Гузель Яхина. Зулейха открывает глаза. АСТ, «Редакция Елены Шубиной»

Говорят, что этот роман дебютный, что писатель Яхина молодая, – не знаю ничего про это. Но знаю точно, что роман получился: неподдельным, обширным, сагообразным, очень сопереживательным и традиционно-русско-литературным. То есть если его препарировать бесстрастно, то в нем можно найти все, что положено по жанру... но я бы не стал препарировать. Я бы стал читать эту историю страданий, закрыв филологические глаза. Просто переживать, просто ужасаться – и не думать критически о том, что молодой писатель Яхина где-то там с чем-то не справилась и где-то перепедалировала. Это биография самой обычной татарской женщины, которая родилась, что называется, бесправной в татарской глухомани, а потом ее закрутил жутчайший смерч раскулачивания, ссылок, смертей близких людей и всего того, что не может не сопутствовать гнуснейшему и трагичнейшему этапу советской истории. Но роман не целиком об этом. Он скорее о том, какие чудеса могут случиться, если ты больше думаешь не о своих страданиях, не о мести за них, а просто хочешь выжить. А еще лучше – просто жить. И вырастить своего ребенка. И вопрос, который неизбежно возникнет у читателя: а лучше бы жила эта Зулейха, если бы в ее жизни не случилось того, что случилось? – это верный вопрос, но верный именно как вопрос, не имеющий ответа. Ведь хорошая русская литература традиционно загоняет своего читателя в этический или, скажем, эсхатологический тупик, где не получает он простых ответов на свои вечные вопросы – потому что ведь и жизнь далеко не всегда дарит однозначные решения, а уж литература и вовсе не обязана.

Франк Тилье. Головокружение. «Азбука»

Сюжетный прием, когда незнакомые люди вдруг оказываются в замкнутом пространстве, не знают, как и почему они туда попали, и пытаются из пространства вырваться, не нов. Но Тилье все-таки триллерщик опытный, и прием этот он дораскрасил: замуровал героев в горной пещере, двоих приковав цепью, а на третьего надев неснимаемую (да еще и взрывоопасную) маску, снабдил их странным квестовым набором предметов, да к тому же и труп подбросил... Впрочем, не будем раскрывать все страшные карты, а то читатель возьмет и не вживется.

Пола Хокинс. Девушка в поезде. АСТ

Мучительная до какой-то абстинентной изжоги история хронической неудачницы-алкоголички, разрушившей свою семейную жизнь и профессиональную карьеру, неприятной, неопрятной, неприкаянной, вечно лезущей не в свои дела, раздражающей окружающих – что близких, что далеких, – все это и читателя в какой-то момент может начать просто бесить. При этом и не посочувствовать героине довольно трудно. Ведь ее жизнь – сплошная нервотрепка: с трупом, с ревностью, с бурными изменами-романами и прочими неприятностями. Даже если полностью войти в тяжелое положение героини не выйдет – преодолейте изжогу и дотерпите ее до конца. А будет ли он счастливым – не скажу.С