Третий год подряд в Сочи проводится кэмп South HUB для руководителей крупнейших IT-компаний. «Сноб» отправился на мероприятие, подготовил видеорепортаж и пообщался с одними из самых активных его участников — продуктовым и техническими директорами «Авито» — о работе и отдыхе
Третий кэмп South HUB объединил в начале лета более 600 участников. Программа была достаточно насыщенной: за пять дней участники обсудили финтех нового поколения, GenAI, поговорили о технических стратегиях, кибербезопасности и многом другом. На воркшопах и в дискуссионных клубах делились рабочими кейсами и вместе искали ответы на вызовы IT-отрасли. Не забывали и об отдыхе: медитации, хайкинг, пробежки, спортивные турниры по плаванию, волейболу, теннису и шахматам — было из чего выбирать.

В перерывах между работой и отдыхом директора «Авито» рассказали «Снобу» о своих взглядах на управление рабочими процессами и важности соблюдения work-life баланса.
В компании я чуть больше шести лет и половину из них отвечаю за разработку и развитие технологий в вертикали «Товары». Я максимально демократичный руководитель, стараюсь давать команде больше свободы — без этого не будет роста.

«Авито» — многогранный сервис, который помогает людям решать очень понятные задачи: пристроить ненужное и выгодно купить товар или услугу. Тут можно найти уникальные предложения, которых больше нигде нет, а еще — встретить необычные объявления: например, о продаже «Теслы» или астролябии XVIII века. В этом и есть уникальность сервиса.

Мне нравится открытость компании к новым идеям. Если ты внятно объяснишь, что хочешь делать и почему, какая польза будет в этом для бизнеса, всегда можно найти ресурсы на реализацию. Подход к управлению командами и процессами в нашей компании исходит из культуры здравого смысла и культуры эксперимента. У нас не принято насаждать идеи сверху. Наоборот — высокая степень самостоятельности команд, а рабочие задачи требуют нестандартных решений, поэтому нужно быть готовым экспериментировать и брать на себя ответственность.

Успех компании во многом строится на сильной команде. Поэтому я ищу сильных и мотивированных людей, вкладываюсь в них, и мы растем вместе. А еще мы всегда предлагаем компании технологические возможности, о которых до этого никто не подумал. Периодически моя команда спрашивает: «Толя, у нас нет запроса работать над тем-то. Оно нам точно надо?». Конечно, надо. У нас есть техническая стратегия, которая связана со стратегией бизнеса. Даже если бизнес прямо сейчас не приходит с запросом на какие-то технологии, ничего страшного — мы работаем на опережение.
«Стараюсь давать команде больше свободы — без этого не будет роста»
CTO «Авито Товары»
Анатолий Панов
width="1030" height="580"
В «Авито» постоянно думают, что нового можно дать пользователям, а инженеры работают над тем, как сделать быстрее и лучше то, что придумали другие. Компаний, которые используют машинное обучение, на рынке немало. Но «Авито» отличается от них технологической синергией: машинное обучение в коммуникациях — одна история, привязать коммуникации и модерацию к антифроду (программные комплексы для предотвращения мошеннических транзакций — Прим. ред.) — другая. Тут я занимаюсь всем этим разом — и это круто!

Нет, я не многорукий Шива, я собрал вокруг себя единомышленников, которые все сделают так, чтобы потом не было стыдно. Мы работаем по принципу «нормально делай — нормально будет». В моей команде люди с разным рабочим опытом, разными бэкграундами и характерами, максимально разноплановые. Они не говорят «это невозможно вообще», а думают, как сделать то, что кажется невозможным. Я внимательно слежу за атмосферой внутри команды. Комфортная атмосфера достигается только наблюдением и вниманием, а также соблюдением work-life баланса. Хорошо развивается то, во что вкладывают время, внимание и ресурсы, а то, во что не вкладывают — портится.

Важно не только достигать новых вершин в бизнесе, но и оставаться при этом привлекательным работодателем — то есть создавать для своих сотрудников ту рабочую атмосферу, в которой хочется остаться. И это не только про условия работы, но и про возможности для роста, развития и самореализации, а также возможность стать лучшей версией себя. Лидером в «Авито» может быть каждый.
«Мы думаем, как сделать то, что кажется невозможным»
В «Авито» постоянно думают, что нового можно дать пользователям, а инженеры работают над тем, как сделать быстрее и лучше то, что придумали другие. Компаний, которые используют машинное обучение, на рынке немало. Но «Авито» отличается от них технологической синергией: машинное обучение в коммуникациях — одна история, привязать коммуникации и модерацию к антифроду — другая. В «Авито» я занимаюсь всем этим разом — и это круто!

Нет, я не многорукий Шива, я собрал вокруг себя единомышленников, которые все сделают так, чтобы потом не было стыдно. Мы работаем по принципу «нормально делай — нормально будет». В моей команде люди с разным рабочим опытом, разными бэкграундами и характерами, максимально разноплановые. Они не говорят «это невозможно вообще», а думают, как сделать то, что кажется невозможным. Я внимательно слежу за атмосферой внутри команды. В «Авито» раз в полгода проводятся опросы среди сотрудников на эту тему, я же мониторю каждый месяц. Комфортная атмосфера достигается только наблюдением и вниманием, а также соблюдением work-life баланса. Хорошо развивается то, во что вкладывают время, внимание и ресурсы, а то, во что не вкладывают — портится.
Технический директор департамента доверия, безопасности и коммуникаций «Авито»
Александр Салтанов
«Авито» — не только про рост выручки и других метрик классической коммерческой организации, но, в первую очередь, про пользователей. Это компания, которая, развивается на стыке классической коммерческой компании и компании, которая делает действительно классный продукт. Такой результат невозможен без слаженной работы большой команды. Время программистов, которые могли делать все в одиночку, прошло: технологии развиваются, становятся все более сложными, и людям необходимо кооперироваться — без этого невозможно выдержать конкуренцию в современном мире. Чтобы команда работала слаженно и эффективно, мы создаем для каждого сотрудника все необходимые условия. Иногда это напоминает НИИЧАВО из повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» — институт Чародейства и Волшебства. Мы занимаемся поиском ответов на задачи наших пользователей. У нас собираются ребята, которые работают не только ради денег. Каждый понимает важность своего вклада в общий результат. Нашим ребятам действительно интересно решать рабочие задачи. В итоге получается уникальный, социально значимый продукт.

В чем особенность «Авито»? 10—15 лет назад, на заре соцсетей, были популярны классические форумы, объединенные по интересам и географическому признаку, и там, как правило, продавалось много всего. География мешала этим локальным клубам вырасти: ребята из других городов туда заходили нечасто. Нашему сервису не только удалось сохранить форумную простоту регистрации, постинга, взаимодействия, но и решить проблему географии и систематизации товарных групп — чтобы не превратиться в коллекцию всего обо всем. И одновременно с этим набрать необходимую массу продавцов и покупателей, помочь им встретиться, дать нужные инструменты, чтобы обеспечить спрос релевантным предложением — вот наш секрет успеха.
«У нас собралась тусовка, которая работает не только ради денег»
Технический директор департамента поиска и рекомендаций «Авито»
Андрей Венжега
В «Авито» я пришел пять лет назад за продуктовой культурой. Мне было важно, чтобы коллеги разделяли этот подход. Многие компании красиво рассказывают, какие у них крутые продуктовые процессы, а на деле это оказывается не совсем так. Но, пообщавшись со своим потенциальным руководителем, я подумал: «Какой крутой! Он думает так же, как и я, хочу учиться у него».

Продуктовая культура — одна из основополагающих успеха компании, но не единственная. Сюда бы я добавил умение фокусироваться на цели, готовность к риску и экспериментам.

В нашей компании простые и понятные правила. Соблюдай их — и она даст тебе расти и развиваться. У нас поощряют творчество и создание новой ценности для пользователей и бизнеса, но это надо хорошо обосновать. Такой подход позволяет минимизировать ошибки и не тратить время впустую.

Пять основных ценностей, на которых строится вся наша корпоративная культура — «все начинается с потребностей пользователей», «решай быстро и аргументированно», «упрощай», «вместе мы можем больше» и «главное — результат» — прописаны в Манифесте. В нем каждый сотрудник найдет ответы на основополагающие вопросы и сможет сделать правильный выбор в неоднозначной ситуации.

В любой компании есть бюрократия, и, если она не избыточна, то делает процессы прозрачнее и предсказуемее. Поэтому стараюсь по возможности ее минимизировать, тем более, что доверяю своей команде, а она — мне. Я даю людям право на ошибки, стараюсь не становиться для них «Большим братом», максимально прозрачно выстраиваю цели и ожидания. Моя команда знает, чего ждать от меня, а я — от них. Мы работаем как единомышленники над общей целью. В общем, делегирование, доверие, прозрачность и отсутствие жесткой субординации — базис, на котором строится эффективная работа.
«Мы работаем как единомышленники над общей целью»
СРО финтех-продуктов «Авито»
Александр Капустин
Над проектом работали:

Владимир Демин, Илья Костарнов, Марья Крохалева, Анна Мягкова, Мария Макуш, Михаил Митяев, Варвара Самаркина, Мария Сенькова, Полина Трефилова, Данила Цеховской, Юлия Чернышева