Все записи
21:45  /  5.05.13

14312просмотров

Китай как зеркало позора русской национальной элиты

+T -
Поделиться:

      Наверное, трудно сыскать в мире какой-нибудь другой народ наряду с китайцами, который бы так  не соответствовал целям любого социального реформирования и задачам позитивного поступательного развития. Тысячелетиями Поднебесная реализовывалась исключительно как образец абсолютной деспотии и подавления всего индивидуального и личностного. До последнего времени (конец эпохи Цин) человек в Китае даже не рассматривался субъектом права в государстве. Последнее устанавливало правила до уровня «государь — глава  цзу». Цзу представляло собой общину, в которую могли входить тысячи людей, напрочь лишенные каких-либо государственно утвержденных прав. В рамках общины ее глава (цзучжан) был и судья, и прокурор, и, часто, исполнитель наказаний. Не существовало и гражданского права. Отношения между людьми регулировались историческими традициями и правом сильного. 

      Совсем не способствовало восприятию чего-нибудь нового и конфуцианство — философско-этическая основа китайского мировосприятия. Оно (конфуцианство) жестко закрепляло дремучую иерархичность общественного устройства, пресекало любые нововведения, даже не пытаясь понять, полезны они (нововведения) или нет. Именно в таких условиях тысячелетиями формировался национальный китайский менталитет. Так что более неподходящего «материала» для реформирования общества и представить трудно. Кроме этого, в течение тридцати лет XX века (с 1949 по 1979 гг.) китайское руководство всячески изничтожало любые попытки критического мышления, насаждая атмосферу абсолютной преданности своему Кормчему, который мог дать много очков вперед даже своему корейскому другу, правившему в то время по соседству.

     И в этих условиях китайская  элита (во всех ее ипостасях) нашла в себе силы радикально переломить ситуацию, обеспечить внутри своей страны условия для бурного экономического развития, вывести свою экономику из-под силового гнета как уличных бандитов, так и своих собственных государственных деятелей (без кавычек) разных уровней.

      А ведь соблазн был велик. В условиях постмаоистского Китая несложно было продолжить разменивать преданность «силовиков» и прочих администраторов на право особых привилегий или сбора  дополнительных налогов (назовем это так) с хозяйствующих субъектов. Заманчиво было продолжить бросать населению все новые и новые популистские лозунги насчет «великого народа», «гнилой интеллигенции» и «предпринимателей-кровососов», а самим «бесконечно долго» наслаждаться пьянящей властной  безнаказанностью. Да и нашлось бы очень много разного рода заумных теоретиков, которые за право припасть к объедкам властной жизни объяснили бы сомневающимся про фатум исторического развития, «полезность» государственного террора для их личного биологического появления, предрасположенность народа именно к такой форме управления (а Китай прямо идеальный случай) и т. д. В принципе, нет ни одной, даже самой ужасной, действительности, которую нельзя было бы объяснить «объективно» как неизбежную.

       Однако китайское руководство, несмотря на все свои и народа исторические предрасположенности, пошло по другому пути. И после тридцати пяти лет «новой парадигмы» мы можем воочию наблюдать те перемены, которые произошли за это время.

      ВВП на душу населения возросло со 120 долл. США в 1978 году до практически 10 000 по ПСС в 2012 году, создана совершенно иная экономическая инфраструктура, построены сотни тысяч первоклассных автомобильных дорог по всей стране и возведена абсолютно новая система скоростных железнодорожных перевозок. И это только на поверхности. Само качество экономики изменилось кардинально. В 1978 году ВВП Китая не составлял и 20% от экономики СССР. Сейчас мы, вместе со всеми странами СНГ, не превышаем тех же 20% от экономики большого Китая. Из страны — чистого импортера товаров машиностроения и высокотехнологических изделий Китай превратился в основного игрока на этих рынках. А уж для России (нашей, к слову сказать, страны) Китай стал абсолютным  «донором» продуктов высокого передела и конечного оборудования.

      И все эти достижения произошли не за счет «героических жертв» (а вернее, не на трупах) китайского народа, как в свое время в СССР, и не за счет заваливания бешеными деньгами «проектов века», как на отдельных участках это происходит в современной России, а за счет сбалансированной, ответственной политики современной элиты Китая. За счет жесткого ограничения силового фактора в экономике, обеспечения прав хозяйствующих субъектов и их эффективной защиты от произвола как криминальных, так и государственных структур.

       И при этом никто в Китае ВЕЧНО не почивает на властных лаврах. Каждые 10 лет происходит ПОЛНАЯ персональная смена высшего руководства страны, независимо от их личных достижений, внешних и внутренних условий и т. п. Никаких «уверток», «трюков» или «подтасовок». Прошло 10 лет — уступи дорогу другим. Хотя КАЖДОМУ поколению китайской власти, начиная с момента прихода Дэн Сяопина, есть что предъявить своему народу в качестве своих достижений, в отличие от наших не сменяющихся «товарищей».

       На фоне Китая как-то блекнут оправдания наших властей насчет «проблем с народом», исторической предопределенности, наследия, как говорили, мрачных времен. И уж совсем комично выглядят рассуждения об «евразийстве», «особом пути», «восточности» и прочей мути, которая при ближайшем рассмотрении призвана выполнить только одну роль — хоть как-то прикрыть собственную некомпетентность, безответственность и страх потери личной власти.

      Я здесь не хочу разделять наших правителей и оппозицию. Российская элита в целом  демонстрирует свое чрезвычайно низкое качество и полную эгоистичность при решении наших общенациональных задач.

 

Шэньян-Шанхай-Шэньчжэнь, апрель 2013 года

Комментировать Всего 39 комментариев

Абсолютно согласен. Единственное, что я бы уточнил, - движение за модернизацию было сильно в Китае уже в начале XX века. И Сун Ятсен, и Чан Кайши  были его частью.

Боже, Сергей, ну как, КАК, можно быть таким подкованным абсолютно во всем? 

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

"- You bally well are informed, Jeeves. Do you know everything?

- I really don't know, sir." :)

Ну это же гуманитарные (точнее - политические) науки - история и все такое.

У меня тут племянница к экзамену по биологии котовится. Так я ей практически ничем помочь не могу. Понятия не имею как какие аминокислоты к молекуле ДНК крепятся.....

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов

Это биохимия, дружок ) Тут все конкретней и определенней )

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

И тем не менее о эволюции ты знаешь не меньше иного биолога...

Ну....против бабушки Ольги Борисовны Лепешинской меня хоть сейчас выставляй. Думаю, в глазах прозападного вейсманистско-морганистского снобского лобби я и в полемике с академиком Трофимом Денисовичем неплохо смотрелся бы. Биологи, они разные бывают. Нет, как говорится, предела человеческому падению. ;)

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

А я вот целый год провел в специальном биологическом классе при МГУ и отлично знаю как при помощи пептидных связей соединяются пресловутые аминокислоты. Однако не пригодилось...

Я тоже, на самом деле, уже подобрал для себя учебные статьи по теме. Надо как-то стараться держаться на уровне. Раз уж младший родственник этим занимается.

Аминокислоты не крепятся к ДНК. Не вводи племяницу (и Генкину) в заблуждение.

Я же и говорю, что не разбираюсь в этом. Речь, видимо, шла о пептидных связях, или чем-то таком, определяющих пространственную структуру молекул.

Если быть более точным, то уже во второй половине 19 века. Особенно в этом отличился в конце 19 века Кан Ювэй (1858-1927), китайский реформатор, государственный деятель и автор знаменитой книги  о "Великом Единении". Я бы его труды и усилия поставил значительно выше уважаемого Сунь Чжуншаня, не говоря уже о Чан Кайши. Однако эти реформы (как, в какой-то степени, и реформы Александра II ) были свернуты и дело закончилось Синьхайской революцией, повлекшей длительный период, скажем так, социальной нестабильности и войн. Да и сам интеллектуальный слой в императорском Китае, если его соотнести с населением этой страны, был неизмеримо тоньше, чем в нашей Российской Империи накануне революции 1905 года.

Опять же не нужно забывать, что сама Цинская династия (1644 -1911) была НЕКИТАЙСКАЯ. Это были захватчики, т.е. оккупанты. Это тем, которые объясняют наши сложности монгольским игом...

Владимир, многобукофф, не сумел прочитать. Но осадок остался. Вот чуйка мне подсказывает, что башляет Вам за такие тексты Госдеп Китая. Да и Ваш бузинес похоже с китайсами связан. И вот за эти тридцать юаней Вы позорите наши национальные элиты. А вот мозжечек-то свой напрягите хоть на минутку - и сразу все станет ясно. У Китайсев же нет православия - и лишним утюгом это не заменишь. Они же прозябают, и гордиться им нечем. И зачем такая глупая жисть, особенно после смерти ? Вот Вы мне казались умным человеком, я Вас читал, а вижу - что и Вы просто или глупый, или продались госдепу. И русофоб. Извините, если что не так, я от сердца души. Не могу молчать.

Сергей, уже двадцать пятый год ищу Госдеп в Китае, ну хотя бы что-то похожее на Кондолизу Райс.  Они, чиновники китайские, просто от меня бегают. Не хотят выплачивать мои 30 юаней (а за десятилетия накопилось ого-го сколько) за честно проведенную идеологическую работу по поддержке китайского государственого имиджа в глазах европейских варваров и примазавшихся к ним евразийцев. Нахально продолжают развивать свою экономику, строить дороги, не вмешиваться в дела бизнеса (по-китайски "бизнес"  生意 sheng yi - "рождающий смысл"), привлекать иностранные инвестиции, повышать уровень жизни своего народа (вернее, он сам его себе повышает). В общем, провоцируют меня на дальнейшую бесплатную апологетику. Но я уже не тот наивный юноша, приехавший в Китай в 1989 году. Меня скоростными поездами по всей стране, да и абсолютным отсутсвием пересечений железных и автомобильных дорог в одной плоскости не возмешь. Почитаю еще раза два "Домострой" и откровения Тихомирова  по совету ВВГ и вскрою их цивилизационную никчемность в сравнении с нашим великим евроазиатским предназначением. 

Кстати, как там с зарплатами в администрации по этой части?

— Для российского сознания характерно ощущение неполноценности и омраченности всего происходящего в России по сравнению с происходящим где-то там. Но это, Рама, просто одна из черт русского ума, делающих его судьбу особенно невыносимой. И в этой невыносимости залог трудного русского счастья.— Почему?

— Потому что русский человек почти всегда живет в надежде, что он вот-вот порвет цепи, свергнет тиранию, победит коррупцию и холод — и тогда начнется новая жизнь, полная света и радости. Эта извечная мечта, эти, как сказал поэт Вертинский, бесконечные пропасти к недоступной весне — и придают жизни смысл, создавая надежду и цель.

Но если тирания случайно сворачивает себе шею сама и цепи рвутся, подвешенный в пустоте русский ум начинает выть от подлости происходящего вокруг и внутри, ибо становится ясно, что страдал он не из-за гнета палачей, а из-за своей собственной природы. И тогда он быстро и незаметно выстраивает вокруг себя новую тюрьму, на которую можно остроумно жаловаться человечеству шестистопным ямбом. Он прячется от холода в знакомую жопу, где провел столько времени, что это для него уже не жопа, а уютная нора с кормящим его огородом, на котором растут злодеи и угнетатели, светлые борцы, скромный революционный гламур и немудрящий честный дискурс.

Где есть далекая заря грядущего счастья и морщинистый иллюминатор с видом на Европу. Появляется смысловое поле, силовые линии которого придают русскому уму привычную позу. В таком положении он и выведен жить…

Я хотел что-то вставить, но он поднял ладонь, как бы закрывая мне рот. А потом вдруг ударил по струнам черной балалайки, произведя резкий диссонирующий звук, который отозвался в моем животе болезненным спазмом.

— То, что кажется бессмысленно-подлым страданием русской жизни — и есть созданный усилиями множества поколений Щит Родины, не дающий русскому уму понять, что человеческая жизнь сама по себе есть страдание, полностью лишенное смысла. Пусть это озарение останется уделом восточных царевичей, уставших гулять по дворцовому саду.

А нам, Рама, нужен справедливый суд и честные выборы — и постепенно, очень постепенно у нас это появится. Но криво, позорно и с мутными косяками. Так, что весь креативный класс будет много лет блевать карамельным капучино из «Старбакса». И чем больше поколений успеет состариться и умереть в борьбе, тем лучше для них. Русский человек просто не понимает, как он счастлив за этой невидимой броней. Гордись, Рама, что ты русский. Русский вампир…

Владимир, я не перестаю удивляться витиеватости русской философствующей мысли. Что только (и как красиво!) не придумают метафизически мыслящие русские интеллигенты, объясняя щемящий идиотизм организации жизни своего народа. Но вывод всегда один - сам народ (бессознательно) хочет так жить. В этом его правда и главное предназначение.

Однако позвольте с этим не согласиться. Обидно будет если мы поймем это как и китайцы, лет через пять тысяч,,, Вот взяли они и организовались по-другому (вернее, абсолютно по-европейски). И как не было тех 5000 лет, не менее красиво сдобренных великолепными иероглифическими трактатами о своеобразии китайского народа, совсем не уступающие и тексту выше,,,

Эм... Пелевинщина в исполнении автора - это пелевинщина в квадрате... Только - что от неё толку?

Толку от пелевинщины только тем кто в теме....  Он фактически журналист от  эзотерики... 

Но хороший журналист... понимающий предмет. 

я вот сейчас начал изучать  эзотерику  на уровне университеского курса  матанализа...  Но мне больше прикладная сакральная геометрия нужна для проектов. 

Удивительно как прост оказывается Пелевин....  он элементарен....  научно-популярник в сфере эзотерики.  Именно поэтому он ничего нового не пишет....  сплошной римейк  одной и той же эзотерической темы.

 Я вот давно уже чувствовал свои марсианские корни.....  теперь точно знаю...  Да, я одной крови с Люцифером.  И этим горжусь.

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин

Сергей, скажите, а при чем тут то, что у Китайцев нет православия ?

Регина, это Сергей так иронизирует. У нас на Снобе уже давно проповедует твердый приверженец Православия, венчурный инвестор и проектный финансист Владимир Владимирович Громковский. Для него нет будущего у россиян без монархии, а. особенно, без Православия. Поэтому Сергей и пишет, что как бы все достижения Китая ровным счетом ничего не стоят. Ведь у них нет Православия...

(Сергей, извини, что комментирую вопрос  заданный не мне)

   Владимир, спасибо за один из возможных, пусть и частных, ответов )

ну если так, то оно конечно да...:):):)

Китай совсем старый. Чего там только не было, грубо говоря. И монгольское иго (коим обычно объясняют нашу евразийскость) династии Юань, и многочисленные смуты и гражданские войны. А уж унизительные колонизаций манчжурами, англичанами и японцами... По сравнению с российской историей, Китай  - это многотомник vs повесть. Ситком против короткометражки. Тем не менее, там не было одного. Православия. Боюсь, что это именно оно. Проблема слишком обща - и источник этой проблемы тоже должен быть очень общим.  

Эту реплику поддерживают: Виктор Иванцов

Скорее нужно говорить не о Православии как одном из направлений христианства, а о российском варианте царепапизма, нашедшего в России свою "вторую родину". Этой "симфонии" государства и церкви, которая уже несколько столетий водит Россию по заколдованному кругу.

Однако, конфуцианство тоже далеко "не подарок" в этом отношении. Можно еще поспорить, что реакционнее с точки зрения позитивного развития.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Да, я как раз воспринимаю православие не как христианскую доктрину, а как основу разновидности общественного договора. Конфуцианство не подарок, но ведь китайцы как-то прогрессируют! Очень многое у рыбы решает голова - как вопросы начала гниения, так и вопросы направления движения. Китайцам в целом (а можно и Гонконг, и Тайвань, и Сингапур назвать китайскими) было с чего брать пример, и выбирать (дрессировать?) свою голову. Возвращаясь к православию, в любой религии (или отдельном направлении) есть формула оправдания саморазрушения. Но как-то православная формула очень удачно легла - не можем мы ее поломать.

Эту реплику поддерживают: Владимир Невейкин

Александр Баранов Комментарий удален автором

"цезарепапизм" Владимир. Читайте мой ответ Гольдфарбу в моем блоге.

Эту реплику поддерживают: Владимир Невейкин

Спасибо, Александр Львович, за замечание. Конечно "цезарепапизм".

Владимир, спасибо, поделитесь пожалуйста вашим опытом, я тоже китаист, внимательно слежу за происходящим в Китае, очарован их успехами, но. Но полная, неучтенная цена экономического роста мне видится запредельно высокой. А именно, экологическая цена (например, в Пекине уже торгуют воздухом из банок, дышать там нечем), социальная цена (жуткие sweatshops, о которых снимают километры документальных лент), национальная цена (нарастающая напряженность на этнических окраинах). Как вы думаете, не является ли экономическая победа Пирровой на фоне таких серьезный проблем?

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф

Александр, никто не говорит, что в Китае нет, мягко говоря, издержек феноменального роста. Сам попадал в Пекине в дни, когда выходить на улицу не рекомендуется. Да и социальные проблемы (социальное расслоение, этнические трения и т.д) достаточно серьезны. Но назвать экономические завоевания Китая "пирровыми" совсем нельзя. Так можно и достижения  стран Зап. Европы и США  отнести к бесполезным. Там тоже далеко не все вопросы человечества решены, а некоторые даже обострились.

Однако есть только одна основа, на которой хоть как-то можно приступить к решению социальных задач - это сам экономический рост. Нет его и нет возможности ничего решать. Напримр, сейчас в Китае стали большое внимание уделять экологии. Возьмите в качестве иллюстрации  меры по переносу предприятий из городов в новые промышленные районы с полной модернизацией самих заводов . Но это тема отдельной статьи.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов, Таня Ратклифф, Marat Gilmutdinov

спасибо, Владимир, за ваше мнение. Вне сомнений, Китай возвращается из глубины тысячелетий новой мировой державой, его поступь слышится издалека, и мир прогибается под него. Голивуд ночует в коридорах Политбюро, умасливая его грозную цензуру. Тарантино смывает кровь из своих кадров, а Железный Человек пьет китайский энегретичекий дринк в специальной версии фильма для китайского проката. Все в восхищении! Но феноменальный эконмический рост так некстати портит картина феноменальных репрессий инакомыслящих. Избиения волонтеров на завалах Сычуаньского землетрясения, в котором погибли тысячи детей или современный гулаг для писателей и художников - имхо эти "издержки" перевешивают грандиозо и помпозо нового индустриализма Китая. Не знаю, может честнее тихоходом как Индия?

Александр, все, что Вы пишите о гонениях на инакомыслящих на Континенте, к сожалению, есть. И власти Китая прилагают просто титанические усилия для контроля над определенными потоками информации. Иногда получается даже смешно (если бы не было так грустно). Например, когда блокировали на CNN   репортажи о китайском лауреате Нобелевской премии, то картинку остановили прямо во время показа фотографии Лю Сяобо. Так и застыла флтография на телевизоре на несколько часов.. Но общая атмосфера меняется. Люди достаточно свободно стали говорить "о политике". При последнем землетрясении в пров. Сычуань (апрель 2013) китайские СМИ достаточно подробно все комментировали и сообщали о конкретных жертвах, сами организовали поиски пропавших, а не гоняли волонтеров-поиковиков как в 2008. А вот фото, которое я сделал в Гонконге летом прошлого года. На плакате написано "Небеса уничтожат (погасят) КПК". А ведь это 100% территория, которая контролируется Пекином.

Эту реплику поддерживают: Александр Баранов

Ого, мощный плакат. У нас такой провисел бы 10 минут, а потом.. в общем суп с котом. Вам лучше видно изнутри, а где можно почитать подробнее о новом политическом сознании китайского общества?

Литературы много. Особенно хорошо пишут тайваньцы (журнал  中共研究 zhonggong yanjiu), сингапурцы и, конечно, можно почитать материалы университета Беркли (Berkeley University of California). Там о Китае много аналитики  от  хуацяо.

Хорошая статья. Отлично написано. Да, в Китае конечно хватает еще проблем, особенно социальных, экологических тоже. Но мало кто возьмется оспаривать сам факт и темпы развития страны. На этом фоне россказни о том что "у нас все хорошо" и "процветающей" России выглядят анекдотом вперемешку с пропагандой северокорейского типа.

Политическое устройство Китая, наверное, напоминает устройство Римской республики: демократии конечно нет, но власть не находится в руках одного человека или очень узкой группы лиц, а скорее в руках "сената" (в китайском варианте). На этом фоне разговоры о "суверенной демократии" и "ну нет ему альтернативы" также выглядят плохой шуткой ИМХО.

Спасибо Сергею Мурашеву за  "рекомендацию" в прочтении  данного автора.

 Я сама китаист "со стажем“ ( пусть и не большим, в силу своего возраста), и за 7 лет жизни в Китае удалось поездить по многим закоулкам  Китая. На моих глазах строились и менялись дороги в прямом смысле этого слова. Небоскребы росли  как на дрожжах.  В своих статьях о свободе слова, я также приводила в  пример Китай, как  успешную систему во главе со "сбалансированной, ответственной политикой современной элиты Китая".   Политика гениально тем, что она предусматривает уровень  духовного развития населения  и наличием понимания, что  кроме как "всяческого изничтожения любых попыток критического мышления, насаждения атмосферы абсолютной преданности своему Кормчему", никак не удержать такую страну в правильном русле, поддерживая благоприятную почву для развития не только страны в целом , но каждого человека в отдельности.

Регина, спасибо за комментарий. Это моя эмоциональная реплика (статья сильно громко сказанно), конечно, несколько прямолинейна.  Китай далеко не однозначен и совсем не очевидно как там все пойдет дальше. Мне самому больше нравятся "Уроки китайского". Статью, которую я написал года два назад. Найти ее можно в моем же блоге на Снобе. (В силу опять же возраста (старость не радость)  не научился делать сноски)

Обязательно прочту и буду следить за вашими "Эмоциональными репликами" :). Да у Китая много путей развития в дальнейшем. Однозначно сказать про что-то в будущем вообще очень тяжело. Жизнь слишком стала быстрой и стремительной. Но на данный момент, Китай все-таки заслуживает уважения и восхищения. А точнее  его элита ( правящая ). Не просто удержать ,а вывести страну , с таким  населением и территориальным размахом, в лидирующие страны мировой арены - это достойно апплодисментов. И стоило бы обратить внимание на их систему , дабы  это не самый плохой пример  для  подражания :) 

Эту реплику поддерживают: Владимир Невейкин