Oliver Goernandt
Oliver Goernandt

Несколько лет назад я поехала к моим друзьям в Санкт-Петербург. В ожидании встречи, естественно, представляла, как мы поужинаем в милом домашнем ресторане где-нибудь в центре, как следует выпьем и обсудим все, что накопилось за несколько лет кургузого общения по интернету. Но реакция на мое предложение была неожиданной. «Приезжай к нам, – сказали они, – нам на машине до центра не доехать, пробки». С тех пор как мои друзья купили машину, они напрочь забыли о существовании общественного транспорта. Им кажется, что метро не для них, поэтому в центре они вообще больше не бывают. Весь вечер мы просидели в темном пивном баре у них в спальном районе. Это было совсем неплохо и даже интересно, но мне трудно себе представить такую жизнь: жить в Петербурге и не бывать в центре. 

Разумеется, общественный транспорт в Гамбурге и Петербурге вызывает разные эмоции. Мои друзья из России то и дело напоминают об этой разнице: «Хорошо тебе на немецких поездах, а ты попробуй на нашем метро поездить». Но ситуация может измениться именно тогда, когда критическая масса ответственных людей пересядет из автомобилей на метро или автобусы. А заодно наконец полюбуется на центр своего города.

Мы с мужем живем в Гамбурге. Пару лет назад мы продали машину – в городе она не нужна. Теперь ездим на велосипедах и общественном транспорте. А если хотим выехать за город, пользуемся очень популярной в Германии системой car sharing: компания покупает автомобили, обеспечивает парковочные места и техобслуживание, платит налоги, а ты оплачиваешь членские взносы и в любое время можешь взять машину напрокат. Но существенно дешевле, чем в обычном прокате: у нас выходит двадцать евро в месяц на двоих, а одна поездка стоит один-два евро в час, включая бензин. Только надо заранее бронировать машину по интернету. Берем машину, если на выходные едем на море. Или – по той же карточке – в другом городе. Через два дня, например, мы сядем на поезд до Кельна, там прямо на вокзале возьмем машину и поедем на ней в деревню к родителям. По статистике получается, что одной машиной пользуются двенадцать человек. А в Питер и Москву, например, я очень люблю ездить на поезде – читаешь книжки два дня подряд, так приятно. Правда, последние годы часто летала – времени мало было. Но на следующий год планирую пользоваться только железной дорогой.

Наблюдая за моими «зелеными» друзьями и за самой собой, я понимаю, что жить, принимая во внимание экологию, – в каком-то смысле настоящая роскошь. В Германии «зеленые буржуи» живут в специальных районах крупных городов. В Берлине это Пренцлауэрберг, в Гамбурге – наш район Альтона. Несколько лет тому назад места скопления «зеленых буржуев» раскрыли журналисты и стали писать про нас фельетоны. Они над нами очень остроумно и красиво издеваются, упрекая в экологическом гедонизме. В том, что мы едим только органические овощи и фрукты, про которые я точно знаю, что их не обрабатывали для сохранности ядами. Или молоко и мясо от «зеленых» фермеров – тех, что следят за состоянием здоровья и психики своих «счастливых» коров. Или покупаем одежду в системе fair trade – в этом случае покупателю дают гарантии, что фирма заплатила своим работникам честно. Все это стоит дороже, чем обычное потребление, при котором все решает низкая цена за больший объем. И есть здесь, конечно, социальная несправедливость: вести жизнь «зеленого буржуя» без денег не получается. Но лучше ли на свои деньги купить привозную клубнику или какую-нибудь громоздкую машину типа лендровера?

Журналисты особенно упирают на то, что мы «носим» нашу экологически-дружественную репутацию словно олимпийские награды. Это не совсем так. Ну да, я стараюсь по возможности покупать региональные и сезонные продукты, не требующие перевозки, – осенью не покупаю помидоры, например. Еще мы не тратим дома лишнюю энергию. И решили не путешествовать так много, как раньше. Но для меня этот образ жизни стал естественным, и я не прикладываю героических усилий, чтобы его вести. 

Полеты на самолетах – самый сложный для нас вопрос. Люди довольно давно осознали, что самолеты оставляют «углеводородный след», но пока это не сильно сказывается на их поведении. Мы с мужем в прошлом году успели съездить в Китай, Россию и Англию. Но недавно решили ограничить себя в поездках, в том числе из экологических соображений: переходим на новый режим – совершать длительные поездки раз в три-четыре года. Этим летом хотели отдохнуть во Франции, в Бордо. А билеты на поезд стоили свыше восьмисот евро за двоих. И мы решили поехать на «наше» Северное море, на маленький остров Амрум, где провели десять чудесных дней. Ехали четыре часа на поезде, а с собой взяли велосипеды. 

Идея, что ради охраны природы надо чем-то жертвовать в личной жизни, не особенно популярна. Мало кто хочет отказываться от отпуска или тратить больше денег на «зеленые» продукты. Экология до поры до времени кажется людям гораздо менее значимой, чем их личная выгода. А циники к тому же обязательно добавят, что мелкими шажками одного человека все равно не выйти на глобальный масштаб и не спасти мир от климатической катастрофы. И жертвами ради экологии «зеленые буржуи» якобы лишь удовлетворяют свое самолюбие, вместе с экологическими продуктами покупая и чистую совесть. По-моему, это тупиковый аргумент для ленивых людей.

Хотя в чем-то правы и циники. Одним личным поведением, конечно, ничего не решишь. Ездить на поезде, например, получается в два-три раза дороже, чем летать: самолетное топливо в Германии не облагается налогом. Поэтому, когда я поехала в Кембридж на поезде, британский университет не смог вернуть мне деньги за поездку полностью: они оплачивают только самые дешевые билеты. На этой ложной установке – платить по минимуму независимо от экологии – держится вся система, в том числе и университетская. Люди летают по всему миру, чтобы говорить о Достоевском или о болгарской литературе. Это, конечно, очень приятно. Но очевидно, что часть профессионального общения легко перенести в виртуальную реальность – в электронном виде мы путешествуем еще быстрее. И это почти безвредно. С