. Больше всего привлекает модную публику Донателла Версаче, которая каждый год устраивает вечер во дворе знаменитого особняка на Via Gesu. Гостей обхаживают ее дочь Аллегра и ее доверенный дизайнер Кристофер Кейн.

Более доступны две не самые модные, а просто очень модные вечеринки: Punks wear Prada, которую устраивает муза местной ночной жизни Наташа Слейтер, и Pink is Punk диджея и джетсеттера нашего времени Марсело Бурлона.

По субботам миланцы отправляются на рынок Fiera di Sinigaglia в районе Навилья. Не стоит обольщаться: это не антикварный рынок, на котором ­можно урвать настенные часы начала XX века или пиджак из первой коллекции Nino Cerruti, а настоящая барахолка.

Я как-то пришла туда с твердым намерением накупить кучу дешевых винтажных платьев, а вместо этого надолго застряла у лотка со старыми виниловыми пластинками.

Итальянцы ходят сюда как на работу. Мой знакомый как-то нашел там велосипед, который у него украли. А его подружка выпросила у африканцев щенка какой-то неведомой породы.

Шесть лет назад, когда я оказалась в Милане впервые, ко мне приставили водителя. В обычной жизни Федерико продавал унитазы, а водителем подрабатывал, потому что это нестыдно и очень даже прибыльно, особенно если ты молод. В один из дней я получила два приглашения на вечеринку с Дитой фон Тиз. Это был момент ее расцвета, пик ее популярности. Все модные марки норовили одеть ее в свою одежду и усадить к себе на первый ряд. Она гастролировала со своим бурлеск-шоу «Танец в бокале для мартини». Зрелище убойное, публика тоже: модели, итальянские богачи с женами в мехах, дизайнеры. Чтобы не идти одной, я предложила Федерико присоединиться. Подробно описала тонкую талию Диты, белизну ее кожи. Для полноты картины расписала длину ног красавицы Тани Дягилевой. Попробовала кое-что напеть и изобразить. Он вежливо слушал, подождал, пока я закончу, и сказал: «Знаешь, спасибо, ты иди, а я, наверное, пас. У меня семейный ужин. Можно я пока туда съезжу?» Его можно понять – лучшее, что есть в Милане, не уезжает вместе с Неделей моды.

Автор — заместитель главного редактора журнала Interview