Психолог и тренер
центра «Спутник» Марина Кантова, которая сама стала приемной мамой, говорит, что сейчас в ШПР приходят относительно подготовленные люди без ложных представлений о приемных детях, какие были еще 5–10 лет назад. Информации о приемном родительстве стало гораздо больше, поэтому в прошлое уходят многие мифы, в том числе, про генетику: «вырастет — убьет», например, или что у родителей алкоголиков обязательно будет такой же ребенок.
Однако есть миф, который все еще популярен среди потенциальных приемных родителей: «В учреждениях — обычные дети, просто одинокие и несчастные, но мы возьмем ребенка в семью, он увидит, как здорово мы живем, и сразу будет счастлив». «Но ребенок как растение: если его пересадить, поместить в другую среду, оно какое-то время будет болеть», — говорит психолог. Еще одним открытием для родителей становится то, что проходить через адаптацию будет не только ребенок, но и они сами. Поэтому на занятия в ШПР приглашают приемных мам, которые рассказывают, с чем им пришлось столкнуться, что они сделали и к чему это привело.
Многие считают, что с маленьким ребенком будет меньше проблем. Однако чем он младше, тем сильнее его переживания и психологическая травма. «Грубый пример: если ребенку двух лет сказать, что за плохое поведение его отдадут чужому дяде, он будет переживать это так, будто это действительно сейчас сделают. Если то же сказать 10-летнему, он только посмеется. Люди мечтают об отказниках: "Он ничего не помнит, не знает, что вложим — то и будет". Но сколько этот ребенок пережил в утробе матери, которая его ненавидела и пыталась вытравить из себя или которую отец ребенка бил ногами по животу? В результате ребенок рождается с огромным страхом к этому миру», — отмечает Марина Кантова. Чтобы понять, что происходит с детьми и как им можно помочь, на занятиях в ШПР обсуждаются различные непростые ситуации. Многие слушатели потом готовы взять и детей постарше.
Еще одна распространенная ошибка, по словам психолога, когда детей из неблагополучной среды забирают в семью и начинают усиленно обучать. «У маленьких детей нет потребности в учебе, у них есть потребность в играх, познании мира и людей. Личная потребность в учебе возникает при правильной подготовке во второй половине подросткового возраста, когда ребенок начинает понимать, что от этого зависит его дальнейшая жизнь. Маленький ребенок учится только для значимого взрослого, которому хочет понравиться. А ребенок из неблагополучной семьи был предоставлен сам себе, никто не контролировал его учебу. И вот приемные родители, еще не став значимыми для ребенка, пытаются таскать его по кружкам. На этой почве случается много конфликтов», — говорит Марина Кантова.