Александр Журбин: 
Когда в России полюбят оперу

+T -

Композитор Александр Журбин предрекает скорое наступление «Нового оперного времени»

Поделиться:
Иллюстрация: Bridgemanart/Fotodom
Иллюстрация: Bridgemanart/Fotodom

Наверное, многие помнят незатейливую песенку 1983 года, когда горячие эстонские парни из популярной группы «Апельсин» «прикалывались» (тогда еще не было такого слова!), играя на тромбоне и бесконечно повторяя «мы оперу, мы оперу, мы очень любим оперу»… Песенка стала тогда хитом; потом она, конечно, растворилась в складках времени, но этот припевчик, как улыбка Чеширского Кота, повис в воздухе и ушел в «коллективное бессознательное» бывшего советского народа.

Извините, этот материал доступен целиком только участникам проекта «Сноб» и подписчикам нашего журнала. Стать участником проекта или подписчиком журнала можно прямо сейчас.

Хотите стать участником?

Если у вас уже есть логин и пароль для доступа на Snob.ru, – пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы иметь возможность читать все материалы сайта.

Комментировать Всего 6 комментариев
Для тех, кто любит, нет границ...

...у меня есть знакомые в Москве, любят и знают оперу, они не бизнесмены, но хорошо образованные трудяги...так вот, они не пропустят ни одной хорошей оперной постановки ни дома, ни заграницей...неделю назад прилетали в Нью-Йорк на "Волшебную флейту" в Метрополитен-опера - фантастическая опера,...по-их мнению,  домашние постановки, к сожалению, проигрывают в международной конкуренции не столько по качеству солистов- исполнителей, но по качеству хора...

Юрий, я безусловно согласен с вами, что есть в России настоящие оперные фанаты, они не пропускают интересные премьеры ни в Москве, ни в Питере, ни в Париже, ни в Нью-Йорке. Я сам знаю некоторых из них, и вижу их на всех премьерах. Это безусловно, состоятельные люди, быть оперным фанатом - не дешевое удовольствие. Билеты на хорошие места что в Мете, что в Большом стоят довольно дорого, не говоря обо всем прочем.

Но таких людей у нас всё-таки очень мало, гораздо меньше, чем в той же Америке, Франции или Германии. Сказывается и отсутствие среднего класса, и прерванная традиция....

А что касается хора - не соглашусь. И В Большом, и в Стасике и в Новой опере - прекрасные хоровые коллективы, и замечательные хормейстеры. Когда есть хорошие хоровые сцены, правильно написанные и правильно поставленные - хор всегда на высоте!

Эту реплику поддерживают: Iouri Samonov

Саш, привет! ты несправедлив к американцам. Адамс "Смерть Клингзора", "Никсон" (ты лучше знаешь), Гласс даже у нас идет, не говоря о других странах. Как ЭТО моюно выучить наизусть, я не представляю, но оперы вполне репертуарны. Да, и вот Менотти ставят! "Телефон"  супер вещь!

Сережа, во-первых рад тебя слышать.

Во-вторых я все таки имел ввиду более ранний период. и композиторов, которые давно умерли. Конечно, мне очень нравится "Никсон в Китае". Да и "Смерть Клингхофера" (а не Клингзора, оговорка у тебя по Фрейду и по Вагнеру...) хороша, хотя с этой оперой большие проблемы как ты знаешь           (буквально завтра весь оперный мир ожидает гигантского скандала на углу Бродвея и 64, в известном тебе здании).

Оперы Гласса - скорее оратории.

"Телефон" неплохая опера, и вообще Менотти -  прирожденный театральный композитор.( и кстати поэт).

Но все это разве можно поставить в один ряд с "Леди Макбет Мценского Уезда", с "Обручением в Монастыре" или "Семеном Котко"?

ведь в опере должны быть страсти, in my humble opinion. И ты это понимаешь не хуже чем я...

Впрочем, время покажет! Может американцы что-то и выдадут еще класса "А"

Прочел в новостях о пикете у Мета, подумал "Ошибка по Фрейду" и бросился исправлять... я ты уже среагировал! тогда оставлю как есть! просто у тебя речь шла о РЕПЕРТУАРНЫХ опера, вне зависимости от страстей, их наполняющих или не очень, а тут уже просто статистика нужна... что-то мне подсказывает, что пиндосские оперы идут чаще, чем "Котко"... а тебя три оперы Пркфва? смотри: Огненный ангел, Война и мир, Три апельсина. Плюс: Котко, Обручение... или я путаю?

Давай остановимся на следующем: репертуарных современных опер не существует. В том понимании, в котором мы говорим об операх Доницетти и Россини, Верди и Пуччини, Чайковского и Бизе. Все это 19 век. В двадцатом веке написаны, я думаю, тысячи опер, но ни один интендант или директор оперного театра их ставить не хочет. Ставить их трудно, дорого, певцы и оркестр мучаются, а возврат нулевой, два-три исполнения, и публики больше нет. Это очень обидно, но это путь ведущий к исчезновению (extinction) оперы как таковой.

Что касается названных тобой 3х опер ПРКФ - я их шедеврами не считаю. Ни "Огненный Ангел", ни "Войну и Мир", ни "3 апельсина". Каждая - по разным причинам, но все они не входят в мой личный рейтинг шедевров.

Там же и "Игрок", и "Повесть о настоящем человеке".

Шедевров у него 2 - это "Котко" и "Обручение". Жаль что их ставят редко. Но это не умаляет их достоинств. Ну и "Война и Мир" -хорошая музыка с плохим либретто.

А что касается статистики - она зависит от среднего зрителя. А средний зритель требует "Травиату" или "Богему". Иногда "Лоэнгрина". Но это тоже неплохо.

Самые
активные дискуссии

СамоеСамое

Все новости