Мелочь, а приятно

+T -

Несколько лет назад на всех писсуарах аэропорта Шипол в Амстердаме появились мухи. Это была приманка. Мужчины сразу поняли, что надо делать. Они начали «целиться» в нарисованную муху, и в туалетах стало значительно чище. Как не лишить человека свободы выбора и подтолкнуть к верному решению?

Поделиться:

Перевод - Илья Свердлов

Автор идеи с мухой – Аад Киебоом, представитель самого популярного ныне «бихейвористского» течения в экономике. Его последователи придумали сотни эффективных способов влиять на выбор человека не с помощью рациональных аргументов, а посредством всяческих мелочей, вроде мух.

Приемы, которые побуждают человека к определенному действию, с легкой руки экономиста Ричарда Тэйлера и юриста Кэсса Санстина получили название «надж» (nudge). Буквально это переводится как «легкий толчок локтем». Тэйлер и Санстин написали книгу, которую они так и озаглавили – «Надж». Это своего рода манифест нового движения. Авторы окрестили его либертарианским патернализмом. Философия движения такова: у каждого ­человека есть свобода выбора, и отнять ее нельзя, но можно помочь человеку сделать правильный выбор. Вот для этого и нужны надж-идеи. Благодаря им мы все сможем меньше курить, больше заниматься спортом, сократить потребление энергии и жертвовать больше денег на благотворительность.

Когда год назад «Надж» вышел в твердом переплете, лондонская Times сообщила: в избирательном штабе Барака Обамы изучают книгу с тем, чтобы подтолкнуть американцев к единственно правильному выбору. После выборов Кэсс Санстин получил назначение в новой администрации США. Теперь ему предстоит решать, как и насколько новое правительство будет вмешиваться в жизнедеятельность американского народа. Ричард Тэйлер продолжает преподавать в Чикагском университете, но параллельно консультирует Белый дом по вопросам экономики.

В марте вышла вторая редакция книги Тэйлера и Санстина. В частности, она дополнена новыми примерами успешного использования надж, которые журнал «Сноб» впервые публикует на русском языке.

Достаточно на писсуаре в мужском туалете нарисовать муху, и количество «промахов» снижается на восемьдесят процентов.

соседи и энергопотребление. Маленькие человеческие слабости – неиссякаемый источник надж-идей. Одна из таких слабостей – извечное стремление казаться лучше соседей. Муниципалитет калифорнийского города Сакраменто проявил надж-подход, использовав эту слабость при разработке очень простого и удобного «Отчета о потреблении электричества», который получают теперь все жители. В нем энергопотребление каждой квартиры и дома сравнивается с «экономными соседями» (чьи показатели соответствуют определенным нормам) и «всеми соседями» вообще. Каждому потребителю присвоен рейтинг: «отлично», «неплохо» и «ниже ­среднего» («неплохой» отчет украшает один «смайлик», отчет с рейтингом «отлично» – два). А обычные количественные данные о потреблении энергии для наглядности снабжены процентами и столбиками диаграмм. Скажем, вы можете обнаружить, что «в этом месяце потребили на сорок процентов больше электричества, чем ваши экономные соседи». И это еще не все: крупными жирными буквами в отчете указано, в какую копеечку влетает неэкономное потребление. Например: «По текущим тарифам В ПОДОБНОМ РЕЖИМЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ВЫ ЗАПЛАТИТЕ В ГОД ЛИШНИЕ 358 ДОЛЛАРОВ». Не менее важно и то, что отчет предлагает индивидуальные рекомендации для каждого пользователя. Учитывая специфику потребления, эти советы помогают сделать расход энергии более эффективным. Они состоят из «простых решений» (скажем, отключать конкретные электроприборы в определенные часы), «разумных покупок» (например, переход на флуоресцентные лампы вместо обычных ламп накаливания) и «мудрых инвестиций» (допустим, регулярное техобслуживание систем отопления и охлаждения). Мы совершенно уверены: если бы все энергетические компании мира рассылали своим клиентам подобные отчеты, люди не только бы сэкономили немало денег, но и ощутимо улучшили экологическую ситуацию.

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Самые
активные дискуссии

СамоеСамое

Все новости