Все записи
16:44  /  21.08.18

5578просмотров

Откуда деньги в китайском бюджете?

+T -
Поделиться:

         Уже второй год участвую в проекте по развитию сети розничных продаж российских товаров в КНР. Работаем   на самом «переднем крае», то есть непосредственно с местными потребителями, открывая свои собственные точки продаж. Сотрудничаем, конечно, и  с разными, как здесь говорят «сяошоу цюйдао», то есть с сетевой или индивидуальной розницей. Благо всего этого в КНР очень много, даже с избытком. Хотя данное обстоятельство совсем не упрощает саму работу, а наоборот, значительно усложняет её из-за жесточайшей экономической конкуренции за деньги конечного потребителя.

      Но в  этой заметке напишу не о своей работе, которая  очень интересна не только мне  как китаисту, но и  приносит бесценный  опыт многим моим сотрудникам-россиянам по организации бизнеса  на внутреннем рынке такой динамичной страны как Китай.

         Сегодня коснусь одной достаточно интересной темы, которая всегда возникает при общении с соотечественниками. Последних, к слову, в Китай приезжает немало: кто учиться, кто работать, а кто и просто попутешествовать. И все они , узнав что мы здесь трудимся «прямо на рынке» в одном ряду с местными жителями, начинают расспрашивать как все тут устроено «на самом деле». Как, например, складываются взаимоотношения с местными органами «власти и надзора», как  с самими налогами и «много ли берут», как «кошмарят»….

         Честно признаться, эти вопросы сами по себе  начинают восприниматься  в Китае несколько странновато. Словно из другой реальности, где еще  продолжают, образно говоря , «кого-то жевать под бананом» , широко практикуя неолитические подходы в конкуренции между людьми.

         На уровне малого и среднего бизнеса в Китае это совсем не актуально. Розничный  бизнес в КНР практически весь частный.  Исключение составляют лишь ряд   очень больших  торговых сетей с государственным участием. И хотя они внешне выглядят впечатляюще (разные там «Вангарды») , но их доля не превышает и 10% в общем потребительском рынке Поднебесной.

       Все остальные (как я уже говорил) это разные «частные лавочки» от действительно одиночных торговых точек и пекарен до сетевых структур. Хотя последние и могут насчитывать по нескольку тысяч магазинов разного формата, но по сути они такие же «частные лавочки», ведущие бизнес на свой страх и риск. 

        Китайское государство к ним относится очень лояльно. Даже, я бы сказал, очень «попустительски», практически «равнодушно». Это как бы не дело современного государства, к коим по праву относит себя и нынешний Китай, всем этим заниматься непосредственно: влезать в бизнес, подсчитывать чужие частные деньги, контролировать цены, пытаться «ущучить» и  заставить «делиться». Государство, естественно,  определяет общие правила игры, обозначает сферу законной деятельности и законных методов конкуренции, поддерживает эти условия (чтобы не стали появляться альтернативные силовые группы по внеэкономическому принуждению к «сотрудничеству») и на этом  … «умывает руки».

          Нет, не то, чтобы совсем устраняется. Формально все государственные учреждения на месте. И налоговая, и полиция, и таможня, и даже санитарно-гигиенические службы с органами обеспечения безопасности пищевой продукции.. Отчеты, согласно правилам, сдавать надо (правила, кстати, на 99% совпадают с российскими). Если вы не на «упрощенке», то и  НДС ежемесячно надо начислять и оплачивать (он в этом году, кстати, понизился в Китае с 17 до 16%).

           Но это  совсем не ощущается в повседневной практике, не становится проблемой. И никого, по большому счету, здесь   «не парит». Ну не сдал чего-то там во время, ничего страшного, никто тебе счет не закроет,   сильно  не обременит. Все, конечно, пишут отчеты, но как удобно для бизнеса, выводя «нужные» цифры совсем незамысловатым образом, платят какие-то налоги, но  исходя из своих бизнес-интересов. Многие даже не заморачиваются регистрацией. Ведут бизнес «по факту» через свой частный счет или электронные платежные системы (а они в Китае очень развиты и крайне удобны).

             То есть все эти  взаимоотношения частного бизнеса и государства  находятся на периферии китайской бизнес-проблематики, которая  ежедневно и ежечасно сосредоточена на привлечении и удержании своих клиентов, конкуренции, улучшении качества своей продукции и услуг. В общем на всем том, что и реально предопределяет выживаемость в современных рыночных условиях тотальной экономической конкуренции.

- Да так же можно и совсем налогов не платить!» – восклицает на этом месте российский путешественник

         Ну не совсем уж так, но можно, скажем,  не сильно в этом усердствовать .Что китайцы в своем абсолютном большинстве  и делают. Стараются все обязательные отчисления свести к статистически возможному минимуму.

- А если проверка?! – опять не сдерживается мой собеседник, - Как тогда?»

          Да в том-то и фокус, что нет реально никаких проверок… Хотя опять же формально (в правилах) они предусмотрены. Но мои попытки за два года найти хотя бы одного китайского частного предпринимателя, у которого была бы налоговая проверка за последние 30 лет (или он знает хоть одного своего родственника или знакомого, который с этим бы сталкивался) не увенчались успехом. И если кто-то и вспоминал нечто подобное, то это всегда было связано с предприятиями, где есть государственная доля в капитале.

- Что, здесь совсем никого не наказывают за налоговые и прочие нарушения?, - не унимается обычно мой визави.

         Нет, наказывают конечно. Вот сдает человек отчетность, а сам по ней не платит. Или выписывает бланк строгой отчетности «фапяо» (счет-фактуру по-нашему) , а налоги не перечисляет. То ему штраф приходит там какой-то. На юаней 300 в месяц (около 3 тыс. рублей). А если формальных нарушений в отчетности нет, то и претензий нет вместе со штрафами.

- Может тогда все бремя налогов несут частные лица как в США?» - делает предположение более подкованный в международных делах  россиянин.

        Ну с частными налогами в Китае «еще хуже», чем даже с корпоративными,  с точки зрения традиционной государственности. Их вообще платит около 8% китайского населения. Дело в том, что в Китае  принята прогрессивная система подоходного налога. До недавнего времени подоходный налог для резидентов начинал начисляться с суммы дохода 3500 юаней в месяц (около 35 тыс. рублей), а сейчас и совсем  с 5000 юаней (50 тыс. руб). Китайцы не будь дураки (а они точно не дураки) предпочитают его не платить, указывая ежемесячный доход меньше этой суммы. Кстати, примените такой подход к нашей стране, где бы граждане были бы освобождены от уплаты подоходного налога, если бы он был бы меньше 50 тыс. рублей в месяц. Сколько бы процентов нашего населения осталось бы среди плательщиков?

 - А на что же государство тогда живет? Как оно выполняет свои функции, если такая «вольница» кругом либертарианская?», – снова ставит вопрос мой державный собеседник, несколько смущенный  положением дел в такой известной  авторитарной стране как Китай.

         И вот здесь приходится отвлечься от рассуждений общего порядка и взять в руки калькулятор, чтобы «на пальцах» показать, что есть более эффективные методы управления государством, чем тупое собирание всеми правдами и неправдами денег со всех граждан страны в «государственный карман», а потом их перераспределение тому же населению, не забывая, конечно, о государевых людях, которые обеспечивают этот «сбор» всеми доступными законными и полузаконными административно-силовыми методами.

        Этот «секрет» называется «экономический рост». Когда государство прежде всего обеспечивает эффективный экономический рост, увеличивая размер общего «экономического пирога», а уж потом «отщипывает» немного от  него в свои «закрома». Да так, что и население это сильно не замечает, и государству вполне хватает на обеспечение всего спектра возложенных на него задач. Даже такому густонаселенному и большому государству как Китай. И опять же практика показывает, что второй способ неизмеримо эффективнее первого, который продолжает доминировать  в традиционных странах.

       Посмотрим на цифры. Обратимся к  данным роста ВВП Китая с 1989 по 2016 год. Мы видим, что он за этот период   возрос в 24 раза по номиналу (см.http://be5.biz/makroekonomika/gdp/cn.html ) .

     За этот же период времени ВВП России увеличился в 2.5 раза ( см. http://surzhyk.info/vvp-rossii/ ) .

      Факты нам явно свидетельствуют, что «китайский»  подход к управлению экономикой и экономическими активными субъектами, несмотря на свой «попустительский» акцент в налогообложении  с точки зрения обыденной традиционной логики, дал результат на порядок больший, чем в России со всей ее государственной армадой проверяющих. А теперь воспользуемся наконец-то калькулятором и решим очень простенькую задачу уровня начальной школы.

          Допустим вы сконцентрировались  на наиболее  жестком варианте взимании налогов со всех  экономических субъектов. Обрушились на экономических активных людей всей мощью административно-силового аппарата,  собрали все возможное и невозможное. Отладили этот процесс до совершенства. Более того, внедрили систему плановых показателей и жестких норм объема по взиманию не только налогов, но и штрафов, чтобы  ни один «злостный предприниматель» не только не проскочил, но еще бы и «лишнего» начислил. Так на всякий случай. От животного страха перед наказанием, которое кроме штрафов включает и повсеместное лишение свободы.

       Поздравляем! Ваш ВВП увеличился за 27 лет в 2,5 раза!     

А теперь попробуем немного посчитать на условных цифрах для наглядности.

        Было, например, у вас  1 млн рублей ВВП. Вы собрали  налогов 10% от ВВП, напрягая активно всех налогоплательщиков . Это сумма составила 100 тыс. рублей.

        Через 27 лет совершенствования сбора налогов и концентрации на фискальной её составляющей вы собрали те же 10%, но от ВВП уже 2,5 млн рублей. Это составило  все 250 тыс, рублей. Неплохо…

         А вот если вы сконцентрировались не на сборе налогов, а, например, на стимулировании экономического роста (как в Китае), при этом совсем не усердствуя в формальном сборе налогов, то, естественно, ни о каких 10% речи не может идти. Максимум предприниматели заплатят процента 2-3.. Пусть даже 2.  В первый год  в казну попадет лишь 2 000 рублей . Не густо. Государство еле сводит концы с концами, позволяя себе нанимать такое количество чиновников, которое лишь номинально поддерживает систему налогообложения. Ни о каком истребовании налогов «с пристрастием» речи быть не может.   А предприниматели «жируют» кругом, инвестируют, строят новые предприятия, потребляют разные блага…Никого из амбициозных молодых людей в чиновники и палкой не загонишь … 

        Но вот прошло 27 лет и в результате такой «не державной» политики ВВП возрос  с 1 млн. рублей до 24 млн. А налоги все те же 2% от ВВП . И получается … 480 000 рублей. Практически в два раза больше, чем при первом варианте. При этом вам совсем не надо содержать гигантский административно-силовой аппарат для тотальной налоговой проверки всех предпринимателей с утра до вечера. Государство не только в два раза больше «заработало» само, но и сделало это очень эффективно, не растрачивая человеческий капитал (главное богатство любой страны)  на подавление активности другой части населения. И это мы говорим как бы об идеальных условиях, где административно-силовая система, которая всегда права в борьбе с экономически активным населением, не порождает коррупции и желания «кошмарить» бизнес не только в пользу государства как института, но и в свою частную выгоду. А ведь реально порождает. Еще как порождает!

          Вот вам и разные стратегии с разными итогами. Предприниматель, поставленный в экономически позитивную конкурентную среду,  создает стоимость, а не перераспределяет её в интересах разных участников как это делает по сути чиновник. Даже экономя на налогах, он инвестирует их в экономический рост, а не складирует по квартирам и дачам в промышленных объемах  как большинство т.н. « силовиков» в традиционных странах. Отсюда и феноменальное экономическое развитие во всех  без исключения странах (не только Китая), которые выбрали современный, а не традиционный способ государственного участия в экономике

      Так что вопрос «откуда  в бюджете КНР деньги, если предприниматели и граждане так вольно обращается со своей обязанностью платить налоги», из ряда бухгалтерских, а не экономических. Экономический рост значительно важнее формального  усердия в сборе налогов. Вы, конечно, можете пересажать половину населения за неуплату налогов, создать соответствующий аппарат для  всемерного сбора всех причитающихся (и не причитающихся) денег с населения, но это приведет лишь к экономической апатии, стагнации и к негативному давлению  административно-силового фактора  на любые попытки «заняться делом». Введите такие правила здесь в Китае и на этом все развитие прекратится. При этом министры по налогам будут  с гордостью рапортовать «партии и государству» о новых достижениях  в сборе денег, несмотря на реальный  экономический спад и ухудшения жизни людей.

        И тогда на фоне экономического упадка и снижения реальных доходов населения мы будем читать в Китае такие же бравурные отчеты как , например, эти…

https://www.infox.ru/news/251/economy/finance/182968-nalogovye-postuplenia-v-budzet-rf-za-8-mesacev-vyrosli-na-32

 

 

 Примечание:

В своих расчетах и примерах я использовал номинальные показатели, чтобы не углубляться в детали расчетов по ППС.  В данном случае это не играет существенной роли и носит исключительно иллюстративный характер. Достаточный для общего понимания.

Sapienti sat.

 

 

Комментировать Всего 14 комментариев

Володя, очень интересно, спасибо)

Эту реплику поддерживают: Марина Романенко

Нет, мы и тут идем и будем идти своим путем.

Эту реплику поддерживают: Владимир Невейкин, Сергей Мурашов

Если бы каким-нибудь своим, Сергей... 

После приватизации и адаптации нередко худшего из известного, мы по праву называем это своим. Плюс наслаждение формами создающихся и быстро рассыпающихся химер.

Эту реплику поддерживают: Владимир Невейкин

Тут сама попытка создать фсбэшно-сословное общество по образцу византийского средневековья искренне умиляет. Вот натыкать кругом "людей с ружьями", объявить себя "хозяином земли русской", сконцентрировать  всё в своих руках, драть со всех "три шкуры", а соратников на "кормления" отправить и всё, типа круто. Управился...  Но как говаривал небезысвестный в Германии Отто , что власть -то можно на штыках  приторочить к заднице, но сидеть на них крайне неудобно... Слишком много "пехотинцев" снуют взад вперед и все с золотыми пистолетами наперевес..

Да и время сжалось .. Никто триста лет как Романовым не выделит. Да и на 73  года как коммунистам рассчитывать уже не приходится.  А с цифровой репутационной рейтинговой  системой сложно будет и работу таксиста в Париже или Харбине получить. Вот и выходит только в ... ЦАР. А там уже держать крутую оборону во дворце Бокассы. Может что-нибудь интересное из его припасов в холодильнике и завалялось...

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов, Сергей Мурашов

Тут сама попытка создать фсбэшно-сословное общество по образцу византийского средневековья искренне умиляет.

А меня не слишком умиляет.

Главное для власти - то, что она стала несменяемой и безальтернативной, и может делать, что хочет. Вот таким вот не слишком экзотическим способом...

А то, что будет завтра, нынешнюю власть не слишком беспокоит.

Что-нибудь да будет.

А их потомки с их деньгами и собственностью, авось, не пропадут.

Сергей, тут слово "умиляет" употреблено , скажем, .. с академической точки зрения. Вроде как пришли с раннего голоцена наши пращуры и давай реализовывать свои представления "о прекрасном" в родоплеменных и межродовых отношения. А так, конечно, это совсем "не умиляет". Отбрасывает нашу страну и народ на многие столетия назад с точки зрения современного общества, в средневековый традиционализм. Это не только неприятно, но и крайне опасно. Конкуренцию среди народов и стран никто не отменял..

Да, и насчет потомков... Если верить исследованиям Найла Фергюсона, то как-то не очень складывается судьба тех, кому достались "властные деньги". Они уже и несколько веков назад были крайне токсичны (как сейчас выражаются) не говоря уже о нынешних временах.

Владимир, а что там с системой "social credits", которая, пишут, уже развита почти как в одной из серий "Черного зеркала"? Это же, кажется, совсем не весело. 

Владимир, может быть издали оно виднее, но поговорил на эту тему со многими своими знакомыми китайцами и как-то все удивились. Никто об этом не слышал.

Владимир, об этом говорят все больше. Не может быть, что вы и сейчас ничего об этом не слышалиhttps://inosmi.ru/social/20180220/241513806.html?fbclid=IwAR1K0PwUKJ10VzGADHfEAQ5zw-3Z_wvZ8SPbsu6YT9bYjeU-7JBoh93GFZo

Я не слишком хорошо знаю китайскую оптовую торговлю (да и российскую, в общем-то, тоже), но знаю несколько случаев, когда, получив деньги, китайские поставщики ничего покупателям не отправляли... А после приложенных усилий - присылали какой-то мусор, чтобы иметь формальную отговорку. 

Ещё бывают всякие нарушения предпринимательской этики - клиент получил инвойс, во-время оплатил его, и после этого оказывается, что "товар подорожал", и нужно доплачивать...

Сергей, со мной разное случалось за тридцать лет работы с китайцами. Конечно, попадались и мошенники, разного рода "скользкие типы"...  Но это совсем не больше, чем в других местах. А с точки зрения административно силового или криминального давления на бизнес, то такие проявления на порядки реже, чем в нашей стране.Работа переводчика и эксперта дала мне возможность участвовать в сотнях  самых разнообразных  ситуациях как с российской, так и с китайской стороны. В том числе и разбираться вот в таких "случАях", когда кого-то вроде как обманули.  И в 90% таких "кейсов" все оказывалось совсем не так как первично рассказывала мне российская сторона. Хотя в 10% это действительно был заведомый обман со стороны китайцев. Причем очень часто наших предпринимателей об этом предупреждали сами же китайцы, их другие партнеры. Но никто не хотел слышать, когда рисовали им мошенники самые радужные перспективы :)