Carlo Stanga / MGA
Carlo Stanga / MGA

*

В марте в Париже неожиданно повсюду появились стихи. В электричках и на автомобильных парковках, на станциях метро и даже на деревьях, которые, как новогодние елки, были украшены карточками с поэтическими строками. А один прохожий совершенно неожиданно подошел и просто так подарил мне открытку с небольшим стихотворением о любви. Этот романтический перформанс под названием «Весна поэтов» проходит в течение месяца по всей стране при поддержке министерства культуры и министерства образования Франции. Приняли участие почти все парижане. По замыслу устроителей, он поможет вернуть поэзию в повседневную жизнь города.

Но не стихи на стенах столичной подземки так удивили французского транспортного чиновника, стоявшего рядом со мной на станции «Мадлен». «Это что за курица?» – спросил он, разглядывая монументальный витраж высотой пять и шириной девять метров, основным персонажем которого стала циклопическая курочка Ряба. Ряба мирно клевала травку на лугу на фоне разноцветных звезд и парящих серпов и молотов. В центре композиции был помещен черный квадрат Малевича, а вокруг – красная пятиконечная звезда, храм Василия Блаженного и самовар. На торжественном открытии Дмитрий Гаев, начальник московского метрополитена, рассказал, что идея родилась несколько лет назад, когда в преддверии столетия парижского метро русские декорировали одну из станций французской столицы в стиле московского метро. Тогда и решили обменяться произведениями искусства. В 2007 году французы оформили вход на станцию «Киевская» в классическом для Парижа стиле ар-нуво. «А теперь наша курочка Ряба украшает станцию "Мадлен" в Париже», – довольно констатировал Дмитрий Гаев. Для не знакомых с русским фольклором французов рядом поместили краткий пересказ канонической сказки. Завершает общую композицию восьмидесятикилограммовое яйцо из бронзы, которое только что снесла Ряба. Сделать его золотым помешал вездесущий кризис, как шутливо заметил автор проекта художник Иван Лубенников.

На открывшейся Неделе моды тоже отдали дань русскому фольклору. В коллекции Кензо, к примеру, были и шапки-ушанки, и матрешки, и вышитая на платьях рябина. А у Сони Рикель модели и вовсе заговорили по-русски. Рикель чутко отреагировала на кризис, устроив практически домашний показ у себя в магазине на Сен-Жермен. Список гостей был сведен к минимуму. Модели плавно передвигались по непривычно тесному пространству, комментируя происходящее на своем родном языке. «Я Влада, на мне алое платье и лисья горжетка. В целом я довольна жизнью, но когда же наконец кончится это безобразие?» – бросила риторический вопрос в зал русская топ-модель Влада Рослякова, проходя рядом с Катей Мухиной из Marie Claire. «Расслабься и получай удовольствие!» – парировала Катя. Поскольку русскими были большинство моделей и немалая часть гостей, завязался живой диалог. Кроме Кати Мухиной в беседе участвовали Эвелина Хромченко из L'Officiel, Лидия Александрова из Lanvin, Ирина Михайловская из Elle, Даша Веледеева из Harper's Bazaar и Алена Долецкая из Vogue. «На всех Неделях моды скучно повторяется тема кризиса. Париж на этом фоне выглядит лучше и пока держит первое место», – уверила меня Долецкая. И действительно, скучать не пришлось. На шоу JC de Castelbajac модели сначала разгуливали по подиуму в футболках и платьях с персонажами из «Маппет-шоу» – мисс Пигги, лягушонком Кермитом и монстром Гонзо, а под конец стали разбрасывать по сцене доллары с портретами Обамы. Публика ринулась собирать их, а панда в футболке с надписью Too Strange To Live, Too Rare To Die молчаливо наблюдала за происходящим.

** 

Французам совершенно не свойственна подобная расточительность. Поэтому в кафе, где можно вкусно пообедать всего за четыре евро, почти всегда нет свободных мест. Хозяин (и по совместительству шеф-повар) заведения по имени Оливье с радостью рассказал о секрете дешевизны: все используемые в его блюдах продукты собраны после воскресного базара среди выброшенной продавцами «неликвидной» еды. «Всего-то дел – отрезал подгнившую часть, и ешь на здоровье!» – объяснил Оливье политику заведения и более чем приемлемые цены. Приглядевшись к вывеске кафе: Envie des croissants («Желание снижения» – буквальный перевод, но в названии кроется тонкая игра слов «снижение» и «круассан»), я поняла, что Оливье – представитель движения, в последнее время ставшего для многих французов образом жизни. «Сниженцы» (decroissants) – не просто любители органических продуктов, эти люди готовы практически на все, лишь бы не вредить экологии. Они отказываются от любой продукции, произведенной слишком далеко от места их обитания. Ведь на доставку требуются загрязняющие атмосферу переезды и перелеты. В Америке последователей этого движения называют локаворами.

***    

Обычно в Париже меньше чем за двадцать евро не закажешь и салата, а кофе в большинстве парижских кафе стоит не меньше трех евро. Проведенное недавно исследование только подлило масла в огонь. Оказалось, что парижский кофе – самый дорогой во всей Франции. Уже второй год борющийся с Еврокомиссией за снижение ресторанного налога Саркози в этом месяце наконец добился своего: налог с почти девятнадцати процентов опустится до пяти. При этом президент настаивает, чтобы и рестораторы снизили цены на столько же, для чего потребовал провести исследование по всей стране. В результате выяснилось, что эспрессо в столице стоит в среднем почти в два раза дороже, чем в остальных городах Франции. Правда, даже если закон, обязывающий снизить цены в ресторанах, будет принят, особо радоваться не придется: стоимость кофе уменьшится всего на двадцать центов. То есть чашка эспрессо будет стоить примерно столько же, сколько в «Кофемании» на Никитской в Москве – около двух с половиной евро (110 рублей).

Вопрос снижения цен волнует не только президента Саркози, но и русского художника Андрея Молодкина. Правда, последнего больше интересует нефть, а не кофе. «Мы же знаем, что нефть – органический материал, – спокойно рассуждал он на открытии ярмарки современного искусства Art Paris. – Динозаврам потребовалось два миллиона лет, чтобы превратиться в нефть. Я думаю, что в условиях кризиса обидно ждать так долго, все можно успеть максимум за шесть месяцев». Молодкин решил превращать в нефть людей. Для этого, по замыслу художника, люди будут завещать свое тело искусству, то есть Молодкину. А он по специальной технологии превратит их в «черное золото». В подробности технологии Молодкин вдаваться не стал, но рассказал, что уже несколько месяцев тренируется на почивших домашних животных. Более того, по его словам, к эксперименту уже готовы журналист BBC Александр Ганкин и приятельница артиста порноактриса Хлоэ де Лисс. «Но вообще я, конечно, рассчитываю на пожилых и больных людей», – заключил Андрей. Его парижская галеристка Илона Орел стояла неподалеку, довольно кивая. Ее можно понять: проект вызвал нешуточный интерес у медиа, а на Art Paris работы художника раскуплены полностью.

У современного художника в России нет шансов выставиться в церкви, а Европа такую возможность предоставляет. Например, в барочной церкви Марии Магдалины. Правда, не в Париже, а в Лилле, где прошел фестиваль Lille 3000 – Europe XXL. На выходе из лилльского вокзала приезжающих встречали гигантские лаковые фигуры проекта «Ангелы и демоны. Парад» группы АЕС+F: во главе – «первый всадник», то есть девочка в памперсах верхом на динозавре, а вдоль всей улицы Фэдерба – одиннадцать черных шестиметровых младенцев-переростков. Все они сделаны из того же пластика, что идет на яхты.

А посреди центральной площади Лилля, на фасаде здания левой газеты La Voix du Nord («Голос Севера») разместили двенадцать неоновых вывесок: «Рыба-мясо» (на русском), «Библиотека» (на румынском), «Парикмахерская» (на литовском) и т. д. – работы русского ньюйоркца Антона Гинзбурга. Антону пришлось объяснять французам, что во времена СССР наружной рекламы не существовало, а единственные разрешенные вывески должны были четко информировать прохожего о том, что его ожидает внутри. «Концептуально получилось очень правильно, – удовлетворенно заключил художник, глядя на неоновые огни, – удалось зафиксировать момент памяти конца социалистической утопии. Получилась такая капсула во времени». Между футуристическими «ангелами-демонами», прямиком вышедшими из 3000 года, гинзбурговский флешбэк в СССР на лилльской площади и правда выглядел неожиданной капсулой во времени.

Хотя все-таки самую удачную художественную акцию месяца провели активистки женского общества «Борода» на площади Республики. В знак протеста, что все важные государственные посты в стране достаются мужчинам, они ежегодно нацепляют на установленные в центре площади три женские статуи, символизирующие свободу, равенство и братство, косматые бороды на резинках.С