Станислав Кучер:
Вне зоны комфорта

+T -

Ралли Gumball 3000 – хоть и веселое, но все же непростое испытание, которое проверяет на прочность богатых людей и их роскошные автомобили. «Сноб» узнал, как это происходит

Поделиться:
Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Cтокгольм, гранд-отель «Европа». Конференц-зал переполнен: автогонщики, скромные миллионеры, громкие журналисты, знаменитости, которых знают лишь в Западном полушарии, и те, кого узнают и в Восточном (замечаю Дольфа Лундгрена, Дэйва Хассельхоффа, Томми Ли). На сцене у микрофона – вечно молодой и, возможно, вечно расслабленно-хмельной актер, ТВ-продюсер и основатель Gumball 3000 Макс Купер. Пятнадцать лет назад в небольшой компании друзей, среди которых были Кейт Мосс и Гай Ричи, он отправился в первое автопутешествие по Европе. С тех пор формат Gumball серьезно расширился. Теперь за руль садится больше сотни человек, а в 2014-м участники впервые пересекли Атлантику и провели соревнования на двух континентах. В этом году Купер решил снова не ограничиваться одним лишь Старым Светом и проложил маршрут через Стокгольм, Осло, Копенгаген, Амстердам, Рино, Сан-Франциско, Лос-Анджелес и Лас-Вегас.

Максимилиан говорит с тем приятно-раздражающим британским акцентом, что приводит в восторг барышень и вызывает ухмылку у его американских друзей. Он долго рассказывает о благотворительном фонде ралли, куда ежедневно поступают средства от продажи всякой ерунды типа спортивной экипировки и автомобилей-участников. Все вырученные средства идут на образовательную поддержку молодых ребят, ограниченных финансовыми и прочими возможностями их нынешней инкарнации. Макс передает слово шведскому полицейскому, который проводит с участниками разъяснительную беседу, не без юмора описывая все ловушки, ожидающие их на пути: скоростные ограничения, камеры слежения и встречу с грозой скандинавских дорог – шведским лосем: после столкновения с ним рожки да ножки остаются от… шикарных спорткаров.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Но лично меня из всех этих речей больше всего цепляют слова Макса: «Друзья! Напоминаю: мы – необычное ралли. Моя главная задача – вывести ваши сытые задницы из зоны комфорта на все неделю. Gumball – это не гонка и не соревнование. Неважно, кто придет первым. Пить, чтобы напиться, – то же самое, что заниматься любовью лишь с целью забеременеть. Дружба, новые отношения – вот главное, ради чего мы здесь. Банкиры, скейтбордисты, создатели доткомов – по-моему, нам удалось собрать самых ярких персонажей со всей Европы. Нам предстоит гнать с утра до ночи. Затем вместе ужинать. Затем клубиться до утра. И потом – снова за руль. Тот, кто выдержит этот график, испытает себя на прочность и заведет новых, настоящих друзей. Вот для чего мы здесь. Поехали!»

Действительно, уже ночью нас ждет первая вечеринка, и хотя назавтра нужно встать в семь утра, пропустить ее нельзя. Импровизированный ночной клуб расположился в доме одного из местных поклонников ралли. Внутрь набились сотни веселых, приятно пьяных людей, умудряющихся протискиваться буквально сквозь тебя, вызывая не раздражение, а естественную улыбку. Воистину прав был мастер дзен, заметивший: то, что в автобусе называется давкой, в правильном клубе превращается в атмосферу.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Здесь я знакомлюсь с Дмитрием Волковым – редким для Gumball участником из России. И вообще редким персонажем. В Стокгольм он прилетел с приятелем-пилотом на вертолете – где-то под Псковом их сильно потрепала гроза, но выглядит Дмитрий бодро. В отличие от большинства раллистов, которые прикатили на тюнингованных Ferrari, Porsche и Lamborghini, он собирается ехать до самого Лас-Вегаса на Chevrolet Camaro 1969 года выпуска без гидроусилителя руля и глушителя (на всякий случай Дмитрий взял две такие машины – желтую и красную). При этом на автогонщика Волков не особенно похож, скорее напоминает странствующего европейского аспиранта. Миллионера в нем тоже не заподозришь, хотя он основатель интернет-холдинга Social Discovery Ventures (SDV) – суперуспешного предприятия, которое продвигает в Сети проекты, с помощью которых люди из разных стран могут расширять свои социальные и деловые связи.

Мы сидим с Дмитрием на диване, скрестив ноги по-турецки, только так можно сэкономить здесь пространство. Почти кричим, потому что вокруг музыка, голоса и та самая «атмосфера». Но что приятно – я впервые в жизни общаюсь с человеком, которого абсолютно по праву можно и нужно назвать настоящим «новым русским». Не малиновым пиджаком из девяностых (хотя, как выяснилось, начав бизнес в шестнадцать, он сейчас в свои тридцать девять лет помнит те времена не хуже меня), а тем самым русским по национальности человеком мира, благодаря которым нашу страну, я уверен, будут уважать, несмотря на все драмы 2014-го и риторику кремлевской пропаганды. У нас впереди еще неделя – а потому я не тороплюсь с расспросами, мы просто знакомимся и обнаруживаем вагон общих опытов и впечатлений. Одинаковые подержанные немецкие иномарки, купленные в долг на заре девяностых и из-за вечно ломавшихся стартеров и термостатов едва не разорившие нас обоих. Занятия полузапрещенным в конце восьмидесятых карате. Любовь к путешествиям и «недогулянность» на тусовках – та самая причина, почему Дмитрию сейчас в кайф без всякого алкоголя просто наблюдать, как вокруг тусуются, беснуются и обнимаются люди, еще несколько часов назад впервые увидевшие друг друга в офисе принимающей компании.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Как и обещал Макс Купер, нас ждет безумная неделя. На следующий день в девять утра мы стартуем под ободря­ющее улюлюканье всего Стокгольма. Сто тридцать автомобилей (восемьдесят легендарных суперкаров плюс машины сопровождения) едут буквально от рассвета до заката и добираются до столицы Норвежского королевства кто к девяти, кто к одиннадцати вечера. В дороге случается все: у кого-то вдруг закипает радиатор, у кого-то из-под капота течет масло, третьего полиция задержала, учуяв чересчур резкие ароматы вчерашнего… Короче, в город все въезжают далеко не одновременно, на общий ужин успевают далеко не всегда, зато на обещанной гала-вечеринке в лучшем клубе Осло собирается уже весь славный коллектив раллистов и их друзей. Заканчивается веселье засветло,  а в восемь – снова за руль, потому что впереди сотни километров по Норвегии, Швеции и Дании, – и считайте, что вам безумно повезло, если, оказавшись в датской столице, у вас еще есть кусочек светового дня и пара килоджоулей энергии, чтобы успеть выпить кофе в древней гавани или пообниматься с крошкой-русалкой, символом Копенгагена. Ну а дальше по накатанной: отменный ужин в шикарном ресторане, в гости к будущему в мегасовременный клуб и, если опять же повезет, душ и постель в не менее достойном столичном отеле. И так каждый день. От Стокгольма до Лас-Вегаса.

Понятно, что водители сменяют друг друга за рулем. Понятно, что это не гонка, а ралли, и рекордных скоростей никто ни от кого не требует. И все же весь график составлен именно таким образом, чтобы участникам Gumball оставалось черпать физические и эмоциональные силы в единственном бездонном источнике – прямом, лицом к лицу, человеческом общении.

«Почему кроме компаний SDV и Qiwi от России в ралли не участвует никто?» – спросил я на одной из вечеринок «отца» Gumball Макса Купера.

«Возможно, потому, что вашим богатым парням требуется особое разрешение? – отшутился Макс. – Хотя в прошлом году в Питере нам очень понравилась и атмосфера, и люди. Похоже, участвовать в таких проектах, как наш, могут позволить себе только очень внутренне свободные и несколько сумасшедшие люди. А таких в любой стране не так уж и много».

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Феерический вид норвежского фьорда. Раллисты притормаживают, чтобы сделать фото. Они явно сдерживают движение, но это явно никого не смущает. Им гудят, не подгоняя, а подбадривая. Для Северной Европы Gumball – большое событие. В Дании, Германии, Голландии – везде вдоль дороги мы видим толпы пришедших поглазеть на экзотические автомобили зевак с приветственными транспарантами.

Из желтого «камаро» – пожалуй, одного из двух самых популярных суперкаров ралли (второй – разумеется, красный «шевроле» нашей же команды) – как матрос после плавания, слегка пошатываясь, выходит Дмитрий Волков. Он снимает наушники, кажется, те же, которые надевает в своем вертолете, и признается: «Какие мы все-таки молодцы, что наши водители-сменщики – не приглашенные красотки-модели, а наши же прелестные сотрудницы с настоящими правами и опытом вождения! Без глушителя, без гидроусилителя, без амортизаторов! Это уникальные автомобили, но водить их – испытание точно не для каждого».

– Дмитрий, а почему в ралли практически нет русских? – адресую Волкову все тот же вопрос, когда у него восстанавливается слух и мы пересаживаемся в машину сопровождения. – Ни Усманов, ни Прохоров, ни Потанин о Gumball вообще ничего не слышали…

– Все просто, – отвечает Дмитрий. – Во-первых, люди, которых вы упомянули, занимаются совершенно другими, традиционными, что ли, видами бизнеса. Плюс у каждого из них наверняка есть свои устоявшиеся привычки, способы отдыха, сложившийся круг общения, который им не хочется менять. Макс же изначально создавал Gumball именно как клуб для тех, кто жить не может без того, чтобы изобретать, создавать, развивать что-то новое. Посмотрите, большинство участников ралли – это, помимо звезд, успешные изобретатели, разработчики, продавцы новых технологий. В основном в интернете. В России таких людей пока еще очень мало.

– Лично вам Gumball что дает, почему вы уже который год подряд вкладываете в него приличные деньги?

– Ну, мы же с вами уже обсудили вчера, как оба с детства любим машины, даже те, что ломаются! – смеется Дмитрий и затем четко формулирует три причины: – Во-первых, дух ралли идеально отвечает главной идее моего бизнеса – делать все ради живого общения людей разных культур в самых разных обстоятельствах. Во-вторых, очевидные возможности того, что называется networking – ненавязчивое налаживание связей с потенциальными партнерами, клиентами, инвесторами. В-третьих, возможно, я в юности слишком много времени тратил на бизнес и недотусовался – и сейчас мне неописуемо приятно если не самому участвовать, то как минимум устраивать шумные вечеринки и наблюдать, какими раскованными и настоящими становятся на них люди…

Мы говорим несколько часов, пока не въезжаем в Осло. В какой-то момент я начинаю играть с мыслью, а не предложить ли ему на пару написать книгу о лихих и прекрасных девяностых – настолько яркой, интенсивной и богатой самыми невероятными историями оказалась жизнь этого молодого еще человека. В четырнадцать лет вместе с приятелем он уже придумал первую в Союзе детскую биржу труда, в шестнадцать – зарабатывал серьезные деньги на организации массовых переводов компьютерной документации, а в двадцать два поставил все на интернет-проекты, в финансовый успех которых тогда, в 1998-м, верили только такие же сорвиголовы, как Волков.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

К полудню следующего дня Германия встречает команду Gumball гигантской очередью с парома, строгими полицейскими и добродушным предупреждением подружившегося с нами шведа Стива: «Ребята, помните, немцы бывают не очень ласковы!»

Вообще, неполиткорректные дружеские подколки на тему кросс-культурной коммуникации – одно из тех воспоминаний, которое всегда будет вызывать у меня улыбку и одновременно сожаление о тупости мифов о Европе, которые штампует официальная российская пропаганда.

Завод по сборке эксклюзивных спорткаров в Швеции. Для нас – перерыв на короткую экскурсию и обед. Мы с моим коллегой Сашей Фельдбергом чуть не умираем от хохота, наблюдая за пикировкой американского журналиста Николоса и канадского автомеханика Бенджамина. Какие там анекдоты о «хохлах-москалях»!

– Да, – отпивает пива Николас, – у вас в Канаде круглый год шикарная погода, и только пару месяцев невозможно играть в хоккей…

– Точно, дружок, – парирует Бенджамин. – Ты, главное, раз такой знаток географии, не забывай, что на карте мы сверху, а значит, Канада – голова Америки, в то время как Штаты – ее майка и трусы в лучшем случае.

– Ну конечно, именно поэтому все ваши города жмутся к нашей границе – у нас ведь теплее, светлее, и вы свято верите, что IQ – штука заразная и передается воздушно-капельным путем.

Мы с Сашей вставляем пару стандартных для нас шуток о дураках и дорогах, после чего Бенджамин неожиданно серьезно спрашивает:

– Ребята, а правда, как там вам с Путиным?

– Ну, в любом случае проще, чем нам с Обамой, особенно теперь, когда он разрешил гей-браки, – пытается разрядить обстановку Николас.

Но, конечно, мы тут же пускаемся в не самый актуальный для мажорного ралли разговор о национальных характерах, демократических традициях, безнравственных политиках, патриотизме настоящем и преступном, словом, обо всем том, чему все-таки точно не место в этих зарисовках. Очень вовремя раздается клич «По машинам!», и тут Бенджамин пожимает нам с Сашей руки и, глядя в глаза, произносит: «Спасибо вам, парни, за честность и открытость. Так много кругом вранья и фальши. Наверное, Gumball для всех нас – еще один способ хотя бы на недельку от всей этой фальши сбежать и оказаться среди по-настоящему живых людей».

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Признаюсь: до Лас-Вегаса, финальной точки маршрута, я, увы, не добрался. Меня ждали срочные дела в Москве, а потому в амстердамском аэропорту я обнял всех, с кем не смог обменяться по телефону адресами в фейсбуке, проводил народ на рейс Gumball Air, а сам сходил в Музей Ван Гога и сел на самолет в Москву.

Я не знаю, как сложится судьба этого уникального ралли в будущем. Может, Gumball так и останется полузакрытым элитным клубом, а может, превратится в самое известное международное ралли, одни аукционы которого смогут помочь дать образование миллионам детей из бедных семей (к слову, одна из наших волшебных «шевроле камаро» была продана на аукционе в Вегасе за сто двадцать тысяч долларов).

Но я точно знаю одно. Будда, а вслед за ним Макс Купер были правы, заметив однажды, что настоящее развитие и происходит исключительно за пределами зоны комфорта. Новые друзья, неожиданные открытия новых способностей собственного организма, новые пейзажи и дороги. И – плевать я хотел на тех, кто обвинит меня в прямой рекламе, – прежде всего новый человек, знакомству с которым я просто по-человечески очень рад. Во-первых, потому что это практически мой ровесник, который сумел заработать деньги с помощью собственного ума и способностей, а не украсть, использовав нужные связи и схемы. И, во-вторых, потому что сама его работа, как и работа тех, кто оказался в одной лодке с ним, только укрепляет меня в мысли: все у нас в стране будет хорошо. Потому что страна – это в первую очередь не территория, а люди. Обыкновенные люди, каждый со своей судьбой, драмами и тараканами, сумевшие однажды понять, зачем они здесь. И, поняв, продолжить писать книжку собственной жизни самим, без оглядки на строгих и могущественных цензоров.С

Самые
активные дискуссии

СамоеСамое

?
«Под колпаком»

«Под колпаком»

Всего просмотров: 14155
Смешанное расстройство

Смешанное расстройство

Всего просмотров: 11814
Все новости