Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru

Ситкомы бывают четырех видов: про друзей и романтиков; про малость асоциальных и экстравагантных чудаков; про нервных работяг и окружающих их бездарных оболтусов; про родню и соседей. Три первые ниши забиты плотнее, чем метро в час пик, поэтому новички 2013 года сосредоточены на семейных ценностях и соборности.

Главный герой шоу Family Tools (премьера – 1 мая на канале ABC) – обаятельный, но неудачливый мужчина под сорок, не сумевший ни получить образования, ни попасть в армию, ни найти хорошую работу, ни завести семью. Меньше всего на свете бедняге хочется попадаться на глаза сочувствующей родне, но однажды он узнает, что у отца проблемы с сердцем и кто-то должен унаследовать его бизнес – магазин домашних инструментов и бюро помощи по хозяйству. От новоиспеченного мужа на час все ждут очередного провала, но он, конечно же, справится. Если не в первом, то в десятом сезоне уж точно. В роли ворчливого отца – любимец американских инди-режиссеров Дж. К. Симмонс – папаша Джуно из «Джуно». В Family Tools у него вместо маленькой девочки крупногабаритный сын-охламон, но смысл у этого нежного, хотя местами и страшно ехидного шоу тот же: в семье все в ответе друг за друга.

В сериале Love Thy Neighbor, идущем с 29 мая на телеканале OWN, эта нехитрая мысль переносится с отдельно взятой семьи на весь пригород. OWN – это Oprah Winfrey Network, а Love Thy Neighbor – цитата из ­Библии, так что масштаб проповеди можно представить заранее. Действие происходит в классическом кино­шном дайнере, которым управляет ­мудрая пожилая афроамериканка, притягива­ющая к себе разбитые сердца и врачующая их добрым словом и чутким советом. В общем, «Хижина дяди Тома», век XXI. Главные бенефициары – разбогатевшие на шоу-продуктах для чернокожих Опра Уинфри и Тайлер Перри. Кроме Love Thy Neighbor бизнес-партнеры выпускают в мае еще и драму о жизни служанки-афроамериканки в доме белых аристократов. Интересный культурный феномен, как говорят в таких случаях ценители слова «феномен».

Самая занятная премьера месяца, впрочем, мокьюментари-ситком Family Tree от канала для интеллекту­алов HBO. Это якобы реалити-шоу о парне, решившемся на путешествие по ветвям собственного генеалогического древа. Поиски родственников заставляют его метаться из Штатов в Англию и обратно; проводить время то с маргиналами, то с аристократами; то находить поводы для гордости за свой род, то бледнеть и краснеть. Большинство диалогов – импровизация актеров, камера дрожит то от смеха, то от возмущения, а стоит за всем этим тщательно срежиссированным экспромтом английский барон Кристофер Гест. Гест – мастер продуманных спонтанностей, обладатель удивительного чувства юмора (так могли бы шутить братья Коэн, родись они в Британии и будь их дворецким Джордж Карлин) и хитрый иллюзи­онист. Family Tree, в частности, обязательно внушит зрителю мысль, что его собственная семья – дар Божий. И надо бы с ней созвониться.