Музейное дело № 1. Михаил Пиотровский

+T -

Быть или не быть возрожденному Государственному музею нового западного искусства? Сегодня этот вопрос перешел в плоскость президентских поручений: к 15 июня должны быть подготовлены все предложения экспертов и заинтересованных сторон. Кто выйдет победителем в давнем конфликте между Государственным Эрмитажем и ГМИИ им. А. С. Пушкина за бесценные полотна Гогена, Матисса, Пикассо? Кто возьмется разрешить спор директоров двух главных музеев страны – Михаила Пиотровского и Ирины Антоновой? И возможно ли восстановить историческую справедливость, не сотворив еще большей несправедливости, опасной новыми притязаниями и проблемами? Об этом специальное расследование «СНОБа»

Поделиться:
Фото: Юрий Молодковец
Фото: Юрий Молодковец

СМихаил Борисович, начнем со злобы дня. Социальные сети горячо обсуждают конфликт, возникший у вас с директором Музея имени Пушкина Ириной Антоновой во время прямой линии президента. Она предложила Эрмитажу вернуть коллекцию нового искусства Щукина–Морозова в Москву, чтобы возродить Музей нового западного искусства. Вы не могли бы прокомментировать эту ситуацию?

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Комментировать Всего 10 комментариев

Хочется надеяться, что в журнале название статьи совпадает с именем Михаила Борисовича.

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак, Мария Овчинник

Алена, спасибо! Виноваты. Исправились. В журнале, разумеется, все правильно. 

ты должен совершить некое усилие, чтобы приобщиться к ценностям духа... (о том, почему в Эрмитаже нет эскалаторов)

Гм...

Всё-таки странно у нас, у русских, устроен мозг - всё бы нам себя истязать... Впрочем, и в других азиатских странах принято бичевать плоть... Вот только не знаю, поддерживают ли подобные идеи и директора тамошних больших музеев... 

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

Ну, что ж, наверное, кому-то даже нравится сознавать, что мы такие вот отличные. От всех.

(С ужасом вспоминаю те давно прошедшие времена, когда из-за обострения остеохондроза каждая лестница была для меня орудием пыток... Наверное, с годами, у многих это проявляется в той или иной степени... И так вот убеждённо говорить о своём принципиальном несогласии облегчить доступ в музей всем желающим - странновато для высококультурного человека...).

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

поправка: Михаил Борисович зря хвалится приоритетом в строительстве музейных филиалов -   хорошо известно, что первенство принадлежит музею Гуггенхайма, построившему филиал в Бильбао в 1997 году, идея пришла намного раньше - МБ еще не работал директором, когда в 1989м году Ханс Холляйн проектировал филиал Гуггенхайма для Зальцбурга.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

Юра, а разве первым был не Питер Людвиг - сначала два музея:

в Ахене и Кёльне, а потом и в Вене?

не совсем. вот что написано на сайте фонда Людвига: It was in 1957 that Irene and Peter Ludwig began concentrating on collecting for the public in order to fill gaps in existing museum holdings. 1957 marks the beginning of a long-term commitment favouring numerous museums in Germany and abroad. In that same year, the Suermondt Museum in Aachen and the Schnütgen Museum in Cologne were the first two museums to benefit from the Ludwigs' generosity: both institutions feature Medieval art and obtained a number of the finest treasures from the Ludwig Collection as permanent loans.

Людвиг не строил филиалов музея, поскольку его как такового не было, он размещал свою коллекцию, называя ее местоприбывание Музеем Людвига, в том числе в Русском музее. разница в концепции. кстати, логичнее было бы разместить западное искусство, которое теперь обосновалось в Мраморном дворце, в Эрмитаже, но, видимо, с руководством Русского музея оказалось договориться проще, чем с Пиотровским. впрочем эту историю я в подробностях не знаю. очень, зато, хорошо помню, что с идеей филиалов и обмена коллекциями, основанной на простом соображении, что только 7% музейных собраний находится в постоянном экспонировании, первым выступил Том Кренс. он же всячески пытался вовлечь Эрмитаж, Лувр и Кунстхисторише в общую музейную цепь, за что Гуггенхайм потом долго называли Макдональдсом...

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

Как мне рассказывал один из директоров - Марк Шепс, оба музея:

и в Ахене, и в Кёльне строились и перестраивались при участии

Людвига. Как ты думаешь, возможно, сначала использовались

старые здания, а потом были построены и новые?

Самые
активные дискуссии

СамоеСамое

?