Для изображения пантеры в этом браслете Cartier использована ­окаменелая кость динозавра
Для изображения пантеры в этом браслете Cartier использована ­окаменелая кость динозавра

Парижская антикварная биеннале была придумана в середине 1950-х как масштабная ярмарка для крупных продавцов старины. И как своеобразное светское мероприятие, где бы дамы выгуливали наряды и присматривали мебель в дом, украшения на запястья и шею, а их кавалеры скупали бы все это, не забывая про полотна, скульптуры и книги. Первая биеннале состоялась в 1962 году в Гран-Пале, построенном для Всемирной выставки 1900 года, и собрала 78 галерей и частных дилеров произведений искусства. В разные годы число экспонирующихся сильно различалось, от 60 до 144, а на 26-й биеннале, прошедшей в середине сентября этого года, достигло 150. Теперь она работает больше как огромная выставка предметов различных эпох, собирающая до сотни тысяч посетителей за две недели работы, и, конечно, продает, продает и еще раз продает. В течение дня особо удачливые галеристы несколько раз меняют содержимое своих витрин. И если в начале работы биеннале все они густо заставлены, а стены вокруг плотно завешаны, то под конец все выглядит как исторический музей в каком-нибудь очень небогатом европейском городе, то есть достаточно пусто.

Расположение павиль­онов внутри Гран-Пале напоминает о Париже и площади Шарля де Голля
Расположение павиль­онов внутри Гран-Пале напоминает о Париже и площади Шарля де Голля

Главное отличие последних биеннале – появившаяся отдельная площадка, где главные ювелирные бренды (Cartier, Boucheron, Chaumet, Harry Winston, Bulgari и примкнувшие к ним Chanel, Dior и ювелир-экспериментатор из Китая Wallace Chan) представляют коллекции украшений, ­созданных в единственном экземпляре. Большая часть экспонатов – новые предметы, разбавленные небольшим количеством антикварных. Также добавился павильон с дилерами старых и редких часов. Если для галерей Антикварная биеннале – возможность найти новых клиентов, то для ювелирных брендов – скорее экспозиция того, что уже продано за неделю до начала на закрытых ужинах, куда свозят клиентов со всего света. Продать же получается восемьдесят-девяносто процентов ассортимента.

Мастера Cartier славятся умением точно ­подобрать камни друг к другу, а также художественной резьбой по любой поверхности, к примеру по полудрагоценному халцедону
Мастера Cartier славятся умением точно ­подобрать камни друг к другу, а также художественной резьбой по любой поверхности, к примеру по полудрагоценному халцедону

Оформителем 26-й биеннале позвали Карла Лагерфельда, который за десятилетия проведения показов коллекций одежды Chanel в Гран-Пале изучил его пространство лучше кого бы то ни было. В итоге Карл нарисовал афиши и придумал ­повесить воздушный шар прямо в центре – над условной центральной площадью, от которой в несколько сторон расходились белоснежные павильоны. Прямо по центру – ювелирные стенды, во главе которых находился местный старожил Cartier (бренд выставляется здесь с 1964 года и заслужил право на самую большую площадь). По бокам – собрание полотен Брейгеля, Кандинского, Миро, Уорхола (от обилия которых просто хотелось зажмурить глаза), а также с десяток «разрезанных» картин Фонтана; скульптуры Джакометти и Родена, керамика Пикассо, исламское, китайское и африканское искусство, мебель Буля (самый дорогой шкаф – семь миллионов евро), а также Марка Ньюсона, редкие книги и рукописи… В ресторанно-гастрономической зоне, стол в которой нужно бронировать заранее, каждый день за кухню отвечал один из звездных шефов при поддержке Relais & Châteaux.

Помимо традиционных брошей, колье и серег Van Cleef & Arpels представили часы, украшенные эмалью
Помимо традиционных брошей, колье и серег Van Cleef & Arpels представили часы, украшенные эмалью

Но больше всего посетителей толпилось у витрин ювелирных брендов. Мастера из Cartier подготовили к биеннале 148 украшений, объединив их в коллекцию с именем Dépaysement. На каждое из них, как правило, уходит по несколько тысяч часов работы. В парижское ателье, расположенное в двух шагах от Вандомской площади и вот уже полтора столетия являющееся главной точкой на карте города для всех крупных ювелирных брендов, попасть так же сложно, как в хранилище банка. Именно тут в светлых мастерских, обшитых деревом, создаются лимитированные коллекции марки. При всем желании вкратце описать создание хотя бы одного украшения не удастся – процесс этот долгий и трудоемкий. Сначала художники придумывают примерный вид кольца, броши или колье. Этот эскиз утверждается Бернаром Форнасом, человеком, контролиру­ющим все, что в итоге получит имя Cartier или будет иметь к нему хоть какое-то отношение. Затем из технического воска формируется трехмерная модель в натуральную величину, прорабатываются все детали (включая изнаночные), а также просверливаются отверстия для установки всех камней. Следом отливается еще одна модель, из серебра – она проходит эстетическое и техническое тестирование как у художников, так и у Форнаса. Если получившаяся модель удовлетворяет всем запросам и никаких изменений делать не надо, изготавливается третья – из золота или платины, над которой и будет идти работа (тут, правда, есть еще одна сложность: украшение в новом цвете, к примеру желтого золота, может «потеряться», тогда решают либо заменить металл, либо отказаться от производства). До моделирования обычно добирается сорок процентов эскизов, часть из которых отбраковывается и после. Далее подбираются и устанавливаются все драгоценные камни, изделие несколько раз проходит полировку (используются как вощеные нити, так и гусиные перья, чтобы отполировать места скрепки камней). И так с каждым украшением. Пьер Райнеро, директор Cartier по имиджу, наследию и стилю, замечает, что новая коллекция для следующей биеннале ­готовится не позднее чем за три года до начала, и уже сейчас известно, что будет представлено публике через два года. В текущей коллекции дизайнеры бренда подумали о реальных и вымышленных пейзажах – и перенесли свои мысли в трехмерные объекты, заполненные опалами, бриллиантами, турмалинами, сапфирами, рубинами и прочими драгоценными камнями. Были и традиционные для бренда пантеры: в объемных браслетах, кольцах и кулонах. А еще тиары: антикварная, образца 1922 года, с пером и крупным грушевидным бриллиантом по це­нтру, а также современная, на вид чуть скромнее. Они ушли еще до открытия биеннале клиентам из России. По заверениям представителей большинства ювелирных брендов, именно наша страна – сейчас главный потребитель этого типа украшений.

Для изготовления колье Bulgari из коллекции Mediterranean Eden были использованы зеленые перидоты (общим весом около 170 карат), синие сапфиры (около 96 карат) и белые бриллианты (всего 22 карата)
Для изготовления колье Bulgari из коллекции Mediterranean Eden были использованы зеленые перидоты (общим весом около 170 карат), синие сапфиры (около 96 карат) и белые бриллианты (всего 22 карата)

Предметы высокого ювелирного искусства можно было увидеть и на стенде Wallace Chan. Он основал свое ателье по обработке камней в 1974 году, а в середине 1980-х изобрел технику трехмерной художественной резки (Wallace cut). С ее помощью возможно создавать любые сложные полупрозрачные изображения на камне, наподобие камеи. Сейчас Уоллес известен своими огромными украше­ниями из титана. Среди его произведений броши-цветы размером с тарелку, брошь-цикада с ладонь (около тридцати миллионов евро), колье «Глаза бесконечности» с парными скорпионами и 45-каратным камнем кошачий глаз кровавой расцветки, а также колье «Великая Китайская ­стена» с жадеитами (около пятидесяти шести миллионов евро).

Большая часть украшения Wallace Chan напоминает насто­ящие скульптуры из драгоценных камней и металла
Большая часть украшения Wallace Chan напоминает насто­ящие скульптуры из драгоценных камней и металла

Новая коллекция Van Cleef & Arpels посвящена счастливым знакам и приметам со всего мира. Помимо современных божьих коровок, четырехлистных клеверов, единорогов, скарабеев, лягушек, драконов и знаков Зодиака, превращенных в броши, подвески, кольца и колье, на стенде можно было увидеть и украшения из различных эпох, к примеру из 1970-х. Одновременно с открытием биеннале марка представила свою действительно впечатляющую выставку антикварных украшений в Музее прикладных искусств.

Отпраздновавший в 2010 году свое 125-летие ювелирный Дом Bulgari сконцентрировался на том, что умеет лучше всего: на заметных и ярких украшениях с цветными камнями, а также на знаменитых браслетах-змейках.

Оказавшись в Париже во время проведения Антикварной биеннале, стоит зайти туда не только чтобы прицениться к вездесущим шелкографиям со знаком доллара, странным предметам в виде девушки, выползающей из позолоченного банана, и письмам Наполеона. Но и чтобы еще увидеть, какие произведения искусства способны создавать мысли и руки человека из ничем не примечательных матери­алов.

ОБЩЕЕ ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

Все украшения класса haute joaillerie производятся полностью вручную. В ателье Cartier каждый ювелир учится выполнять весь спектр возможных работ. Чтобы научиться одной из операций, будь то полировка, шлифовка или установка драгоценных камней, требуется от нескольких недель до полугода тренировок. Украшения, выполненные в единственном экземпляре, ремонтируются тем же мастером, который занимался его созданием.С