Фото: Gallery Stock
Фото: Gallery Stock

Дэн Джейкобсон. Богобоязненный («Книжники», «Текст», 2013)

Про прошлое. Этот роман можно и не называть фантастическим. В нем нет ни инопланетян, ни сложнообъяснимой мистики. Просто автор создал ситуацию, которой никогда не было: он поменял местами гонителей и гонимых и дал нам возможность представить, что было бы, если бы... Все происходит вроде бы в Средние века на вроде бы европейских территориях, плотно заселенных иудеями и немного христианами. И эти социально-идеологически неблагонадежные «христоверы» оказываются в роли преследуемых. Не сразу, конечно. Поначалу «большинство» просто с подозрением относится к их странным обычаям, сплетничает насчет их планов захвата власти, поговаривает о человеческих жертвоприношениях... В результате возникает ровно та же картина, что человечество имело в свои самые жуткие периоды, а кто там страдает — не принципиально. Потому процесс перерастания неприязни в нетерпимость, а нетерпимости — в ненависть, на какую изнанку его ни выверни, все равно невозможно ужасен. Но возможен.

Дэн Браун. Инферно (АСТ, 2013)

Про настоящее. Незадачливый, но удачливый профессор Роберт Лэнгдон снова попадает в передрягу — на сей раз очнувшись во Флоренции с амнезией, загадочной штукой в потайном кармане и встав перед очередной необходимостью спасать человечество, которому угрожают сразу две опасности: демографический кризис и гениальный ученый-маньяк. Как бы ни ругали Брауна поклонники заумного чтива, но Браун таки хорош тем, что отточил до совершенства свое фирменное оружие — псевдоинтеллектуальный боевик. Ну да, читатель чувствует, как, развлекаясь, приобщается, подтягивается, подрастает, а если там где что из истории искусств неточно или за уши притянуто — так мы ж не энциклопедию читаем, а ловкий вымысел, где подтасовки за мухлеж не считаются. Надеюсь, что не разочарую потенциального читателя, если сообщу, что господин Лэнгдон победит мировое зло (хоть и небесспорно), останется в живых и, следовательно, скоро вернется к нам, очнувшись еще в каком-нибудь красивом месте, овеянном культурологическими легендами.

Дмитрий Глуховский. Будущее (АСТ, 2013)

Про будущее. Автор убедительного мрачно-антиутопичного романа «Метро 2033» про почти погибшую Москву решил заглянуть в более отдаленное европейское грядущее и рассказал нам, как живется человечеству, которого стало слишком много. А живет оно в жутких гипернебоскребах, которые подмяли под себя всю возможную территорию и где рядовому обывателю положен кубик личного пространства два на два на два. Тоскливо, в общем, живет, зато вечно. То есть в этом будущем изобрели такую штуку, от которой уже никто никогда не может умереть. Если он, конечно, лоялен тоталитарному режиму, не лезет на рожон и является гражданином тщательно закрытой территории. И — кроме шуток — автору удалось вырастить такой фантастический контекст, в котором возникла совершенно непредставимая ныне этическая дилемма. Вот она-то и встает во весь свой угрожающий рост перед главными героями романа, который получился трагическим, несмотря на увлекательность, и реалистичным вопреки фантастичности.С