Начать блог на снобе
Все новости

Курентзис, Шнитке и армянская мистика: первый большой концерт musicAeterna после карантина

3 октября в Московской консерватории пройдет одно из самых ожидаемых музыкальных событий года. Хор musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнит концерт Альфреда Шнитке. Это важнейшее для российской классической сцены мероприятие было запланировано на апрель, но из-за пандемии перенеслось на осень и по случайному совпадению зарифмовалось с трагическими событиями в Нагорном Карабахе. Хоровой концерт Шнитке написан по главной армянской поэме возрождения «Книге скорбных песнопений» философа поэта и богослова Григора Нарекаци

3 октября 2020 16:00
1-©Nikita-Chuntomov_3313.jpg
Фото: Никита Чунтомов

Альфред Шнитке — главный советский метафизик в музыке, ключевой композитор двадцатого века, фигура абсолютно мирового масштаба. Творчество Шнитке неизменно экспрессивно и полистилистично. Неудивительно, что самый яркий и непредсказуемый музыкальный коллектив страны, musicAeterna Теодора Курентзиса, выбрал для переосмысления именно его хоровой концерт.

Как это обычно бывает в случае с Курентзисом, enfant terrible российской музыкальной сцены не стал ограничиваться одним лишь выступлением. Концертам в Санкт-Петербурге (там премьера Шнитке прошла 1 октября) и в Москве предшествовал большой образовательный проект. В рамках «Лаборатории современного зрителя», музыкально-просветительской инициативы, существующей под эгидой musicAeterna, на протяжении нескольких месяцев зрителей и слушателей готовили к Шнитке.

Фото: Никита Чунтомов

Скрипач и дирижер Илья Гайсин в партнерстве со «Снобом» записал цикл бесед об источниках, масштабах и вершинах творчества Шнитке с Валентиной Холоповой, одним из ведущих исследователей композиторского наследия. А хормейстер musicAeterna Виталий Полонский и музыковед Анна Фефелова — серию интервью о важности хорового концерта Шнитке в контексте жизни и художественных поисков композитора. Незадолго до выступления вышел даже онлайн-гид по творчеству ключевого советского композитора XX века, разбирающий партитуру «по полочкам».

Концерт для смешанного хора — крупнейшее хоровое сочинение Альфреда Шнитке, созданное им в середине восьмидесятых. Концерт написан на текст третьей главы «Книги скорбных песнопений» великого армянского поэта Григора Нарекаци, жившего в десятом веке.

Фото: Никита Чунтомов

«Нарекаци для армян — больше, чем Пушкин и "Слово о полку Игореве" для российской культуры вместе взятые, — рассказал "Снобу" хормейстер musicAeterna Виталий Полонский. — К огромному сожалению, мы не смогли показать концерт в апреле, но сейчас мы рады вернуться на сцену. Подготовка к концерту была достаточно сложной и проблематичной, многие музыканты оркестра и хора заболели, но, к счастью, мы все-таки возвращаемся на сцену после долго перерыва. На мой взгляд, Шнитке как ни один другой российский композитор подошел так близко к музыкальности слова. Шнитке смог почувствовать каждую фразу, каждая буква у него ознаменована какой-то гармонической особенностью. Это, наверное, одно из самых сильнейших произведений, которое написано не на канонический духовный текст, но которое является настолько духовной музыкой».

Фото: Никита Чунтомов

Эмоционально исполнение главного произведения армянской литературной культуры совпало с войной в Нагорном Карабахе. Политических высказываний музыканты musicAeterna просят в этой рифме не видеть. Но через музыку Шнитке и текст Нарекаци призывают к миру. «Нам хотелось бы, чтобы никакие конфликты, которые уносят человеческие жизни, никогда не повторялись, — говорит Виталий Полонский. — Я не знаю, насколько мы сможем повлиять на эту ситуацию, но в свою очередь, исполняя эту музыку, мы думаем об этом и предполагаем, что если бы те люди, от которых зависят человеческие жизни, прислушались к звукам и словам. И тогда, возможно, они бы никогда не допустили ситуации, когда братские народы убивают друг друга».

Поддержать лого сноб