Делюсь  статьёй из журнала  "The Spectator "(10 мая 2014 года) Космо Ландесмана.

Автор пишет, что когда-то в семидесятые, когда его подружка, чувствуя   отсутствие интереса к себе и  её очень детальному анализу стихов Боба Дилана,  спросила: "Тебе со мной скучно?"

Она была права, и, конечно, автор это отрицал. Почему? Потому, что тогда  было очень болезненно  и как-то обескураживающе сказать  такое кому-нибудь. Тогда быть занудой было равнозначно  запаху изо рта.

Но сегодня это уже никого не волнует, это уже бренд - быть занудой.  Космо пишет, что он знает это наверняка, так как его  умные  и весёлые друзья абсолютно счастливы заниматься пустой болтовнёй и рассылать твиты по самым незначительным поводам.  Какими занудливыми они могут быть! Раньше было принято скрывать  свои житейские подробности друг от друга. Что случилось?

Ландесман  вырос в богемном мире поздних шестидесятых-начале семидесятых. В том мире ты мог быть наркоманом, транссексуалом или алкоголиком, вором, лгуном, психопатом или всем вышеуказанным вместе, и никто бы глазом ни моргнул. А вот быть занудой означало полное моральное неприятие.

Было принято  высмеивать Великого Британского Зануду. Над ним ( а это большей частью был он) подшучивали на страницах "Панча" или "Прайвит Ай"(что-то вроде старого советского "Крокодила" - прим. моё Н.P.) в специальной колонке "Великие Зануды современности".  Бывшие полковники, банковские управляющие, биржевые маклеры были архетипическими британскими занудами. Критик Алан Брайен предложил свой список  британских зануд ещё в 1963 году в "Спектейторе": продавцы, красивые британские женщины, привлекательные мужчины, а также большинство судей, редакторов, директоров школ и лекторов.

Больные люди тоже входят в этот список, а так же звёзды сцены, театра и телевидения.  Люди, облечённые властью - президенты, генералы, миллионеры, все благотворители - зануды.

Сегодня редко какого публичного деятеля  осуждают за занудство.

Концепция занудства исчезает, потому что критерии, по которым  раньше можно было получить ярлык "зануда", больше не имеют никакого веса. В Британии умные, образованные люди из среднего класса  все подряд постят своих котиков,  рассказывают, что они ели на завтрак и какую милую чепуху сказали их дети. Что  же теперь считать занудством?

В британском обществе   раньше существовал неписаный, но широко принятый социальный контракт:   я постараюсь не докучать тебе, а ты - мне.  Чтобы не прослыть занудой, нужно было исключать из разговора те моменты своей жизни, которые могли вызвать скуку у друзей и сограждан: круговерть повседневноcти, плотный  жизненный график, мини-драмы родительства.

Это было до расцвета социальных сетей. Тогда, если у тебя не было ничего интересного сообщить, ты ничего не говорил. Но социальные сети не  терпят пустоты. Они требуют постоянного комментирования и вывешивания постов. И люди боятся, что если они не будут  регулярно размещать блоги или твиты, то они пропадут из социальных радаров и станут невидимыми.

Поэтому даже думающие и интеллигентные люди в отчаянии обращаются к  тривиальным, малоинтересным кускам своей жизни, тем, о которых они бы никогда раньше не упомянули из опасения прослыть занудами.

Эта страсть распространяться о тривиальностях своей частной жизни  критиковалась в средствах информации как новая волна кибер-нарциссизма: явление "замечательный Я".

Но самым привлекательным в онлайновой жизни является то, что она предлагает что-то вроде социального освобождения.  Онлайн ты свободен от офлайнового прессинга быть остроумным, развлекательным или интересным в социальных ситуациях.

Тебе ничего не надо изображать. Ты можешь позволить своему онлайновому "Я"  валять дурака и говорить о чём заблагорассудится. В киберпространстве никто не услышит,  что ты нуден, потому что  всем всё равно, кто ты. А встречаясь с друзьями лично, больше уже никто не старается  быть, что называется, "в хорошей форме".

Другая причина этой перемены  имеет отношение к новому культурному осознанию британского среднего класса как явления. В 1970 жизнь среднего класса  считалась многими- писателями, комментаторами, художниками и т д -  скучной. Жизнь за городом, неинтересная работа, тяготы ежедневных длительных поездок на службу, скучные вечеринки, дети - эти общие  клише характерировали  средний класс. И никто не был так уверен в нудности среднего класса, как  сам либеральный городской средний класс. Принадлежать к среднему классу - это быть нудным, написала одна из колумнисток "Обзервера".

Но только не сейчас.  Жизнь среднего класса уже не является синонимом  скучности, она вдохновляет! Средний класс сейчас  уверен, что то, что они делают на своих кухнях, и как они декорируют свои дома,  что они подают на вечеринках,  их впечатления о путешествиях, и чем замечательны их домашние любимцы, достойно того, что  бы этим поделиться со всеми.

Соответственно, представители среднего класса,  презиравшие вcе эти реалити-шоу на ТВ, решили жить онлайн так, как будто они являются звёздами своего реалити-шоу.  Они делятся самым обычным и повседневным подобно звёздам реалити-шоу, они никогда не останавливаются и не спрашивают: "Я тебе не наскучил/a?"  Конечно, наскучил/a! Но это OK. Мы все сейчас так делаем. В этом  даже есть  преимущества. Теперь, когда мы не должны больше всё время быть весёлыми  и интересными,  это очень большое облегчение, что можно больше так сильно не стараться. Теперь я в тесном контакте со своим внутренним занудой, а он хочет  выйти и познакомиться с твоим.