Нужно отбросить мерзкие советские клише

Бонус / Дополнительные материалы

Видео
Видео
Леонид Десятников о своем новом назначении

Смотреть

Леонид Десятников о своем новом назначении
Видео
Видео
Сергей Николаевич о том, чем опасен Большой театр

Смотреть

Сергей Николаевич о том, чем опасен Большой театр
+T -

Западник, либерал и постмодернист – в одном из самых консервативных театров страны. Петербуржец и убежденный домосед – в Москве. Человек без всякого административного опыта – на начальственной должности. Этой осенью Леонид Десятников стал музыкальным руководителем Большого театра, и это назначение оказалось сродни небольшой культурной революции. Многие усмотрели в нем политическую подоплеку: несколько лет назад московские власти хотели подвергнуть оперу Десятникова «Дети Розенталя» проверке на предмет соответствия нравственным нормам, а сегодня композитор, вызвавший резкое неудовольствие Госдумы, сидит в кабинете с окнами на ту же Госдуму. Мы встретились с Десятниковым через месяц после его назначения и поговорили о том, что он собирается делать с Большим театром.

Поделиться:

Беседовал: СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Игорь Мухин
Игорь Мухин

Свою нынешнюю должность в Большом вы называете «кризис-менеджер». Означает ли это, что театр сейчас находится в кризисе?

На этот вопрос можно ответить только «да» или «нет». Но я бы предпочел, что называется, развернутый ответ. В театре много хорошего: в приличном состоянии находится оркестр (заслуга бывшего главного дирижера Ведерникова). Очень хороший хор. Имеются замечательные певцы... Претензии и разные завышенные ожидания, связанные с театром, как правило, сводятся к вопросу: почему на сцене не появляются регулярно разные суперизвестные и суперпрекрасные звезды? Это действительно постоянное требование со стороны публики, которая всегда ненасытна и недовольна.

Но вообще-то, насколько мне известно, вы сами пропагандируете в Большом театре систему stagione– то есть приглашение именно звезд на конкретные постановки. Это, в сущности, революционное решение: театр, всегда державшийся на своих солистах, осваивает контрактную систему и будет теперь приглашать артистов «со стороны».

Да, это принципиально важное нововведение. Театр не обязан ориентироваться только на своих солистов. По системе stagione работает большинство оперных трупп. В сущности, stagione – это разовый проект, антреприза, сказал бы я, если бы это слово не было так скомпрометировано в России. Причем контрактная система, как показывает опыт, может вполне органично сосуществовать с принципами репертуарного театра. Тут надо прояснить очень важные детали. Речь идет о том, что контракт подписывается только с основными участниками: солистами, режиссером, художником-сценографом, может быть, дирижером. Все остальные являются постоянными сотрудниками театра. Они находятся под защитой профсоюза. С ними ничего особо травматического не происходит. Stagione затрагивает лишь верхушку айсберга. Как правило, заряжается обойма спектаклей на какой-то определенный период. Если они пользуются устойчивым успехом у зрителей (а я рассматриваю идеальный вариант), то планируется следующая их серия. Именно в таком режиме существуют бродвейские мюзиклы. Лучшие из них держатся по нескольку лет.

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Комментировать Всего 3 комментария
Я с огромной радостью приветствую назначение Десятникова в Большой!

Если хорошо подумать, то станет ясно, что это сегодня самый правильный ход. От Большого хочется мирового свечения и прорыва - и не в смысле высокого уровня поддержания традиций, что уже было, а именно свежего нового дыхания... Уверена, что при этом останутся дорогие сердцу завзятых поколонников Большого классические балеты и "Щелкунчик" 31 декабря, просто возникнет баланс между старым и новым, без которого крупнейший театр страны не может существовать в наши дни. Надо бы купить абонемент в ложу для членов клуба...чур, я первая записываюсь... 

Позитивно о России.

"А театр – это что-то изначально противоположное храму. И даже бесовское."

Как здорово, что такой блестящий и великий композитор еще и очень умный и смелый человек!  Поздравляю с назначением. Хотел бы пожать руку тому, кто  принял это решение. 

А новую оперу поручить Мартынову. Либретто - Сорокину. А ставить должен Липаж. А дирижировать может и Курентзис:)

А еще надо поставить "Страсти по Марку" Голихова. 

Да, именно, хороший композитор и умный человек! Теперь стало понятно, почему мне нравится его музыка.

Самые
активные дискуссии

СамоеСамое

?
Все новости