Николай Усков: Cерые кардиналы Zegna
На свете мало вещей менее революционных и предсказуемых, чем мужская мода. Сдержанные цвета, пиджаки, брюки, свитера, джинсы, футболки, ботинки, кроссовки, сандалии, минимум аксессуаров etc. Кому, скажите, интересно знать, с каким именно зонтиком джентльмену подобает выходить на улицу в этом сезоне? Да, брюки становятся то уже, то шире, но эти катаклизмы, кажется, затрагивают весьма немногочисленную группу мужчин. Другие предпочитают моде стиль, то есть набор весьма консервативных клише. Но большинство, если и озабочено собственным внешним видом, мучается выбором разве что между трениками и джинсами. Иное дело – женская мода. Длина юбки, форма выреза, высота и конфигурация каблука, фуксия, коралл или фисташки – все это проблемы поистине экзистенциальные. Я уж не говорю про сумочки. С ними совсем беда.
Впрочем, и в мужской моде иногда случаются тектонические сдвиги, которые не сразу бросаются в глаза, но отражают очень серьезные изменения в сознании и поведении мужчин. Эти изменения чутко улавливают те, для кого мода – деньги: дизайнеры и владельцы брендов. Одна из самых моих любимых марок – Ermenegildo Zegna – всегда относилась к числу тех, кто ставил на обеспеченную, но консервативную группу мужчин, выбирающих классический стиль, строгость силуэта и высокое качество. Сегодня Zegna исполнилось сто четыре года, выручка компании составляет 1,7 миллиарда долларов (по данным за 2012 год). Кстати, Zegna была первой, кто догадался открыть свой магазин в Китае, сейчас она осваивает Африку. Опять-таки одной из первых.
Впрочем, начиналось все очень скромно. В Триверо, Богом забытом местечке, затерянном в Пьемонте, люди жили так бедно, что вынуждены были подрабатывать чем придется. Отец Эрменеджильдо, например, был часовщиком, но держал пару прядильных станков. Почему-то его сын решил, что должен произвести лучшую шерсть в мире, и отправился в Англию, тогдашний флагман текстильной промышленности. Я однажды побывал на фабрике в Триверо и видел то, что тогда считалось «лучшей шерстью в мире». В музее хранятся ткани, выпущенные Эрменеджильдо в 1910 году на привезенных из Англии станках. Первое, что бросается в глаза, – это довольно бурная расцветка. Мы привыкли видеть джентльменов начала XX века черно-белыми. Оказывается, в реальности они были более чем цветными: в оранжевую клеточку и синюю полосочку. Но по-настоящему удивляет другое: ткани, из которых шили костюмы, были толстыми, тяжелыми и негнущимися. Думаю, сегодня они подошли бы разве что для производства ковров. К своему столетию Zegna изготовила ткань толщиной 11,5 микрона, при том что отличной считается толщина четырнадцать-пятнадцать микрон.
Производство шерстяных тканей остается важным направлением деятельности Zegna, всего компания выпускает около 2,3 миллиона метров тканей в год, которые закупают у нее почти все модные бренды. Впрочем, нынешний глава компании – Джильдо Зенья, представитель четвертого поколения семьи, – оценивает долю производства тканей в общей выручке компании всего в десять процентов. Zegna – это прежде всего одежда, и исключительно для мужчин. «Мы занимаемся тем, что знаем и чувствуем, – отвечает Джильдо на мой вопрос, будет ли когда-нибудь женская линия Ermenegildo Zegna. – Может быть, но время еще не пришло».