Фото: Архив пресс-службы
Фото: Архив пресс-службы

Все чаще автомобильные фары начинают смотреть на нас с хитрым прищуром. Даже с хитроумным. Обновленный Audi A8 не просто отвоевывает свет у тьмы, а достигает этого гигабайтами компьютерной логики, зашитой в его микропроцессоре. Искра разума светится в этом взгляде. Фара, как никакая другая деталь автомобиля, располагает к метафорам. Человек подсознательно переносит образ живого существа – с глазами! – на неодушевленный объект, и возникает эмоциональное отношение. Ну, и полилась лирика: «глаза – зеркало души», «суровый разрез глаз» и прочее. Дизайнеры упоенно эксплуатируют образ.

Но символизм параллели «фара – глаза» много глубже дизайнерско-маркетинговых соображений. Единственное препятствие для глаза как инструмента познания – темнота. Или, если переходить на библейскую лексику, тьма. Пробивая лучом тьму, фары расширяют границы познания и намечают путь, поскольку автомобиль движется ровно туда, куда светят его фары. Таким образом, фары – проводник, светоч, пастырь. 

Фото: Архив пресс-службы
Фото: Архив пресс-службы

Германский мистик Якоб Бёме считал, что тьма сокрыта в центре света. Но дело не только в мистике. Едва фара стала более или менее полезной автомобилистам, тотчас обозначилась проблема: фары начали слепить встречных. Казалось, круг не разомкнуть: у встречных тоже были фары. На практике проблему решили изменением направления пучка света. Появился ближний и дальний свет. Когда переключение с одного на другой передоверили автомату (на дорогих американских машинах такая опция появилась еще в 1957 году), водителю стало совсем хорошо.

Фото: Архив пресс-службы
Фото: Архив пресс-службы

Одновременно решалась и другая проблема, тоже сугубо физического толка. Чем больше диаметр отражателя, тем дальше свет – это закон оптики. Но фары располагаются в самом аэродинамически «нагруженном» месте автомобиля, и чем они крупнее, тем больше сопротивление воздуха. К тому же просто светить далеко бессмысленно. Для автомобиля важно больше света направить на обочины, расширяя таким образом поле зрения ночного путешественника. На обочины побольше, на встречную полосу поменьше – это закон построения пучка света автомобильных фар. Вот тут во взгляде фары впервые засветилось подобие интеллекта: появились рассеиватели, возникли многофокусные (гомофокальные) фары с рефлектором, поверхность которого просчитывали на ЭВМ. Наивно-глуповатая круглая оптика уступила место конструкциям, гораздо более сложным и с технической точки зрения, и с эстетической.

Фото: Архив пресс-службы
Фото: Архив пресс-службы

Наконец, решающий вклад в абрис фары внесли светодиоды (LED). Дитя новой эры, в разы более мелкие, чем самые небольшие газоразрядные лампы. Теперь форма фары более не зависела от геометрии оптики. Впервые светодиодные габаритные огни применили в фарах представительского седана Audi A8 W12 в 2004 году. Первый в мире серийный автомобиль с полностью светодиодными фарами в 2007 году предложила опять же компания Audi – это была спортивная модель R8.

Оставалось разобраться с главным – с ослеплением встречных водителей. Проблему решили инженеры германской компании Automotive Lighting, входящей в известную итальянскую фирму Magneti Marelli. Именно их фары получил под занавес 2013 года обновленный седан представительского класса Audi A8.

Фото: Архив пресс-службы
Фото: Архив пресс-службы

Понятия о дальнем и ближнем свете отходят в прошлое. Впору говорить об основном свете и вспомогательном. В каждой фаре этого автомобиля пучок основного света формируют двадцать пять светодиодов. Управляет пучком высокопроизводительный процессор, получающий информацию от видеокамеры и от Google Maps (не опечатка! Фара способна учитывать рельеф местности и, если надо, «заглядывать за угол»).

Камера «ведет» приближающийся объект, а процессор командует встроенными в фару масками, которые создают подвижную тень на пути машины. При этом нет разницы, встречный это автомобиль или настигаемый, или, например, двигающийся по развязке со стороны. Напротив, подозрительный предмет у обочины (человек или зверь) получит дополнительную порцию света. Формируя динамический пучок, процессор способен составить 966 105 422 комбинации!

Фото: Архив пресс-службы
Фото: Архив пресс-службы

Инженеры Audi готовы идти еще дальше. На прошедшей в Лас-Вегасе выставке электронного оборудования Consumer Electronics Show был представлен концепт Audi Sport Quattro с комбинированными лазерно-светодиодными фарами. Лазерный источник света еще меньше в размере, еще ярче и еще экономичнее. Возможно, lux naturalis и lux intelligibilis – свет природный и свет умопостигаемый, о которых рассуждали философы-неоплатоники, обретут наконец-то согласие.С