Ольга Громова
Ольга Громова

*

Готовиться к рождественским балам в Париже начали за месяц. Удачливые обладатели билетов по восемь евро и бесплатных глянцевых приглашений штурмовали фойе Оперы Гарнье: театр в третий раз весьма остроумно избавлялся от костюмов снятых из репертуара спектаклей. Умело созданный ажиотаж (вначале пускали избранных по приглашениям, а затем уж по билетам, если оставалось время) и смешные цены от двух евро за шляпку до двухсот пятидесяти за кринолин, обтянутый то ли парчой, то ли тафтой, обеспечили этой акции еще больший, чем в предыдущие годы, успех.

Иллюстратор Александра Полякова уже более получаса томилась со мной в очереди и, очевидно, нервничала. Стоять оставалось минут сорок, накрапывал дождь, на руках был младенец, а ведь вечером еще предстояло раздавать автографы на фестивале детской книги.

Оказавшись в непосредственной близости от дверей, мы ринулись внутрь, оставив за порогом последние представления о приличиях. «По одному костюму и шляпке в одни руки!» – гласила надпись на входе. Но кто же на это обратит внимание, когда начинается битва за гардероб «Войны и мира»? Повышенный интерес к русской классике объясняется прозаично: среди предлагаемых костюмов могли отыскаться большие размеры. Оказалось, даже субтильным француженкам сложно втиснуться в балетные пачки из «Дон Кихота». Неизвестно откуда вынырнула Евгения Левинская, последнее время работающая фотографом на съемочной площадке то у одного, то у другого киногения, и прямо из-под носа увела треуголку, заявив, что ей она просто необходима для какой-то вечеринки. Неподалеку ее подруга примеряла платье, сшитое, по-видимому, для первого бала Наташи Ростовой, и прикидывала, можно ли будет в нем явиться на костюмированный новогодний бал Насти Дорошевой, который пройдет в Берси и будет посвящен Королю-солнцу. Хозяйка event-компании Stratagem Дорошева вообще-то устраивает балы для гостей за большие деньги, но своих пускает бесплатно.

**

Полякова тем временем умчалась на Салон детской книги, посвященный, как это ни странно звучит, страхам и кошмарам. Кругом галдели дети, их родители по углам пили шампанское, а три сотни писателей и иллюстраторов раздавали автографы. Полякова, оформившая уже два десятка книг, умеет уговаривать издательства на разного рода авантюры. Например, выпустить толстенного «Буратино» со страшноватыми, но захватывающими картинками. Несмотря на то что магазины завалены «Пиноккио» во всех возможных исполнениях, детям книжка понравилась. А Полякова тем временем планирует очередную атаку на издателей – хочет выпустить «Книгу вымышленных существ» Борхеса с собственными иллюстрациями.

Поклонники книги другого, не менее знаменитого автора собрались в галерее Ariane Dandois. Здесь представляли фотороман «Мастер и Маргарита» Жана-Даниэля Лорье. Модный во всех смыслах фотограф Лорье известен, в частности, как автор календаря Nu age 2008 с Ольгой Родионовой, Оксаной Федоровой и прочими русскими красавицами. Впрочем, на презентации Лорье оказался на втором плане. Главным героем все-таки был экс-гендиректор «Силовых машин» и руководитель фонда «Императив капитал» Евгений Яковлев, который этот фотороман «сочинил» и оплатил.

Ольга Громова
Ольга Громова

На презентацию прилетел целый самолет гостей из Москвы: Вера Глаголева, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Шакуров, Егор Кончаловский, Рената Литвинова. Лорье взахлеб рассказывал собравшимся, что съемки тянулись почти год, а щедрости заказчика не было предела. Жестикулируя, описывал интерьеры частных московских особняков, открытых специально для съемочной группы, восторгался Новодевичьим монастырем, высоткой на Котельнической набережной и видом с крыши Дома Пашкова.

Авторы проекта аккуратно следовали булгаковскому тексту, создавая практически документальное изображение событий романа. Однако несколько въедливых филологов-русистов все-таки обнаружили несоответствия первоисточнику. На одной фотографии, например, обнаженная Маргарита под черной вуалью стоит спиной к зрителю на балконе, а перед ней Кремль, при том что жила она в одном из Арбатских переулков. На другой Маргарита с Азазелло сидят на скамейке спиной к Новодевичьему монастырю, хотя в книге эта сцена происходит в Александровском саду.

Однако остальную публику это не слишком волновало. Куда больше всех интересовало, где же Аджани, исполнившая роль Маргариты. Она приехала поздно, несколько раз проплыла туда и обратно по галерее и уехала. А Яковлев, отрекомендованный французской прессой как «русский миллионер», «деловой человек» и «меценат», под конец сообщил, что проект этот не коммерческий, воплощенный исключительно из любви к литературе, поэтому работы не продаются. В марте их обещали показать в Доме Пашкова, а потом в Нью-Йорке и Лондоне. Несмотря на это заявление, поклонники Аджани забросали хозяйку галереи мадемуазель Дандуа просьбами продать фотографии за любые деньги.

***

В зале Couteau-Begarie аукционного дома Drouot в это время многие тоже были готовы расстаться с крупными суммами и, не жалея десятков тысяч евро, всерьез дрались за шпаги и другие предметы, связанные с историей Российской империи. Сидевший рядом немолодой мужчина в толстом вязаном свитере и профессорских очках, как выяснилось, был Олег Стецюра, президент московского аукционного дома «Гелос». Рядом с ним ерзал личный секретарь, чья функция сводилась к поднятию номера участника, когда на торги выставляли очередную интересующую шпагу или орден. Основным конкурентом «Гелоса» была группа тучных мужчин. По окончании торгов они спешно упаковывали военную амуницию в целлофановые пакеты. Главный из них, похожий, по моим представлениям, на Емельяна Пугачева, протянул руку: «Александр, арт-дилер». Он рассказал, что приехал из Белоруссии. Минские миллионеры стараются за границу не выезжать, чтобы лишний раз не светиться. На аукционы они отправляют своих скупщиков и координируют их действия по телефону. «И много вы ездите?» – поинтересовалась я. «Послезавтра в Вену, после в Женеву, ну а потом в Лондон на Неделю русского искусства», – без особого энтузиазма рассказывал Александр. Границу Белоруссии кризис, видимо, еще не пересек.

****

Похоже, многие в Париже верят, что кризис не пересек и границу России. В том числе в этом уверен Карл Лагерфельд, который назвал свою межсезонную коллекцию «Москва–Париж», а ее лицом выбрал русскую модель Александру Пивоварову. Когда дизайнера спросили, почему, собственно, Москва, тот искренне признался: «Потому что именно в этом городе держатся самые высокие продажи у Chanel. Ну и потом Габриэль Шанель, как известно, интересовалась русской культурой еще во времена своего бурного романа с великим князем Дмитрием, вдохновлялась русским конструктивизмом, что отразилось в ее коллекциях». Именно этой истории Лагерфельд посвятил свой первый короткометражный художественный фильм, показанный перед дефиле в театре Ranelagh в начале декабря.

Потом показали собственно коллекцию: кокошники, украшенные перьями, гигантские кресты на шапках, выложенные камнями, сапоги из соболя, пальто с золотой вышивкой. Если учесть, что межсезонные показы проводятся для того, чтобы заявить о главном направлении, выбранном домом мод на следующий сезон, то тенденция будущего года ясна как полярный день.С