Как технологии облегчают покупку автомобиля
Цифровые технологии постепенно проникают на рынок торговли автомобилями. К торговле подключились даже онлайн-платформы и маркетплейсы, которые предлагают превратиться из пешехода в автовладельца за пару кликов. «Сноб» разбирается, что нового привнесли технологии на один из самых консервативных рынков и действительно ли они сделали покупку автомобиля намного более комфортной
Авторынок долгое время оставался одним из самых консервативных с точки зрения отношения к новым технологиям. По данным компании Accenture, 70% мировых продаж автомобилей идет через независимых дилеров. Общая структура мирового рынка автопрома оставалась неизменной десятки лет, однако в последние годы все поменялось.
По состоянию на 2021 год рынок автомобильной электронной торговли оценивался в 48,5 млрд долларов и, по прогнозам, к 2027 году он достигнет 87,98 млрд долларов, а среднегодовой темп роста в течение прогнозируемого периода (2022−2027 годов) составит 12%.
Более 80% покупателей автомобилей в мире теперь используют цифровые каналы при выборе марки автомобиля и более 60% — чтобы начать процесс покупки, например оставить заявку на сайте. Исследование Ernst & Young показало, что 46% покупателей автомобилей по всему миру хотели бы иметь возможность оплатить полную стоимость покупки онлайн.

Для понимания контекста именно в России важно помнить, что рынок личных автомобилей здесь стал одним из наиболее пострадавших от санкционных ограничений. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2022-м авторынок рухнул более чем наполовину. Причин много: санкционная политика, массовый уход западных производителей, тотальный дефицит и беспрецедентный рост цен. Годом позже ситуация исправилась, но не по всем показателям. По данным Автостата, было продано 1 млн 309 тысяч новых машин разных классов (включая грузовики и автобусы), и это на 64% больше, чем в 2022-м. При этом средневзвешенная цена нового автомобиля в России выросла на 23% и составила 2,92 млн рублей.
Главным фактором роста продаж в 2023 году стала инфляция: покупатели вкладывали свои сбережения в покупку автомобилей, невзирая на рост цен. Однако такая тактика не может быть долгосрочной. Увеличить доступность авто для потребителя может так называемая уберизация, то есть замена посредников цифровыми сервисами, связывающими клиентов и потребителей тех или иных услуг. Так, в сегменте одежды цифровые платформы давно вытеснили традиционные вещевые рынки, а в некоторых странах — и магазины премиум-статуса.
В марте текущего года «Мегамаркет» начал продавать автомобили. Пока что купить машину можно только в Москве и Санкт-Петербурге. Оформление заказа ничем не отличается от процесса обычного шопинга на маркетплейсах. Потребитель выбирает модель, нажимает кнопку «купить», указываете адрес доставки. Автомобиль доставят бесплатно, а электронный ПТС пришлют на email. Пока, конечно, эти проекты выглядят скорее как смелый эксперимент.

Большинство пользователей все-таки готовы доверить маркетплейсу покупку товаров максимум за несколько десятков тысяч рублей, но не за миллионы. Да и в мире пока нет доказанных успешных примеров такой торговли. Исключением является Tesla, которая изначально приняла решение продавать машины только через сайт и за счет этого смогла обеспечить относительно конкурентную цену электромобиля. Но целевая аудитория Tesla в основном состоит из любителей технологических новинок. В России повторить этот опыт решил «АвтоВАЗ». В сентябре 2023 года автопроизводитель начал предлагать на своем сайте машины по заводским ценам и обещал, что благодаря новой программе клиенты смогут сэкономить до 40 тысяч рублей.
Если говорить об авторынке с пробегом, то здесь онлайн-платформы уже достаточно давно стали одним из основных способов покупки или продажи машин. В декабре 2023 года агентство «АВТОСТАТ» опросило 3 тысячи человек, выставлявших на продажу свое транспортное средство. Из тех, кто продал свою машину, 73% сделали это, используя возможности онлайн-сервисов для продажи авто. При этом 67% из опрошенных продали его частному лицу, а 6% — автосалону или дилерскому центру. Продали машину самостоятельно, в том числе своим родным и знакомым, не пользуясь возможностями онлайн-сервисов, 19% опрошенных.

А самым узнаваемым онлайн-сервисом среди автовладельцев стал «Авито Авто» — такой ответ дал 91% участников исследования. Также по результатам исследования респонденты отметили эту платформу как самую безопасную по сделкам с автомобилями: каждый второй респондент (46%) смог приобрести автомобиль.
В 2019 году компания ANK Research&Consulting провела опрос мнений россиян об онлайн-покупке автомобиля. Преимуществами направления e-commerce потребители называли экономию времени, доступность 24/7 и отсутствие навязчивого сервиса со стороны продавцов. Также 54% респондентов отметили среди плюсов простую процедуру возврата или отказа от покупки.
Например, «Авито Авто» одним из первых сделал большой шаг в сторону прозрачности индустрии, открыв в онлайне профили всех продавцов автомобилей. Это позволило сократить количество недобросовестных продавцов, привлечь внимание к открытому и честному бизнесу.

Созданный компанией сервис «Автотека» позволяет проверить историю понравившегося автомобиля по 25 параметрам. По данным опроса «АВТОСТАТ», «Автотека» заняла первое место среди всех сервисов, которые знают автовладельцы, набрав в ходе опроса 78,8%. Сайт ГИБДД в этом рейтинге находится на второй строчке с результатом 59,3%.

Среди главных плюсов онлайн-платформ по продаже автомобилей можно назвать новые инструменты поиска и аналитики. Помимо стандартных фильтров, например марки, кузова и так далее, на «Авито Авто» есть возможность выбрать только продавцов с высоким рейтингом или отдельно посмотреть собственников и «проверенных партнеров» — объявления с такой пометкой платформа соотнесла с реальным автомобилем на продажу и подтвердила его подлинность.

С развитием решений в сети сама процедура поиска и подбора автомобиля больше не требует активных действий: покупатель может задать интересующие его параметры и просто ждать, пока идеально подходящий ему по всем параметрам автомобиль не появится в продаже.
По мере появления новых онлайн-платформ по продаже автомобилей, покупки становятся более прозрачными и безопасными.