Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

На свете мало вещей менее революционных и предсказуемых, чем мужская мода. Сдержанные цвета, пиджаки, брюки, свитера, джинсы, футболки, ботинки, кроссовки, сандалии, минимум аксессуаров etc. Кому, скажите, интересно знать, с каким именно зонтиком джентльмену подобает выходить на улицу в этом сезоне? Да, брюки становятся то уже, то шире, но эти катаклизмы, кажется, затрагивают весьма немногочисленную группу мужчин. Другие предпочитают моде стиль, то есть набор весьма консервативных клише. Но большинство, если и озабочено собственным внешним видом, мучается выбором разве что между трениками и джинсами. Иное дело – женская мода. Длина юбки, форма выреза, высота и конфигурация каблука, фуксия, коралл или фисташки – все это проблемы поистине экзистенциальные. Я уж не говорю про сумочки. С ними совсем беда.

Впрочем, и в мужской моде иногда случаются тектонические сдвиги, которые не сразу бросаются в глаза, но отражают очень серьезные изменения в сознании и поведении мужчин. Эти изменения чутко улавливают те, для кого мода – деньги: дизайнеры и владельцы брендов. Одна из самых моих любимых марок – Ermenegildo Zegna – всегда относилась к числу тех, кто ставил на обеспеченную, но консервативную группу мужчин, выбирающих классический стиль, строгость силуэта и высокое качество. Сегодня Zegna исполнилось сто четыре года, выручка компании составляет 1,7 миллиарда долларов (по данным за 2012 год). Кстати, Zegna была первой, кто догадался открыть свой магазин в Китае, сейчас она осваивает Африку. Опять-таки одной из первых.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Впрочем, начиналось все очень скромно. В Триверо, Богом забытом местечке, затерянном в Пьемонте, люди жили так бедно, что вынуждены были подрабатывать чем придется. Отец Эрменеджильдо, например, был часовщиком, но держал пару прядильных станков. Почему-то его сын решил, что должен произвести лучшую шерсть в мире, и отправился в Англию, тогдашний флагман текстильной промышленности. Я однажды побывал на фабрике в Триверо и видел то, что тогда считалось «лучшей шерстью в мире». В музее хранятся ткани, выпущенные Эрменеджильдо в 1910 году на привезенных из Англии станках. Первое, что бросается в глаза, – это довольно бурная расцветка. Мы привыкли видеть джентльменов начала XX века черно-белыми. Оказывается, в реальности они были более чем цветными: в оранжевую клеточку и синюю полосочку. Но по-настоящему удивляет другое: ткани, из которых шили костюмы, были толстыми, тяжелыми и негнущимися. Думаю, сегодня они подошли бы разве что для производства ковров. К своему столетию Zegna изготовила ткань толщиной 11,5 микрона, при том что отличной считается толщина четырнадцать-пятнадцать микрон.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Производство шерстяных тканей остается важным направлением деятельности Zegna, всего компания выпускает около 2,3 миллиона метров тканей в год, которые закупают у нее почти все модные бренды. Впрочем, нынешний глава компании – Джильдо Зенья, представитель четвертого поколения семьи, – оценивает долю производства тканей в общей выручке компании всего в десять процентов. Zegna – это прежде всего одежда, и исключительно для мужчин. «Мы занимаемся тем, что знаем и чувствуем, – отвечает Джильдо на мой вопрос, будет ли когда-нибудь женская линия Ermenegildo Zegna. – Может быть, но время еще не пришло».

Зато время пришло для экспериментов. В прошлом году на должность креативного директора Zegna пригласили одного из самых талантливых и эксцентричных дизайнеров нашего времени Стефано Пилати, который начинал у Армани, работал в Prada, с Томом Фордом, а затем восемь лет возглавлял дом Yves Saint Laurent, который радовал публику изнеженной утонченностью силуэта и лаконичными решениями. Будучи фамильным бизнесом, Zegna, тем не менее, не хотела бы выглядеть патриархальной, ассоциироваться только с традициями. Поэтому – Пилати, и потому что он миланец, добавляет Джильдо, «а еще он прекрасно разбирается в тканях, а это для нас принципиально – мы про качество». Действительно, Пилати начинал у Армани как консультант по тканям.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Мы разговариваем о новом мужчине: «О, он много путешествует, он без комплексов, он человек мира, интересуется искусством, технологиями, он молод или чувствует себя молодым». Для старта продаж новой линии Zegna, за которую, собственно, отвечает Стефано Пилати, – Zegna Сouture, Джильдо выбрал Лос-Анджелес. Потому что тепло, потому что кино, потому что открыл магазин Zegna на новом месте – теперь он в самом центре Rodeo Drive: «Лос-Анджелес – хорошее место, отличная смесь азиатской и американской культуры. Специфический образ жизни, дизайн, искусство, мода, расслабленность, климат – все сошлось. Ну и Стефано отлично чувствует настроение Лос-Анджелеса. Это вам не Бостон, вы так не думаете?» – «Да, в Бостоне дамы сейчас не смогли бы радовать нас открытыми платьями. – Дело было в ноябре. – Означает ли это, что вы будете как-то ассоциироваться с кинематографом или с калифорнийской демократичностью?» – «Вы знаете, – отвечает Джильдо, – речь идет не о революции, а об эволюции внутри бренда. Мы не хотели бы упускать новые возможности, того самого нового мужчину, о котором говорили. Да, он предпочитает менее формальную одежду, но она должна быть высокого качества и, знаете, иметь что-то такое… трудно сказать». «Например, иметь свой характер», – подсказываю я.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Пилати посвятил свою весенне-летнюю коллекцию «серым кардиналам». Правда, я бы не назвал его одежду серой. Скорее Стефано возвращается к многоцветию тех первых тканей, которые Эрменеджильдо создал в 1910 году. Много голубого, зеленого, бордо, коралла, желтого, оливкового, табачного, кирпичного, хаки. Впрочем, нынешние «серые кардиналы» отнюдь не являются серыми. Некоторые, как мы знаем по отечественным реалиям, между хитроумными многоходовками, отставками губернаторов и дискредитацией политических оппонентов пишут неплохие стихи и сатирические романы. Смелость, самоирония и любовь к нестандартным решениям – те качества, которые Пилати явно предполагает за своим лирическим героем. Отсюда минималистические решения – вроде отсутствия пуговиц – и разные эксперименты с кроем то в духе XIX века, то в стилистике русского авангарда. И неважно, будут ли серые кардиналы носить эту одежду, но в мужской моде все чаще говорят о «характере» как важном элементе индивидуального стиля. Уметь выделяться, не шокируя, – важное искусство, весьма востребованное в наше время.С