Коллекция обуви John Lobb, созданная при участии сэра Пола Смита, получила жизнерадостные цвета, характерные для британской марки Paul Smith
Коллекция обуви John Lobb, созданная при участии сэра Пола Смита, получила жизнерадостные цвета, характерные для британской марки Paul Smith

В модном мире не все подчинено рыночным законам. Пока отделы продаж и маркетинга все рассчитывают и рассчитывают, креативные директора то и дело пытаются привнести в свою работу нечто напрочь лишенное коммерческой составляющей.

Так, Раф Симонс постоянно привлекает своего друга, художника Стерлинга Руби то для оформления магазина в Токио, то для создания небольшого набора одежды из денима или принтов для коллекции Dior, за кутюрную и женскую линии которой дизайнер отвечает с прошлой весны. Марк Джейкобс, креативный директор Louis Vuitton, вместе с другом-художником и дизайнером Стивеном Спраузом в 2001 году придумал по-хулигански разрисовать классические ткани Louis Vuitton размашистым граффити. Тогда коллекция дорожных сумок и аксессуаров разлетелась вмиг и была повторена в 2006 и 2008 годах – уже после смерти Спра­уза. Пьер-Алексис Дюма, креативный директор Дома Hermes, который с 1976 года владеет маркой английской обуви John Lobb, давно дружит с одним из главных британских дизайнеров – Полом Смитом. Их закадычная дружба и любовь сэра Пола к обуви, сшитой на заказ, вылились в один небольшой, но яркий проект. С сентября этого года в магазинах марки John Lobb появились три модели ботинок (оксфорды, дерби и мягкие лоферы из замши) в цветах, характерных для коллекций Смита (бирюзовый, фиолетовый, зеленый, серый и другие). Получив возможность выпустить свою коллекцию вручную сшитой обуви, Пол Смит не стал менять в ней ничего, кроме цветового решения, – все-таки в John Lobb ботинками занимаются с 1866 года.

Новое здание мануфактуры John Lobb с 1994-го находится в английском Нортгемптоне, в сорока минутах езды на поезде от Лондона. Мастеров тут совсем немного – мануфактура производит всего 110–150 пар в день. На этаже раскройщиков стоят огромные короба с обрезками – в отходы уходит до половины шкуры, поскольку на производство ботинок идут только лучшие ее части. Вокруг этих коробов, столов и ухающих машин то и дело пробегает низенький усатый мужчина в твидовом костюме и замшевых монках цвета хаки. Это Андрес Эрнандес, креативный директор и директор по производству John Lobb. Он родился в Венесуэле шестьдесят лет назад, учился в католической школе на Карибах, а потом уехал в Великобританию, планируя стать учителем английского. Еще в университете, чтобы заработать на жизнь, он устроился подмастерьем к обувщику. В результате преподавателем он так и не стал, а вот обувь делает уже больше сорока лет. Когда Андрес начинает говорить о ней, в его глазах вспыхивает огонь, он тут же начинает бегать между станками, рассказывая, как простой кусок кожи получает выверенную  форму, которую он чаще всего сравнивает с дизайном олдтаймеров. Объясняя, как родилась та или иная модель, он становится похож на ребенка с игрушкой в руке: ботинок, пересекающий гладь стола, и действительно напоминает какой-то игрушечный автомобиль. Он рассказывает, что был рад познакомиться с Полом Смитом, что за разговорами о том, что такое хорошая обувь, они провели целый день и что цвета Пола очень подходят марке John Lobb, чей логотип тоже жизнерадостного канареечно-желтого цвета. Пока Эрнандес рассказывает о британском дизайнере, в комнату-приемную, уставленную от пола до потолка образцами обуви, входит помощница Эрнандеса. Ему нужно ответить на пару писем.

Деревянные колодки и шнурки, часть стиля компании, тоже приобрели окраску.На фото внизу: Пол Смит на мануфактуре John Lobb в Нортгемптоне изучил весь процесс создания ботинка – от раскроя кожи до упаковки его в коробку
Деревянные колодки и шнурки, часть стиля компании, тоже приобрели окраску.На фото внизу: Пол Смит на мануфактуре John Lobb в Нортгемптоне изучил весь процесс создания ботинка – от раскроя кожи до упаковки его в коробку

Андрес не пользуется электронной почтой, вообще компьютером, мобильным телефоном и отрицает излишнюю быстроту жизни. Его компьютер – его верная помощница, а почтовое отделение – три стопки бумаги на столе: «срочно», «важно» и «неважно». Последняя – самая большая стопка, из которой бумаги уходят в корзину еженедельно. Для маленького человечка из Венесуэлы это лучшее доказательство того, что все технические новинки ему совсем ни к чему. Для создания эскизов ботинок на мануфактуре не пользуются никакими компьютерными системами моделирования, это фактически штучное производство, и без электроники можно легко обойтись. Покончив с письмами, креативный директор John Lobb мечтательно поднимает глаза, смотрит на потолок и говорит, что через пару недель он поедет в отпуск. Недавно он купил себе дом на одном из пустынных островков Карибского бассейна. Растягивая слова и не сводя взгляда с потолка, Андрес рассказывает, что там ничего не нужно, кроме плавок. Просто ложишься ночью на песок у кромки воды, слушаешь шум океана и рассматриваешь небо – именно там самые красивые звезды… Опуская голову, он тут же всматривается в бесконечные ряды ботинок у стены, с той же мечтательностью, что еще пару секунд назад представлял себе родные карибские звезды. Они, кажется, теперь уже совсем рядом, напротив.

Где-то внизу монотонно ухает пресс, за окном шумят грузчики, втаскивающие мебель в здание по соседству. Время застыло – и тут приходит четкое понимание того, что ботинки John Lobb созданы Андресом Эрнандесом для размеренной ходьбы. Для беготни уже давно изобретены кроссовки.С