Пару столетий назад часы служили дорогостоящим подарком (в виде то сердца, то птицы), украшенным эмалями и драгоценными камнями. Пару столетий назад часы служили дорогостоящим подарком (в виде то сердца, то птицы), украшенным эмалями и драгоценными камнями. Затем они превратились в необходимый прибор для научных экспериментов и судейства спортивных состязаний. Развитие различных средств передвижения, от парусных ­кораблей к гоночным автомобилям, дирижаблям и военным самолетам, вызывало, в свою очередь, необходимость в совершенствовании измерительных приборов. Так, сложные и громоздкие корабельные хронометры, скрещенные с секстантами, постепенно трансформировались в небольшого размера часы, которые стало возможным носить на запястье. Сегодня хронографы, отсылающие к эпохе становления воздухоплавания, популярны как никогда.

В сфере покорения часового и воздушного пространства преуспело сразу несколько мануфактур. Большая часть из них занималась поставками продукции для нужд армии. Удачный баланс между удовлетворением военных и гражданских запросов удалось найти мануфактуре из швейцарского Ле-Локля с приятным русскому уху именем Zenith. Эта марка с первой четверти ХХ века оснащала самолеты измерительным оборудованием: высотомеры шли на борта Королевских ВВС ­Великобритании, большие кабинные часы Zenith Type 20 – на французские Caudron (эти самолеты использовались ВВС Франции в качестве учебных). Наручные же в 1909 году взял с собой Луи Блерио во время перелета через Ла-Манш, в 1924‑м – ­американцы Смит и Арнольд в первое кругосветное путешествие на самолете, а Джордж Дюфек в 1956‑м – для успешного похода к Южному полюсу, создав тем самым марке Zenith имидж поставщика надежных и точных «походных» часов.

У основанной в 1869 году мануфактуры Breitling отлично получалось вычислять крошечные отрезки времени. Ее часовщики то и дело работали над совершенствованием хронографов и первыми придумали, к примеру, независимую кнопку для управления его механизмом (функция пуска и остановки стрелки хронографа), а потом сделали еще сотню других важных изобретений. Точность в измерении времени была всегда актуальна в авиационном деле, и мануфактура пошла по уже известному пути – начала выпускать оборудование для самолетов, а затем создала наручные часы для летчиков. В этом году исполнилось ровно шестьдесят лет с того момента, как была выпущена знаменитая модель Navitimer – пилотские часы с круглой логарифмической линейкой для навигационных расчетов.

Мануфактура из Шаффхаузена IWC c тридцатых годов сделала ставку на  часы для военных летчиков. Их пилотские модели отвечали всем необходимым требованиям: были крупного размера, поставлялись с массивной рифленой завод­ной коронкой (чтобы можно было завести часы не снимая перчатки) и темным циферблатом с хорошо заметными индикаторами (на некоторых моделях минутам отдана внешняя шкала, а часам – внутренняя), с корпусом, защищающим механизм от магнитных полей, которые создают бортовые приборы. Связь с военно-­воздушными силами оказалась у мануфактуры настолько сильной, что помимо особых заказов для военных она в настоящее время выпускает коллекции «гражданских часов» с говорящими именами: Miramar, Top Gun и Special Pilot’s.

Заметные на запястье за счет своего размера и контрастного циферблата, пилотские часы популярны уже больше полувека: их носят не только и не столько военные, сколько те, кто непреодолимо хочет подчеркнуть свою мужественность. Новый виток популярности этим часам дал недавний кризис – в нашу нестабильную эпоху мужество понадобилось вдвое большему числу людей.С