Эволюция программ лояльности
от купонов до подарков в виртуальной реальности
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Компании стараются привлечь клиентов не только качественными товарами, но и особенными программами лояльности. Бренды дарят скидки и начисляют кешбэк за покупки, поздравляют с праздниками и оказывают персональный сервис, предлагая привилегии постоянным клиентам. «Сноб» совместно с премиальной картой Mir Supreme рассказывает о том, когда появились первые системы лояльности и что считается исключительным сервисом сегодня
Истоки премиальности
Понятие премиальности в наше время перестало ассоциироваться с чем-то недоступным и элитарным. Напротив, обслуживание с особенным вниманием — обязательная норма для многих современных компаний в разных сферах, начиная с ресторанного дела и заканчивая крупными авиакомпаниями. Во многом на это влияют растущая конкуренция и все большая взыскательность потребителей. Впрочем, чтобы удержать клиентов и обрести новых, компании еще в XX веке стали создавать первые программы лояльности — отголоски современного премиум-сервиса. Сначала маркетинговый ход затронул сферу ретейла: за каждую покупку в магазине клиенты получали марки или жетоны, которые в будущем обменивали на реальные товары бренда.

Со временем стало важно не столько получить дополнительный бесплатный товар, сколько улучшить условия обслуживания и почувствовать себя «особенным». Первыми в начале 1980-х новые настроения заметили авиакомпании и предложили пассажирам возможность повысить класс обслуживания. За каждый авиаперелет человек получал «мили», накопив определенную сумму которых можно было выкупить билет с местом в бизнес-классе. Идею подхватили отели, преимущественно международные сети с громкими именами, и создали первые коллаборации с авиакомпаниями. Постоялец мог получить бонусы за размещение в гостинице и потратить их на покупку билета на самолет или, наоборот, заселиться со скидкой в пятизвездочный отель благодаря «милям» на счету.

Эпоха электронных денег
Система бесплатных бонусов и апгрейдов укоренилась вплоть до конца 1990-х, пока в мире не появились электронные деньги и банковские карты. Начался новый виток развития премиальности — системы лояльности стали более удобными, персонализированными и выгодными.

Одна банковская карта сразу заменила собой десятки обычных бонусных карт разных брендов. Вместо бесплатных товаров люди стали получать благодарность в виде денежного кешбэка, и финансовая мотивация быстро изменила представления о поощрительной системе. Качество сервиса стало определяться размером кешбэка и скоростью, с которой средства возвращаются обратно на счет.

Электронные деньги до сих пор определяют стратегию многих брендов по удержанию клиентов. Однако привлечь потребителя становится сложнее: важными требованиями становятся вариативность бонусов, возможность их контролировать и, главное, получать не только материальную выгоду, но и эмоциональную. Поэтому сегодня банки стараются удивить коллаборациями с люксовыми магазинами, ресторанами высокой кухни, авиакомпаниями и другими премиальными сервисами.

В гонку премиальности включились и платежные системы, которые значительно расширяют список привилегий благодаря тому, что предоставляют свои технологии разным банкам. Например, платежная система «Мир» имеет собственную программу лояльности, которая объединила скидки и повышенный кешбэк на различные категории товаров, партнерские предложения, бонусы в виде бесплатных подписок и промокодов. Еще больше привилегий доступны владельцам премиальной карты Mir Supreme.
Так, держателям карт Mir Supreme благодаря сервису MirPass доступны бизнес-залы в более 150 аэропортах и жд-вокзалах в России и за рубежом.
держатели премиальной карты получают доступ к ЭКСКЛЮзивным акциям: например, кешбэк 10% за оплату такси премиального класса Ultima «Яндекса Go» или возврат 20% от стоимости билета на «Аэроэкспресс».
Акции Mir Supreme регулярно обновляются. Например, до июня 2024 года по карте можно получить повышенный кешбэк 7%, оплатив счет в ресторанах Novikov Group или группы Pinskiy & Co, а до конца 2024 года — в заведениях сетей Ginza Project, White Rabbit Family и «Рестораны Раппопорта». Чтобы воспользоваться предложениями, владельцам карт необходимо до оплаты зарегистрироваться в программе лояльности платежной системы — сделать это легко на сайте privetmir.ru или в мобильном приложении «Привет!».
Высокие стандарты сервиса
Первые престижные программы лояльности появились в гостиницах, которые задали стандарты премиального обслуживания. Ведь уровень отеля оценивают по количеству звезд: каждую из них присуждают за определенный набор услуг, которые предлагает отель. Если для первых двух звезд достаточно предложить клиенту номер с личной ванной, то следующие зависят от дополнительных услуг: тренажерного зала, собственной прачечной, ресторана и других сервисов. Все пять звезд присуждают за консьерж-службу, спа-центр в отеле и отдельные категории номеров — президентские люксы с персональным дворецким.

Звездный рейтинг — неофициальная система оценки отелей. В разных странах существуют собственные организации, которые присваивают гостиницам баллы и присуждают статусы. Однако система звезд — это определенная планка, которой нужно соответствовать. Она в том числе позволяет посетителям легко выбирать нужный класс проживания.

Ресторанам присваивают звезды, как и отелям. Регулируют этот рейтинг эксперты Michelin. В отличие от отельной системы, путеводитель по ресторанам не дает четких критериев, поэтому заведениям сложно подстроиться под стандарты международного гида и получить желанную звезду. Впрочем, благодаря этому рестораны — обладатели звезды Michelin и выделяются особенным статусом среди остальных.

Российские рестораны были впервые отмечены гидом в 2021 году: тогда заветные звезды получили девять заведений, в том числе рестораны — партнеры премиальной карты Mir Supreme. «Сахалин» и White Rabbit удостоились одной звезды Michelin, двумя звездами был отмечен ресторан Artest: Chef’s Table.
Photo by Jacob
Photo by Leio
Photo by Marion
Photo by Jacob
Photo by Shifaaz
Photo by Mike
Photo by Jason
Photo by Sven
Photo by Ed
Photo by David
Photo by Hal
Премиальность в будущем
Современные технологии — искусственный интеллект, виртуальная реальность и NFT — создают новые возможности для развития премиальности. Данные о пользователе, его предпочтения и потребительские привычки будут обрабатывать в онлайн-режиме, что позволит компаниям предлагать действительно исключительный сервис. Кроме того, увеличится скорость обслуживания: все больше компаний из разных сфер переходят в режим работы 24/7.

Некоторые бренды уже сейчас стали использовать технологию NFT-токенов: создают уникальные цифровые объекты и формируют собственную виртуальную программу лояльности. Например, дарят постоянным клиентам виртуальную копию товара, которую можно бесплатно обменять в реальном мире на такой же физический предмет. Хотя принцип привлечения клиента тот же, уникальность и новизна технологии привлекают любопытных посетителей.

Сама по себе система NFT строится на идее коллекционирования, то есть обладания чем-то исключительным. Крупные известные бренды используют это преимущество, чтобы подчеркнуть свою уникальность и премиальность. Например, компании выпускают эксклюзивные цифровые объекты, права на которые может купить любой человек. Для пользователя это еще одна возможность почувствовать себя особенным, а для бренда — способ сблизиться с клиентом и сохранить его лояльность.
Реклама
АО «НСПК»
Дата публикации: 13 сентября 2023 года