Фото: Архив пресс-службы
Фото: Архив пресс-службы

Модному миру свойственно что-то и кого-то отчаянно любить. В один момент на волне оказываются японские дизайнеры, в другой – итальянские. На подиум то вдруг выйдет изможденная андрогинная модель с длинными волосами, то брутальный мужчина. Но есть и в этом переменчивом мире любовь непреходящая – к бельгийским дизайнерам. Они заявили о себе более четверти века назад, и с тех пор с ними считаются. Правда, ни один из них, говоря о родном бельгийском дизайне, никогда не выделяет в нем чего-то особенного: они просто делают свою работу, делают ее хорошо. Заложенная чуть ли не на генетическом уровне скромность и потрясающая работоспособность, четкость и уверенность есть, кажется, у них у всех. За последние лет десять мне удалось пообщаться со многими знаковыми представителями бельгийской школы. Любитель принтов, вышивки и сложных, но всегда идеальных цветовых сочетаний Дрис ван Нотен – настоящий труженик, за десятилетия своей популярности так и не заработавший звездной болезни. Один из родоначальников яркого экспериментального безумия на подиуме, подкрепленного точнейшей портновской работой, Вальтер ван Бейрендонк не будет жадничать и легко поделится секретом, как превратить простой кусок ткани в экспонат текстильной коллекции The Metropolitan Museum of Art. Он может легко рассмешить собеседника, а потом рассказать кучу историй о первой работе Рафа Симонса в его ателье в середине девяностых. С самим Симонсом вообще легко говорить на любую тему – от искусства до экономики, от различий в политическом устройстве современных государств до нюансов значений различных размеров и форм воротника. И, естественно, о неожиданном появлении мини-юбки в его мужской коллекции. Тем интереснее мне было поговорить еще с одним лидером бельгийской волны – Крисом ван Ашем.

Фото: Adrien Dirand
Фото: Adrien Dirand

Через два дня после презентации мужской коллекции Dior Homme весна-лето 2014 в Париже мы должны были встретиться в офисе марки в Восьмом округе, на улице всех главных магазинов французских брендов – rue François 1er. Из своего отеля в Пятом я вышел чуть пораньше, чтобы немного прогуляться и освежить в памяти все, что мне известно о Крисе и его работе. Он родился в маленьком бельгийском городе и свой интерес к моде почувствовал в двенадцать лет, когда первый раз захотел одеться не так, как все, и не так, как видели его родители. В разговоре с дизайнером Риком Оуэнсом для американской версии журнала Interview ван Аш вспоминает, насколько его желание «быть кем-то другим» было противоестественно той обстановке, в которой он рос. Затем в восемнадцать решил поступать в Royal Academy of Fine Arts, «потому что не мог иначе». Он поступил, несмотря на огромный конкурс, а после окончания в 1998 году, опять же преодолев сито жесткого отбора, попал на стажировку в Yves Saint Laurent. Свою выпускную коллекцию Крис сделал для девушек – на подиум вышли модели в боксерской экипировке, из одежды на них были только минималистичного вида, лишенные каких-либо деталей, наглухо застегнутые пиджаки из полосатой светло-серой шерсти. Больше за женские линии он не брался, и вся его дальнейшая работа навсегда будет связана только с одеждой для мужчин. За нее в легендарной французской марке тогда отвечал Эди Слиман, который, став впоследствии креативным директором Dior Homme, пригласил своего бывшего стажера к себе ассистентом. Там ван Аш проработал четыре года, а потом ушел – развивать собственную марку мужской одежды Kris Van Assche. После того как Эди Слиман решил покинуть Dior Homme, большая часть модных критиков не сомневалась: продолжать развивать марку должен именно ван Аш. И он был приглашен туда – в конце 2007-го.

Фото: Gaetan Bernard
Фото: Gaetan Bernard

Проходя по улице, заглядываю в широко открытую дверь огромного особняка, поднимаюсь к охраннику, спрашиваю про студию Dior Homme, он отправляет меня на второй этаж. Стою в недо­умении: тут есть Balmain и этажом выше – Christian Dior. На лестнице между этажами сидят три русские девушки, курят и что-то оживленно обсуждают, увидев меня, затихают и недоверчиво смотрят на вдруг появившееся в их поле зрения русское лицо. После нескольких телефонных звонков выясняю, что мне нужна была соседняя дверь – там тоже офисы, принадлежащие Dior: кажется, в Париже они есть практически в каждом здании. Всю длину вместительной комнаты с ровными белыми стенами и настежь открытыми окнами занимает единственный стол с несколькими стульями. Всё. За этим столом в приталенной белой рубашке с короткими рукавами, черных джинсах и кроссовках сидит Крис ван Аш. Спокойный и несколько задумчивый. После быстрого знакомства начинаем говорить об эволюции стиля Dior Homme. Вот Слиман оставил ему империю узких костюмов и черного цвета. А ван Аш возьми да и составь первую коллекцию сплошь из вечернего вида белых рубашек и широченных серых брюк со множеством защипов. Да еще и показал ее в барочных интерьерах, увешанных зеркалами в золоченых рамах. Он начал именно с коллекций, вдохновленных парижскими салонами и дресс-кодом black tie, сейчас же они балансируют между городской классикой и спортивным стилем. Улыбаясь, Крис спешит объяснить, как все начиналось: «Когда я пришел, первым делом попытался найти возможные соприкосновения коллекций мужской одежды с самим домом Dior, который традиционно был известен своим haute couture. Конечно же, никаких эскизов мужской одежды, которые можно было бы использовать в качестве отправной точки, в архивах мистера Диора не было. У меня внутри создавалось какое-то ощущение того, чего бы он хотел для своего дома, как он понимал его сущность. По-моему, он прежде всего думал о красоте, о некоей структуре, об элегантности. Как раз с этой точки и этого понимания я начал. Важным моментом стала возможность работать с ателье, где трудится около двадцати лучших конструкторов и закройщиков с полувековым опытом, при помощи которых можно бесконечно экспериментировать. В доме Dior всегда имел огромное значение и творческий подход, который, соединяясь с ноу-хау закройщиков и швей, рождал нечто уникальное. Мне потребовалось несколько сезонов, чтобы найти правильный баланс, соединив всю имеющуюся у меня информацию. На мой взгляд, идеальное позиционирование для Dior Homme – всегда оставаться брендом, находящимся на высоте как портновского искусства, так и используемых матери­алов, максимально привлекающим к работе сотрудников ателье, наделенных творческим складом ума».

Фото: Архив пресс-службы
Фото: Архив пресс-службы

Во время всего разговора Крис практически не меняет позы, говорит внятно, спокойно и взвешенно, изредка заговорщически улыбаясь, когда вопросы касаются современного бизнеса и больших домов моды. Ровно так, как и работает. Его стиль – высочайшая организованность. «Мне совсем не нравятся сюрпризы, – продолжает рассказывать про себя ван Аш, – прямо ненавижу непредвиденные ситуации. И пока я знаю, что придуманная мною организация работы в порядке, все происходит, как запланировано, я тоже в полном порядке: у меня получится сделать все, что надо, и еще хватит времени поужинать вечером. Я помешан на организованности, да, так правильно сказать. А вот контроль… Знаешь, лучше об этом, конечно, спросить у моих ассистентов, но, мне кажется, я не слишком суров. Я требую от них лишь наличия собственного мнения, и еще чтоб они гордились тем, чем занимаются. Вот, в общем-то, и всё».

Так же спокойно и без лишних слов он решил отказаться от чересчур узких силуэтов, оставленных ему в наследство Слиманом, от всего этого рок-н-ролла, царившего в середине первой декады двухтысячных. «Сегодня есть место совершенно разным силуэтам, – политкорректно начинает креативный директор Dior Homme. – Я же предпочитаю делать одежду для подтянутых мужчин, даже больше – для мужчин с атлетическим телосложением. Мужчина, о котором я думаю, здоров и телом, и душой. Для меня роскошь – это не просто одежда, но и внимание к себе, своему здоровью, еде, регулярным занятиям в спортзале. Но, полагаю, позиция на этот счет у разных людей может отличаться. Когда я пришел в моду, одной из тенденций было такое рок-н-ролльное настроение, со странным, не до конца отмытым стилем улицы, все искали моделей на дискотеках, в барах – везде. Но ко мне это не имело никакого отношения. Я путешествовал по Аргентине, Бразилии, даже по России и Казахстану, чтобы посмотреть, что происходит в мире, и найти ­собирательный образ мужчины для Dior Homme. Рок-н-ролл, на мой взгляд, не идеальный способ показать одежду. И сейчас можно увидеть в модельных агентствах Парижа гораздо больше приятных, красивых лиц, чем было прежде. Из тысячи ребят, которых мы отсматриваем на кастинге, остаются сорок, что уже само по себе довольно строгий отбор».

Фото: Архив пресс-службы
Фото: Архив пресс-службы

Больше всего в разговоре с Крисом поражает та трезвость, и взвешенность, и адекватность, с которой он рассказывает про мир моды. Он, как и ван Нотен и Симонс, не идеализирует его, но и не захлебывается в претензиях. В конце концов, это был его сознательный выбор. «Самое сложное в работе – это ритм. Невозможность нажать кнопку «пауза». Огромная работа идет везде, мы делаем и полноценные преколлекции в Dior Homme, плюс сезонные, есть еще мой бренд. Но всем этим я занимаюсь на протяжении последних почти шести лет, и, скажем так, я принял этот ритм для себя. Это все вопрос правильной организации и окружения себя правильными людьми. Иногда мне очень хочется отменить какой-то показ или отложить его на пару недель, да, было бы здорово, но невозможно». «Правильный» появляется как слово-паразит то тут, то там и тут же выдает главную характеристику этого парня, которому только тридцать семь, а он уже больше пяти лет ведет за собой две разные компании. «Я работаю всего на один сезон вперед: вот следующий еще даже не подготовлен, мы же сделали показ только пару дней назад. Но я верю в важность сильного показа, за которым стоит настоящая история, верю в идеальный момент. Мне кажется действительно важным показать правильного героя в правильной одежде, с правильной прической, под правильными лучами света и под правильную музыку. Это все энергия, которую хочется передать показу, все это мне напоминает даже кино или хорошую песню. Каждый такой момент я готовлю с максимальным вниманием к любым деталям. Но на этом все не останавливается, это просто очень важный момент, который помогает передать информацию зрителям. А потом они возьмут только то, что хотят, и после одежда уже живет своей жизнью».

Модные критики в последние два сезона все чаще обсуждают, что мужская и женская коллекции Dior, два некогда параллельных мира, теперь как никогда ближе друг к другу, как две стороны одной монеты. Крис, если честно, обо всем этом не задумывается и даже, кажется, сильно удивлен цитате, обнаруженной мною в The New York Times у известного и уважаемого критика Кэти Хорин. Спрашиваю, может, это просто такой бельгийский подход к одежде, крою, что-то в местном воздухе и воде, что-то от Линды Лоппа (куратора первых модных коллекций Симонса и ван Аша)... Может быть, они закадычные друзья?! Он лишь пожимает плечами: «Мы никогда особо не пересекались в Антверпене, хотя, конечно, там все друг друга знают. Никогда не работали вместе, и даже сейчас наши студии располагаются в разных зданиях, мы не делим команды. С моей стороны это даже выглядит, будто мы работаем в разных компаниях – в смысле совсем не вмешиваемся в работу друг друга». Так, возможно, в этих бельгийцах есть что-то особенное, позволяющее брендам под их началом идти вперед с высоко и гордо поднятой головой?! Одно знаю точно: упорства и, еще раз, организованности им не занимать.

Фото: Архив пресс-службы
Фото: Архив пресс-службы

«Что касается моих прогнозов развития Dior Homme, – отвечает на последний вопрос Крис ван Аш, – сейчас бренд на хорошей волне. Поэтому никаких серьезных или кардинальных изменений там не требуется. Намного более важным мне кажется думать о постепенном изменении формы, силуэта, следовании новым интересным идеям. Но сейчас мы на правильной дороге». Выхожу из здания, в Париже первый за долгое время солнечный и действительно жаркий день. Зажмуриваюсь. И – улыбаюсь. На один секрет успеха я знаю теперь больше.С