Фото: AFP/EastNews
Фото: AFP/EastNews

Ю Несбё. Сын («Азбука», 2014)

Высокопрофессиональный нагнетатель мрака и вызыватель ледяного читательского пота на сей раз немного отступил от своей привычки, и пота у читателя выступит чуть меньше, чем обычно, а мрак будет, но не всепоглощающий.

Некий юноша, законченный, казалось бы, наркоман, сидит себе в приятно цивилизованной норвежской гостюрьме, пользуется, что называется, доверием заключенных и собирается взять на себя дополнительное убийство, чтобы продолжать сидеть дальше и без труда получать наркотики. Но главная причина, по которой он хоронит себя за решеткой, – разочарование в своем отце. И вдруг выясняется, что отца подставили, а значит, для разочарования никаких оснований нет, но есть все основания отомстить тем, кто так или иначе виновен в смерти родителя. И, конечно, нужно добраться до невидимого и ужасного мафиозного заправилы. Юноша с удивительной легкостью сбегает из образцово-показательной тюрьмы (тут же, хоть и не без труда, освободившись от наркозависимости) – а дальше начинается отсчет мертвых тел. За расследование и поимку берется новый герой Несбё (да, автор отправил нашего привычного Харри Холе на передержку), тоже, конечно, полицейский и друг того самого погибшего отца. И, естественно, у этого полицейского есть в прошлом и настоящем свои обильные тайны, слабости и проблемы. Если сначала мы просто завороженно наблюдаем, как ловко и неуловимо мститель косит своих врагов, то ближе к концу автор начинает исподволь вводить читателя в заблуждение, снова и снова ловко манипулируя подозрениями, которые сам же и наплодил, – и вот уже черное становится не таким черным, как казалось, а белое начинает сереть на глазах, дела давно минувших дней всплывают со дна Леты изнаночной стороной, а на этой изнанке отчетливо видны следы лжи и предательства. Изъясняюсь туманно с целью избежать спойлерности – но одно сообщу: это все-таки не детектив в чистом виде. А впрочем, Несбё, кажется, о чистоте жанра никогда и не беспокоился. Это преднамеренно сложнозапутанный рассказ о человеческих пороках, о том, что многие не без греха, о том, что жизнь – простая штука отнюдь не для всех, и при этом рассказано нам об этом уже привычно и обыденно захватывающим образом. Ну и хорошо, что Несбё не удивил, а просто порадовал в очередной раз. Хотя со словом «порадовал» я был бы поосторожней.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Альбертина Сарразен. Меня зовут Астрагаль (Corpus, 2014)

Французы умеют заставить сочувствовать герою, даже если ты ему не очень симпатизируешь. Девочка-сирота с трудной судьбой в конце пятидесятых бежит из тюрьмы (куда попала, в общем-то, заслуженно), случайно встречает свою любовь в лице криминального единомышленника и в шестидесятые пишет об этом автобиографическую исповедь. Продолжая, впрочем, воровать.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Анри Шарьер. Мотылек («Азбука-Аттикус», 2014)

Книгу распирает от наиавантюрнейших поворотов сюжета – причем, если верить автору, совершенно натурально происходивших. В тридцатые годы Шарьер был приговорен к пожизненному заключению, неоднократно пробовал бежать с каторги, в деталях запомнил свои невероятные приключения, потом подробнейше их описал – а сбежал он окончательно или нет, не скажу, чтобы не портить не читавшим удовольствия.С

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой