Фото: Елена Сарапульцева
Фото: Елена Сарапульцева

О том, что МХТ им. Чехова собирается ставить «Опасные связи» Шодерло де Лакло, впервые объявил труппе в начале этого сезона Олег Павлович Табаков.

У этого проекта есть некая предыстория русско-французского театрального альянса, который долгое время не выходил за рамки малой мхатовской сцены и камерных, малобюджетных постановок. Какие-то французские режиссеры приезжали, что-то ставили за две-три недели с русскими актерами, потом уезжали. Спектакли шли без особого шума. В смысле никто их особо не ругал, но и не так чтобы на них кто-то очень рвался. На один из них под названием «Шага» по пьесе Маргерит Дюрас меня пригласила Рената.

Помню какие-то мучительные диалоги вначале и долгое ожидание ее выхода. Когда она появилась, зал обрадовался и как-то сразу повеселел. Стало понятно, что вечер не пропал зря. По крайней мере, будет о чем рассказать дома. Видели Литвинову. Она была в черном, и у нее такие духи… Собственно, это то, что запомнилось мне: французские духи (кажется, Bandit?), черные воронья перья, а вместо переводных слов – какие-то горловые жалобные звуки. Героиня Ренаты изъяснялась исключительно при помощи умоляющих жестов и жалобных всхлипов. Этой оригинальной техникой владеет только она. Только Рената умеет быть одновременно победительной и жалкой, невероятно трогательной и нестерпимо манерной. В МХТ у нее нет предшественниц, как и соперниц. В труппе она существует наособицу, хотя занята в трех спектаклях, один из которых – чеховский «Вишневый сад» – идет уже десять лет.

Можно сказать, Литвинова единственная здесь любительница. Но если вспомнить мхатовскую родословную, которая с любителей и началась, то следует признать, что история, свершив свой круг, выдвинула на авансцену совершенно непривычный, немхатовский тип актрисы-звезды, актрисы-дивы, чей облик, отретушированный глянцем и кинематографом, уже сам по себе является произведением искусства. Полагаю, что именно это обстоятельство стало решающим в выборе Ренаты на роль классической злодейки маркизы де Мертей в «Опасных связях», которые взялся поставить француз Марсиаль Ди Фондзо Бо.

Мы встретились с режиссером в конце ноября, когда общие очертания спектакля еще только намечались, велись переговоры с художниками, уточнялся текст (за основу инсценировки взят сценарий Жан-Клода Карьера для фильма Милоша Формана «Вальмон»), но главное – еще не был найден исполнитель на роль Вальмона, партнера де Мертей по «Опасным связям».

Фото: Елена Сарапульцева
Фото: Елена Сарапульцева

В нашем разговоре мелькали разные имена, но произносил их Марсиаль с известной осторожностью, как охотник, боящийся спугнуть долгожданную добычу. Мысленно прикидывая возможности мужского состава мхатовской труппы, я пытался представить, кому больше подойдет атласный камзол и пудреный парик, но ни одна из предложенных мною кандидатур Марсиаля не устраивала. Один был слишком молод, другой слишком занят в кинопроектах, третий недостаточно мужественен.

– Он, конечно, животное, этот Вальмон. Вокруг него должна быть аура животного эротизма. Никакой пудры и пыли. Я хочу все это смыть. Только желание, только страсть движет этим человеком. И жажда игры! Понимаете, игры. Герои Шодерло де Лакло все время играют, рискуя за­играться всерьез, зайдя за штрафную линию.

Марсиаль жестикулирует и говорит быстро-быстро, как умеют только французские актеры, когда произносят мольеровские монологи. Переводчица Оля едва поспевает за его спринтерской скоростью.

– А мадам де Мертей? Ее всегда играли как воплощение зла…

– Нет, она не злая. То есть она, конечно, совсем не добрая. Но это для меня неважно. Важно, что она самая свободная из всех. Она сама строит свою жизнь, свой образ, свои отношения с миром. После того как в двадцать лет она стала вдовой, ни один человек на свете, ни церковь, ни семья, ни любовники не смеют указать ей, что надо делать. По-моему, история де Мертей – это история первой феминистки, женщины, которая больше всего дорожит своей свободой.

– Свободой, чтобы делать всех вокруг несчастными?

– Я считаю, что ею движет жажда мести, жажда реванша – на самом деле очень женское чувство. За поруганную юность, за унизительную зависимость от прихотей и желаний мужчин, за все жертвы, на которые ей пришлось пойти ради нынешней своей независимости. Ну и, конечно, жажда игры. Тут они близнецы с Вальмоном.

Фото: Елена Сарапульцева
Фото: Елена Сарапульцева

– Она его любит?

– Нет, но она не может без него обходиться.

– А он?

– Он, как и полагается, страстно влюблен в президентшу Турвель. Но главной женщиной жизни для него остается Мертей.

– У де Лакло все плохо кончается: гибнет на дуэли Вальмон, де Мертей опасно заболевает оспой. Можно сказать, порок наказан. Впрочем, добродетель вряд ли дождется триумфа. Скорее большинство героев «Опасных связей» поджидает революционная гильотина. Кстати, это изобретение часто отбрасывает свою зловещую тень при инсценировках и экранизациях де Лакло. Как будет у вас?

– Нет, постараюсь обойтись без гильотины. Мы не отказываемся от эпохи XVIII века. Но это взгляд из сегодняшнего времени. Мы как будто оборачиваемся и смотрим на героев, понимая, как далеко от них мы ушли и как при этом на них похожи. Хотелось бы добиться того же эффекта, который получился на знаменитой выставке Джеффа Кунса в Версале. Ну, казалось бы, где Кунс и где Версаль? Но соединение выверенных перспектив версальского парка с надувными  объектами Кунса дало какой-то бодрящий и неожиданный эффект. Я надеюсь, что это получится и у нас в спектале.  Кроме Ренаты, будут заняты прекрасные Ольга Барнет и Ольга Воронина, Павел Табаков сыграет Дансени.  В общем, дело за малым – найти Вальмона! 

Остается только добавить, что премьера «Опасных связей» состоится на большой сцене МХТ им. Чехова. И даже уже известно время – март 2015 года.С