Мемуары фрейлины императрицы («Астрель», 2012)

На самом деле это воспоминания трех женщин: собственно фрейлины, баронессы Мейендорф (в девичестве Шервашидзе), ее внучки Бабо Дадиани и правнучки Татули Гвиниашвили. Биография дочери правителя Абхазии князя Шервашидзе не то чтобы гладко-безоблачна, особенно та ее часть, что пришлась на начало ХХ века, однако жизнь баронессы закончилась в ее собственном лондонском доме. Да и мемуары по большей части посвящены периоду вращения автора в пределах наивысшего света, что, конечно, интересно, но этак историко-антропологически. Сплошь одни принцы, дворцы да яхты... И лишь немного – о скудности петербургского рациона 1918 года и невозможности платить двум прачкам. А вот судьба ее внучки, вернувшейся в уже советскую Грузию, сложилась иным, к сожалению, привычным для миллионов людей трагическим образом. Но именно эта часть книги – совершенно восхитительное чтение. Это ода подлинному благородству, неистребимому жизнелюбию и всему тому хорошему, что в моем представлении прочно связано с Грузией и грузинами.

Том Риис. Ориенталист (Ad Marginem, 2012)

Если кто не читал роман «Али и Нино», написанный в тридцатые годы прошлого века человеком, называвшим себя Курбан Саид, то лучше сначала прочесть его (благо не так давно он был переиздан), а уж потом приниматься за увлекательный рассказ о жизни автора этой книги. Звали его на самом деле Лев Нусимбаум, и был он сыном бакинского нефтепромышленника, евреем, мусульманином, авантюристом и мистификатором, писателем и публицистом. Том Риис совершил исследовательский подвиг, перелопатив и проанализировав немыслимое количество информации, и в результате счастливого читателя ждет не только невероятная биография, но и подробная историческая, экономическая, политическая и социальная панорама ХХ века. Автор и досконально изучает глобальную ситуацию вокруг героя, и мимо мелочей не проходит: бакинский быт в эпоху нефтяного дореволюционного расцвета, этногенез горских евреев,  отношение американцев к первым фашистам, особенности немецкого книгоиздания... Так что книга не только про Нусимбаума.

Евгений Водолазкин. Лавр («Астрель», 2012)

Автор чудесного романа «Соловьев и Ларионов» снова написал чудесную книжку. Причем чудеса в ней присутствуют буквально: дело происходит в средневековой Руси, герой – одинокий целитель, постепенно и трудно доживающий до уровня святости, и чудесам он становится свидетелем, а многие сотворяет сам. Не возьмусь судить о степени достоверности древних реалий, но фактическая достоверность – не цель Водолазкина. Он создает духовную убедительность, не требующую аксессуаров исторического романа. Да и роман историческим никак не является. И стилизацией не является тоже. Умильных берестяных туесков и расписных кокошников там нет. Зато есть чудесный (опять чудесный!) языковой сплав, недаром автор – спец по литературе Древней Руси. От нестороподобной старославянской велеречивости и как бы древних просторечий до разговорного полуканцелярита и жаргонов века нынешнего, оказывается, зело недалече, если их правильно связывать. И если слово «постмодернизм» не считать ругательным, то я бы назвал эту книгу «постмодернистским житием».С