Фото: Арсений Несходимов
Фото: Арсений Несходимов

Вот ведь как бывает. Жизнь то сводит, то разводит, то вдруг возьмет да и огорошит тебя каким-нибудь невероятным совпадением, после чего только и остается растерянно повторять: «Ничего себе!».

Я хорошо помню дебют юного выпускника Щукинского училища Петра Федорова в фильме Игоря Таланкина «Звездопад». Славный такой, коренастый, курносый солдатик, говоривший с окающим вологодским акцентом. Такие лица тогда, да и теперь, можно увидеть только в военной хронике или на пожелтевших фотографиях семейных альбомов. Собственно, эта его ясноглазая подлинность идеально сработала и была даже отмечена на Венецианском фестивале призом за лучшую мужскую роль. А дальше? Дальше тишина. Ни новых фильмов, ни громких премьер, ни обложек «Советского экрана». Как будто и не было никакого «Звездопада». Только один-единственный раз видел я артиста Петра Федорова, мелькнувшего в белоснежном офицерском кителе среди гостей на именинах в чеховских «Трех сестрах» – спектакле Анатолия Эфроса в Театре на Малой Бронной. И тогда же пронзила мысль: неужели другой роли не нашлось? Почему он выходит в массовке? Впрочем, это была еще не самая горестная несправедливость, с которой мне пришлось столкнуться, наблюдая нравы на отечественных театральных подмостках в те годы.

Прошло тридцать лет, и совершенно случайно я узнаю, что «лицо» нашей сентябрьской обложки и герой главного блокбастера этого года – фильма «Сталинград» – артист Петр Федоров и есть сын Федорова-старшего, чьи пути-дороги затерялись в глухие девяностые годы. Что того застенчивого мальчика из «Звездопада» давно уже нет в живых (умер рано, не дожив, кажется, и до сорока, распрощавшись с кино и театром). И получается, что его солдатскую шинель сегодня донашивает его красивый, успешный сын. Линия не прервалась, сюжет продолжается, Федоров снова в кадре.

Вообще, тема кино неожиданно прозвучит во многих материалах этого номера. Это и громкие премьеры сезона – новые фильмы «Интимные места» Натальи Меркуловой и «Да и да» Валерии Гай Германики, ждущие сейчас выхода на большой экран. Мы пообщались с исполнителями главных ролей и даже попросили разыграть для «Сноба» некоторые сцены из этих фильмов.

Есть и сюжеты, напрямую с кино не связанные, но дающие необозримые возможности для различных киноверсий. Например, какой нуар ­можно было бы снять по истории бывшего рек­тора Высшей экономической школы Сергея Г­уриева! С ним встретился на одном из курортов Бретани наш корреспондент Валерий Панюшкин, чтобы выяснить, что заставило преуспевающего экономиста принять решение не возвращаться на родину. И тут же выстроился сюжет по всем законам action: тайные звонки, угрозы преследования, поспешное бегство во Францию… Детектив, чистый детектив.

Или еще один «невозвращенец» – Сергей Полонский. С ним пообщались в Тель-Авиве Ксения Собчак и Ксения Соколова, захотевшие разобраться, как случилось, что один из самых успешных девелоперов новой России оказался в списках разыскиваемых преступников. Уверен, что если кинематографисты когда-нибудь возьмутся за подлинную историю Полонского, то может получиться крутой байопик.

Жизнь сама режиссер. Она утверждает исполнителей на главные роли, выстраивает долгие планы, выбирает неожиданные ракурсы. Глава дома Guess Пол Марчиано приехал в Москву, чтобы представить свою новую коллекцию и открыть первую шоу-рум. Но говорили мы с ним не столько о моде, сколько о кино, в которое он влюблен с детства. С рыжеволосой дивой моей юности, легендарной американкой Эллендеей Проффер пообщался Николай Усков. Нынешней осенью грядет юбилей «Ардиса» – главной цитадели русской литературы в США. Когда-то книги с эмблемой летящей пролетки считались роскошным и одновременно опасным подарком, а владельцы «Ардиса», обаятельная семейная пара Эллендея и Карл Проффер оказывались самыми желанными гостями в домах московской интеллигенции. У обоих была миссия – они спасали великую русскую литературу от забвения. И спасли! Разумеется, никто об этом тогда не помышлял, стараясь избегать того, что Иосиф Бродский презрительно называл big words. Но только сейчас, по прошествии сорока лет, начинаешь понимать, что делали для нас эти люди.

И если уж речь зашла о литературе, не могу не обратить внимание на динамичный рассказ англичанки Иви Уайлд «Оставив Хедленд ­позади» (After Hedland). Это первый совместный проект «Сноба» со знаменитым литературным журналом Granta и первая публикация на русском языке талантливой писательницы, чей роман «Все птицы поют» (All the Birds Singing) стал одним из самых ярких событий в литера­турной жизни Англии этого года. Говорят, что им уже заинтересовались британские кинематографисты.

Словом, приятного просмотра!С