Все записи
22:04  /  12.03.18

6694просмотра

Э. Гурвич. Про «Нелюбовь» Звягинцева, про «Сцены из супружеской жизни» Бергмана, ну, и чуть-чуть про мои разводы...

+T -
Поделиться:

Корифея российского кино Андрея Звягинцева в этом году могли отметить премией в Лос-Анджелесе. Нет, наградами, он не обделён, но Оскар бы ему не помешал. Ну, так мне казалось, когда я узнал о номинации его фильма «Нелюбовь». Кинокритики пишут, мол, это было невозможно. Перечисляют причины – нужно быть в тренде с темой, входить в какую-то там тусовку, в фильме должны быть люди всех гендерных и расовых типов... Справедливо ли это?

«Нелюбовь» я случайно посмотрел… снежной субботой нынешнего марта 2018-го в лондонском зале «Ренуар» на Браунсвик. Вспомнил, что в своё время на премьере «Левиафана» я оказался в парижском кинотеатре рядом с Пигаль; «Елену» видел в лондонском «Одеоне» на Лестер сквере. И всюду на этих просмотрах я, шокированный, удручённый, опустошённый, был свидетелем сдержанной реакции западного зрителя (речь тут, понятно, не о фестивальной публике). Почему?          

Фу, чувствую, сейчас попрет из меня что-нибудь искусствоведческое. Во, поперло:). Истоки творчества Художника следует искать в его биографии. Может быть, это предположение ещё более верно для кинопроизведений, чем для литературных. Зрительный ряд обличает и раздевает творца донага.  Фильм «Нелюбовь» - о кризисе семьи. Звягинцев побывал в браке дважды. У него сын. Мне такое удалось лишь трижды. У меня двое детей.  Швед Бергман (российский режиссёр хотел, чтобы его картину сравнивали со «Сценами из супружеской жизни») превзошёл нас в сумме браков. Ингмар был женат пять раз. После себя оставил девять детей, включая двух внебрачных.  Все, кстати, стали актёрами и режиссёрами.

Перед тем, как писать этот пост, я провёл вечер с фильмом Бергмана «Сцены из супружеской жизни». Герои великого шведского режиссёра, как верно подметил Звягинцев, «люди рефлексирующие, разговаривающие. Сцены, собранные воедино, показывают, что ум, способность к анализу и интеллигентность никак не спасают от катастрофы распада брака и развода. Замысел «Нелюбви» возник как раз отсюда — не буду скрывать, у меня давняя привязанность к этой картине Бергмана.»  

У меня тоже. Говорят, улицы Стокгольма летом 73-го пустели, когда по телевизору шёл сериал Бергмана. В Скандинавии после «Сцен из супружеской жизни» резко выросло число разводов. Ингмара эта статистика радовала: мол, видите, мой фильм вписался в жизнь. Бергман под зрителей не подлаживался. Это они под него подлаживались.  Во всех своих работах он оставался самим собой, меняя жанр и стилистику своих оскароносных фильмов. Он воевал не только со зрителями, но и с кинокритиками. Никогда не ломался – мол, ему всё равно, что о нём пишут. Отвечал и бил наотмашь. Не только фигурально, но и буквально.

Бергман рос в семье лютеранского пастора и медицинской сестры. Дети воспитывались в строгости и подвергались телесным наказаниям. В 19 лет, став студентом колледжа в Стокгольме, Ингмар увлёкся молодёжным театром. Домашние скандалы из-за пропусков занятий стали причиной его бегства из родительского дома. Он бросил учёбу и погрузился в творчество. Основной темой раз и навсегда стал герой, оказавшийся в пустоте и искавший любви.  Этим героем был сам Ингмар. Обременённый обязанностями перед детьми, росшими в трёх разных семьях, он был вынужден снимать рекламные ролики. Счастливая карьера сценариста и режиссёра, как и три семьи из-за его влюбчивости, случились почти одновременно. В январе 76-го режиссера обвинили в неуплате налогов. Последовавший арест и скандал в СМИ закончились для Бергмана нервным срывом и тремя неделями лечения в психиатрической больнице. В апреле 76-го режиссер в знак протеста покинул родину. Но каков счастливый конец! Бергман вернулся на родину с триумфом. Стал национальной святыней. В кино, в театре он сказал всё, что хотел.

Детство Андрея Звягинцева, похоже, тоже не было радужным. Он родился в Новосибирске, в семье школьной учительницы и милиционера. Когда мальчику было четыре года, отец ушёл из семьи. Видимо, эта травма остаётся в сознании 55-летнего режиссёра и поныне. Несостоявшееся примирение с отцом-милиционером до самой его смерти, о чём недавно откровенно написал Звягинцев, обиды, а возможно, и тяжелые сцены, оставшиеся в памяти со времён далёкого детства, могут легко быть высчитаны во всех перечисленных фильмах российского режиссёра. Во всяком случае, в его картинах, в различных эпизодах доминируют исключительно бездушные милицейские работники.

С лёгкой руки российского режиссёра продолжу сравнения. В фильме его шведского кумира муж психолог, жена адвокат. Оба увлечены своей работой. У них общие, хотя и неодинаковые взгляды. Они понимают друг друга, почти во всём согласны друг с другом.  Счастливый брак. И вдруг на глазах всё разваливается. Йоханн в слезах объявляет жене, что он влюбился в студентку и не знает, что с этим делать. Жена Марианна жалеет его. Но потом герой обретает уверенность и говорит, что его новая женщина более интересная и молодая. А что касается душевного единения, то он плевать на это хотел и всегда ненавидел их брак. Гм, в тот вечер с Бергманом я вспомнил, как был удручён собственной изменой в моём первом браке. И зачем-то рассказал жене, духовно близкому мне человеку, о своём грехопадении, чёрт бы меня побрал. Развелись мы, спустя несколько лет, по нынешним временам, вполне мирно, без всякого суда.

В советские времена мы были уверены, что главная скрепа счастливого брака – духовность. Но такое объяснение разваливалось «Сценами из супружеской жизни». Искал ли Бергман причины кризиса духовно спаянной семьи, когда писал сценарий и снимал свой фильм? Возможно. Нашёл ли? А почему бы не предположить такое - Йоханн вернулся к жене. В фильме «Нелюбовь» всё иначе. Герои Звягинцева кажутся инфузориями, одноклеточными, недоразвитыми существами. История разводящейся семьи тут, простите за пошлую аллегорию, сколок нездоровья современного российского социума. Женя заведует косметическим кабинетом. Борис компьютерщик, работает в каком-то там православном бизнесе, где разводы не приветствуются. Потому семейный конфликт он старательно скрывает. С экрана несётся запредельный мат. В фильме ни одного содержательного диалога. Тут нет и следа осмысленных, остроумных бесед героев Бергмана. Женя беспрерывно кричит и матерится, не оглядываясь на дитя рядом. Борис отвечает ей тем же. В перерывах оба угрюмо глядят в свои мобильники. Если честно и строго между нами, мне тоже было что вспомнить из своего третьего развода. Услышав мат из уст героини, я прошептал своей нынешней возлюбленной: «О, именно так вела себя моя жена, когда мы расходились. Как она меня ненавидела! Она хотела одного – чтобы я исчез.» Впрочем, и тут тоже всё обошлось без суда.

Ну, спросите вы, а как ещё режиссёр может показать нищих духом? Альтернатива есть. Ирония. Но в том-то и дело, что во всех фильмах Звягинцева напрочь отсутствует всякая ирония. Мы все, постсоветские – и зрители, и российские режиссёры, и критики -  остаёмся потравленными ядом серьёзности. И не только когда речь о судьбах России, о её трагическом прошлом, драматическом настоящем. Мы уверены, что обличительная серьёзность уместна везде, в том числе и когда речь о кризисе семьи. А если подшучиваем, высмеиваем Родину, себя, своих близких, то нарушаем некую святость. Может, из-за отсутствия иронии в фильме Звягинцева   идея суда над героями не срабатывает и не даёт им надежды на очищение и прощение. Попытка же судить превращается в садизм. Выходит, фильмом своим режиссёр понапрасну мучает не только героев, но и нас, зрителей.

Усилия скрасить кино откровенными сценами секса мало что решают. И здесь у зрителя остаётся минимум положительных эмоций. Спариваются животные. Какие тут могут быть оценки, чувства, мысли. Зрителю остаётся лишь возможность абстрактного морализаторства: мол, скотство, конечно, но это жизнь. От постельных сцен в той же «Нелюбви», хорошо снятых крупным планом, мне, к примеру, хотелось, если не отвернуться, то завернуться, говоря языком бульварного критика, в мягкое одеяло эстетики. Но я уговаривал себя в зале: а вдруг тут живая ткань фильма, ещё одна линия режиссёра -  русские женщины не могут жить одни. Уходя от матери или оставаясь с нею, сразу после школы, они заняты поиском мужчины, которому можно доверить свою жизнь. Экономически освобождаются, но эмоционально остаются зависимыми.

Под конец о главной мысли фильма. Звягинцев объявляет: "я его снял с одной единственной целью.  Чтобы вы пришли домой и крепко обняли своих детей". У Бергмана в его «Сценах из семейной жизни» только один эпизод с детьми. В самом начале. Но его герои всё время говорят о них. Катализатором своего сюжета Звягинцев делает исчезновение ребёнка. Тема любви к детям безмолвно и назойливо тащится на протяжении всего фильма. Квартира, денежная работа, новые любовные отношения, перипетии развода Жени и Бориса - всё оказывается важнее ребёнка. Сцена в морге с опознанием трупа ребёнка по замыслу режиссёра толкает родителей одуматься. Но очищения не произошло.  После развода Женя озадачена одним – быть в форме, следить за фигурой, оставаться желанной новому мужу. И никаких помыслов о детях. У Бориса в новой семье родился малыш, но отношение к нему прежнее. Жена на кухне судачит с матерью об обещании мужа купить квартиру и о грядущем разъезде. Борис сидит в комнате перед телевизором. Малыш возится в ногах, требует внимания. Тогда отец молча закидывает его в манеж, откуда ему не выбраться. При трёх взрослых людях дитя рыдает.

Зрителя обескураживает всеобщая нелюбовь. Волонтёры, которых привлекли к поиску пропавшего ребёнка, действуют на автомате. Движение очевидно существует на деньги благотворителей, но волонтёры выполняют свою работу без сердца, без души, без сочувствия. Их военизированным отрядом управляет менеджер. Несколько раз в фильме звучит его команда: "Вперёд и с песней!". Какая уж тут песня! Сознание всех без исключения - волонтёров, милиционеров, родителей пронизано равнодушием и нелюбовью друг к другу.

 Ну, и про фирменный приём режиссёра. Замирание камеры на предмете. Замороженный кадр. Ещё один, ещё…Полицейская ленточка, как аллегория, связывает начало и конец фильма. Последний кадр: Женя в костюме с надписью «Россия» включает спортивный снаряд «дорожка» и бежит на одном месте. Это - символ страны. Принять такой ход за полноценную находку Художника трудно. Тут свидетельство бедности его палитры, а не стремление обличить. Подобные аллегории, аллюзии, обобщения неповоротливости России в глазах западного зрителя –  тягомотина, скука.

Не стану кривляться. Скажу честно. Фильм Звягинцева «Нелюбовь» меня задевает, держит, портит настроение на несколько дней, но оставляет неудовлетворённым и, в конце концов, раздражает слабой драматургией. Это понимаешь, когда смотришь кино оскароносного Бергмана и его «Сцены из супружеской жизни». Он сам писал сценарии, отличающиеся крепкой, продуманной драматургией. Проблема Звягинцева, возможно, в слабости сценария: диалоги не выписаны, ходы тривиальны, метафоры от повторов быстро становятся ходульными. Фильмы Звягинцева – экзотика серости, вполне вписывающаяся в представление цивилизованного мира о дикости России. Но эта самая экзотика серости мешает эстетике кино, высокому искусству, вот в чём дело. Может, потому откладывается присуждение российскому режиссёру самой престижной премии Оскара.

Комментировать Всего 27 комментариев

Оказывается, дорогой Эдуард, Вы не только выборами интересуетесь, но и кино). Жив, жив, курилка, слава Богу!

Позволю и себе несколько слов об А.Звягинцеве. Для начала, я не просто его поклонница, но он - едва ли не самый любимый мой российский режиссер. Хотя не всё так однозначно... По поводу фильма "Нелюбовь" во многом с Вами согласна: фильм хороший - даже отличный... но местами очень уж ходульный, во всяком случае, на мой достаточно искушённый киновзгляд. Чёрное, чёрное, чёрное... вот где-то мелькнуло белое - и снова чёрное, чёрное. Упомянутый Вами посыл режиссёра (после просмотра прийти и обнять своих детей) - совсем не ко мне: я и так их обнимаю - бывает, по сто раз на дню)... Даже старшую (а ей 30 лет) целую то в шейку, то в плечико и говорю: "Даже когда тебе будет 60, а мне - 80, ты всё равно будешь моей девочкой".  И про социум, и про отдельно взятых персоналий я тоже ничего нового не узнала - я живу среди всего этого. Этот фильм лично я рассматриваю исключительно как мастерски сделанный творческий продукт, способный вызвать те или иные эмоции. Да, есть предмент для размышлений... ну, и настроение на пару дней портится - тут Вы правы(... Так оно не только от этого портится!

Если же продолжать разговор о Звягинцеве и масштабе его таланта (в сравнении хоть с Бергманом, хоть кем-то еще), я бы вспомнила фильм "Изгнание" - не смотрели? У Звягинцева я видела всё... ИМХО, "Изгнание" не только лучший его фильм, но вообще один из лучших, виденных мною за всю жизнь.

...В первый раз я его смотрела 10 лет назад - на девятый день, как умер мой папа. Закончились поминки, родные ушли... я осталась одна и поставила этот диск. Сказать, что я плакала - не сказать ничего. Я выла... И нет - даже не по безвременно ушедшему отцу... по всем нам, людям, и тому, что не сбылось и не сбудется уже никогда. 

Через полгода я пересмотрела фильм - дабы проверить себя: может, в первый раз в силу трагических обстоятельств я была слишком уязвима, и меня пробило на эмоции?.. Но нет, все так: уже не плакала, но впечатление было не менее сильным. Вот всё, Эвард, всё!.. Картинка, звук, цвет, игра актеров - всё не просто мощно, но каждый кадр буквально впечатывается в сознание. С другой стороны, с каждым последующим просмотром (а пересматривала 4-5 раз) я открывала для себя новые и новые грани всей этой чудовищной человеческой драмы, рассказанной Звягинцевым. Думаю, в этом и есть великая сила искусства)... Как-то так...    

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Наум Вайман

"Через полгода я пересмотрела фильм"

"Через полгода я пересмотрела фильм" - это то самое, что меня втянуло сразу в  Ваш комментарий (единственный, но какой - по нынешним временам на Снобе такое внимание друг к другу роскошь!). Да, дорогая Анна, обязательно посмотрю "Изгнание" ещё раз. Пересмотреть - перечитать, это то, о чём говорил Набоков ( читатель начинается с перечитывания). Спасибо Вам за такое внимание. Я в самом деле тронут.  Но как-то хотелось отвлечься от мрака - яды - не такой уж "новичок", чёрт побери. На моём веку журналистском в памяти даже  случайная встреча на Би-би-си "Русская служба" с женой болгарина Маркова, отравленного тут, ух, уж и не помню когда... Так всё печально, что и передать не могу... Именно из-за дурной повторямости происходящего с Россией. Вот эту историю, как очевидцу, мне совсем не хотелось бы перечитывать и возвращаться. Но увы...

о чём говорил Набоков ( читатель начинается с перечитывания)

Это одна из самых любимых моих набоковских лекций ("О зарубежной литературе..."), вольную цитату из которой Вы привели!). Всё, всё это его эссе - моя развернутая аффирмация на тему читателей и писателей). 

На мой взгляд, Набоков (гениальный!) скромно умолчал, что и писатель начинается с перечитывания - с того момента, когда к его текстам хочется вернуться (возможно, снова и снова!) и перечитать... дабы испытать наслаждение. Текст, как и фильм, может быть, что называется, "тяжёлым" (например, как "Изгнание" или "Нелюбовь), но в данном случае наслаждение - это непреходящие восхищение творческим продуктом автора... сила, одним словом! 

Вот и получается: "Изгнание" пересматривать хочу и буду. "Нелюбовь" - нет, одного раза хватило.  Ну и да... Бергмана, что ни фильм, можно (и нужно) пересматривать...

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

"писатель начинается с перечитывания" -  это хорошая  Ваша, Анна, интерпретация, того, что сказал Набоков. Не дай Бог, увидит  наша теперешняя звезда Лизанька, которая заявила себя  как писатель:).  Ладно, хорошо, что не комментируете мой скулёж по поводу пещерной формы самоутверждения огромной страны (:. Невозможно поверить. Что это, комплекс непоноценности? Зачем яд? Это же настораживает и отвращает цивилизованный мир, Стыдно. А может, это та самая больная страна, о которой повествует своими фильмами Звягинцев? Но где конец этого кошмара? Где он ( терпеть не могу эту банальщину , но тут брякну) - свет в конце "тунеля"?

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

Зачем яд? Это же настораживает и отвращает цивилизованный мир, Стыдно. А может, это та самая больная страна, о которой повествует своими фильмами Звягинцев? Но где конец этого кошмара?

Вот опять Вы садитесь на своего конька, Эдуард, объезженного уже не раз и не только Вами). Я тут собралась о творчестве с Вами поговорить (или, как я понимаю, с недавних пор в здешних палестинах это слово стало ругательством?), а Вы опять про страну.

Хорошо, давайте про страну. Намедни занимались со старшей дочкой спортивной ходьбой – брали штурмом Воробьёвы Горы, ну, и болтали, разумеется. Затронули тему «уезжать, не уезжать… куда, когда, в каком составе» и прочая. Я сказала, что в самые ближайшие годы планов таких, скорее всего, нет – пока не завершу то, над чем работаю (Вы знаете, о чём я). Но в стратегическом смысле намерение имеется! Прежде чем закончить свою мысль, приведу дочкину зарисовку об одном её "ухажёре".

Мужчина 38-ми лет, коренной москвич как бы из хорошей семьи, вполне себе положительный, плюс - дико умный (по оценке дочки), совладелец одного из самых перспективных в России IT-бизнесов. Пару раз беседовал с ВВП, и не просто сидел на совещаниях (на тему Сколково) в качестве директора, но именно что толковал – в дружеской беседе. Так вот, парень не чтобы фанат, но спокойный такой сторонник действующего (и будущего!) Президента: дельный, говорит, мужик! «Да, - говорит, - я всё понимаю: подавляющая часть страны (бабушки там всякие и прочие люмпены) – в глубокой жопе и всё такое… Конечно, жалко их!.. Но лично у меня и у близких мне людей за время президенства Путина всё только улучшилось… а город наш как расцвел! Всю жизнь живу на Пречистенке… в юности – та же грязь, что и везде. А сейчас – маленький Париж, мне всё нравится!». Ну, и так далее…

Возвращаясь же ко мне и моему окружению (видимо, альтернативному этому пацанчику). Если и произошли у меня какие-то «улучшения», то они оказались мнимыми – растаяли как дым… А вот ухудшения весьма ощутимы: в результате кризиса, обрушившего российскую экономику после присоединения Крыма, санкций and etc, я потеряла огромные деньги. Но дело даже не в этом…

Уехала бы я не за лучшей долей: как и этому айтишнику, мне и здесь неплохо – есть чем заняться, есть на что безбедно жить. Но, как Вы правильно заметили, стыдно! Невыносимо стыдно за страну, за ее государственность, за правительство, за народ, который этого правительства достоин, - и чувство это настолько токсично (наряду с отчаянием - вряд ли в ближайшие годы удастся провернуть эти чёртовы жернова), что разъедает мою психику, отравляет мне жизнь… я просто теряю способность радоваться ей!  Казалось бы, где я, а где все эти, так сказать, бабушки?.. Но ведь жаль бедствующий народ – даже этих пресловутых 86% жаль (ибо многие не ведают, что творят). А всем не напомогаешься – свою бы больную мать еще хоть сколько-то протянуть, младшую дочь выучить и т.д. Но жить в атмосфере этой бесконечной, возведенной в статус государственного закона, лжи… Даже если у меня лично всё хорошо, смириться с этим невозможно.

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Михаил Аркадьев

Простите меня за эту интонационную настырность, Анна. Я как-то выпустил из виду, что  надо поберечь близких мне людей, которые не здесь.  Просто в эти дни слишком близко оказался ко всему случившемуся. И Звягинцев со своими фильмами порядком опустил меня. Но то  меня... Простите ещё раз. Я не хотел.  Конечно, куда приятней вытащить из полки  два набоковских томика "Лекции по зарубежной литературе" и "Лекции по русской литературе". И пройтись по ним... С Вашей подачи. Ещё раз простите.

Полноте, Эд, Вам не в чем себя винить).

А на ФБ зачекинтьтесь - давно Вам советую. Не бойтесь, что это будет отнимать Ваше время - Вы прекрасно сможете себя контролировать). Но, поверьте, Ваши горизонты значительно расширятся). И там все наши... Вова Генин, опять же)...   

"Вы прекрасно сможете себя контролировать)." -  да в том-то и дело, что  ФБ   - игрушка слишком эмоциональная для меня:). Пожалуй, погодю. Разделаюсь с главным своим проектом, а там погляжу... Ко всему, я не очень представляю себе, что эта такое - зачекиниться...

Как мне кажется, прогрессивный Запад думает о легитимности  наших выборов очень мало. Технологии обнаружить нарушения его вполне удовлетворяют. Прогрессивный Запад (если он есть:), прежде всего, следит за тенденцией - на что настроен и за что (кого) голосует электорат, обработанный СМИ и кремлёвской пропагандой. Наконец, "прогрессивный  Запад никаких бойкотов давно не практикует. Прогрессивный Запад даже мне втемяшил в голову: идти и голосовать надо, потому что голос оппозиции ( о чём я уже говорил,сидя на своём  любимом коньке:) -это очень важно для здоровья общества. Ну, и последнее. Я вовсе не обиделся, дорогая  Анна. Просто мне урок, что с теми, кто живёт в сегодняшней России, я должен быть осторожен в своих суждениях о  политике... Потому тут, у себя в блоге в заключительном интервью  я разговариваю  сам с собой:)... Ну, а об творчестве поговорим ещё... и, может быть, сразу после выборов...

ОК, Эд, Бог с ним - с прогрессивным Западом)... Я Вам так скажу: бОльшая часть моих антипутинских друзей ("домашних антипутинцев" - по выражению уважаемого Алексей Алексенко  в его последнем посте) не идет на выборы, обозначая таким образом свою гражданскую позицию: никто не хочет участвовать с заказном фарсе. Люди опустошены... но где-то там, на горизонте этой пустыни, знаете, какая начинает зреть надежда? Не так давно в каком-то из блогом на моё риторическое "когда же это кончится - неужели еще 6 лет терпеть весь этот бред?!" добрый Лёша Буров ответил: мол, почему, Аня, 6 лет... Путин будет править пожизненно!.. В общем, что-то в этом роде.

Так вот - чует мое вещее украинское сердце: не будет! Помяните моё слово (Вы тут тоже давеча упражнялись в статистических прогнозах): он едва-едва дотянет свой срок - если дотянет... чтобы уйти "красиво"  (возраст и всё такое. Что будет в этом случае - не знаю. Хорошо бы Гаага). Или таки года через 3 будет "революция": тихая ли, со штыками  ли - тоже не знаю. Но его скинут.   

"знаете, какая начинает зреть надежда?"

- честно говоря,  я не ощущаю таких сигналов. Может, дело в расстоянии. Сейчас заглянул по  ссылке Вашей, Анна,  в блог Алексея Алексенко. Там  читаю, мол, какая разница -1% или 7%? В постановке  вопроса ( кажется Л.Бабкиной)  сигнал  безнадёжности. На самом деле, лично мне прибавили бы энтузиазма завтра, скажем, даже  эти 7% у той же Ксении Собчак... Сегодня же на Снобе неуютно  -  с укором в топе стоит последний пост Анны Квиринг. Не услышали нас. Кстати, ушёл, наконец, из этого списка пост: "На Каменщике пока поставим точку". С трудом я удержался от комментария Ваших сожалений там:)....

с укором в топе стоит последний пост Анны Квиринг. Не услышали нас.

Да, не услышали. И это далеко не тот случай, когда "отряд не заметил потери бойца". Еще как заметил - ещё аукнется! Такими членами клуба не разбрасываются.

Про всё остальное... может, да - дело в расстоянии. Но я чувствую (надеюсь!) - это его лебединая песня. Другое дело, что потянет за собой всю стаю "леблядей". И тогда стране уже не с колен подниматься... возрождаться из руин! Ибо украли всё, что могли.

Написала в личку.  

Ладно, В Петропавловске на Камчатке и Дальнем Востоке уже петухи пропели...:). Избиратели продрали глаза и потянулись к урнам... Пошли Бог спокойной ночи нашему Сергею Мурашову. Он молодец.Мысленно мы все с ним, правда?

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff

Да, это так). Как я ответила Сергей Кондрашов в блоге у Мурашова, наш Сергей - Жанна д'Арк в штанах. Бог ему в помощь, спокойной ночи!

 Замечу в адрес "домашних антипутинцев", что явка  по Дальнему Востоку и в Сибири на этот час выше, чем в прошлые годы. Стало быть, на этот час прав "наш Сергей - Жанна д'Арк в штанах:). 

Ваш комментарий (единственный, но какой - по нынешним временам на Снобе такое внимание друг к другу роскошь!)

Да Бог с Вами, Эд! Уж Вам-то жаловаться на отсутствие комментариев прям грех - вон какой урожай собрали в последнем своем посте!

Последний пост - чистая случайность, а я о танденьции. С титула Сноба в мгновение ока слетают стоящие материалы. Если бы их не поддерживали  многолетние собеседники, всё бы исчезало. Вот сейчас очень толковое замечание Владимира Генина об оговорке по Фрейду нашего фсё.  Я с удовольствием его сейчас поддержу. Мне вообще нравится его с Аркадьевым дуэты  - они искромётные. Но они сейчас тут редко появляются. В посте  несравненной Лизаньки Питеркиной мы с Гениным оказались под огнём критики покинувшего  нас безвременно Стаса. Я признался Генину "в платонической любви" и на расстоянии. Он мне ответил тоже. Эту фразу его сейчас чеканю в золоте :"Вы прекрасно соотсетствуете себе - блестящему остроумному человеку! " Но дальше он объяснил : "Если я вас редко читаю, то только потому, что я редко вырываюсь из плена фейсбука." Вот ведь в чём дело, Анна. Меня ни в интернете, ни в Фейсбуке  нет. Только здесь. Потому я острее многих ощущаю  печальные изменения на Снобе. Но это так, я не жалуюсь... И потому усердно благодарю Вас  за соучастие тут. Вы же понимаете, что  многих  собеседников, с которыми мы не соглашались, но которых мы ценили,  тут раскидало.  

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

Полтора звягинцевских фильма посмотрел: "Возвращение" и 1-ю часть "Левиафана". Если эти вещи для него типичные, то вряд ли что-то еще из его творчества меня обрадует.

Эту реплику поддерживают: Елена Котова

Ну конечно - типичные, Борис... однако посмотрите, всё же, "Изгнание": надеюсь, найдете 10 отличий). И ещё: если бы я не видела первым именно этот фильм, "Левиафан", "Елена" и "Нелюбовь" разочаровали бы меня больше.  

Пожалуй соглашусь с Эдуардом, в целом фильм далеко не шедевр. Автор оправдывает режиссера тем, что он пережил тяжелое детство будучи сыном милиционера и учительницы? И это оправдания для создания такой чернухи, где натуральная сцена когда героиня ходит в туалет, сидя на унитазе не самая шокирующая? Если бы автор родился в пролетарской семье то он бы был в курсе, что 70% советских людей вообще не знали что такое унитаз и ходили в туалет на двор. И все равно, то было бы не оправдание для таких сцен. Нельзя ли просто снять фильм о нормальной жизни нормальных людей? В отечественном кинематографе их почему-то совсем перестали снимать. Можно и детектив, можно и мелодраму. Впомните "Место встречи изменить нельзя", или "Женитьбу Бальзаминова", или первую серию "Москва слезам не верит". Эти фильмы хочется неоднократно пересматривать, как и голливудские "Унесенные ветром", "Однажды в Америке", "Английский пациент" потому что это шедевры, а "Нелюбовь", увы, пересматривать не хочется.

Дело не "в оправдании для создания  такой чернухи", которую показывает Звягинцев.  Снимать Художник может и " чернуху", и " светлуху".  В фильмах Звягинцева всё правда... Более того, я  сейчас почитал пост Дарьи Серенко  "«Сексом занимаешься, значит, и это потерпишь...». Её рассказ (документальный) будет пострашней событий, о которых нам ведает Звягинцев. Девушка попала в больницу по поводу аппендицита и встретила такое отношение, пережила столько унижений... Волосы дыбом!  (Б.Цейтлин прав там в своём комментарии   - и в советских больницах такого не было).Но речь я веду не о " чернухе", как таковой в фильмах Звягинцева, а о способности Художника мыслить художественными образами. Только об этом.

Получилось так, что отзывы о "Левиафане" я прочел прежде, чем добрался до самого фильма. Так вот, ко всякого рода пересказам, оценкам, интерпретациям просмотр мне ничего не прибавил! И это меня склоняет усомниться насчет художественности. Ведь если текст (хоть вербальный, хоть образный) без ущерба для смысла пересказуем, то он по определению не искусство! 

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

"просмотр мне ничего не прибавил!"

  Грешным делом, я вчера вечером  попробовал поглядеть с подачи Анна "Изгнание". Продержался полчаса и остановил просмотр. Попробую в выходные доглядеть. Но пока ничего не изменилось в моих ощущениях от фильмов Звягинцева, включая  и "Левиафан".

Эту реплику поддерживают: Елена Котова

Эдуард, как же я с вами согласна насчет Звягинцева.  "Левиафан"намного схематичнее и мехнистичнее "Елены", а уж от "Нелюбви" я так зашлась, что сразу сама хотела написать текст, но потом подумала, что мое субъективное мнение об отдельном фильме -- не тема.  БОльшое удовольствие получила, что вы по этому фильму отстрелялись.  У меня осталось ощущение гадливости -- такой перебор всех возможных пороков с аффирмацией их типичности, такой подгон эстетических приемов под задачу, что остается впечатление ходульности, 

"У меня осталось ощущение гадливости.."

"У меня осталось ощущение гадливости" - Ну, если честно, мне лично  такие ощущения кажутся перебором. Но, в конце концов, наверное, живя в Москве, можно обрести и такую точку зрения на фильмы Звягинцева. Тяжёлое впечатление оставляет его кино. Не справляется он с этим кошмаром как Художник. Взвалил на себя, а везти не может.  Вот и  растягивает сцены....  Хочет объясняться со зрителем аллегориями, аллюзиями, гиперболами,  метафорами. И ничего не получается. Вот не хватает ему какого-то лукавого взгляда со стороны, с прищуром (ух,увидел и  убрал ашипку:) что-ли...Но это мои  ощущения. Спасибо, Елена, что прочитали.

За день до выборов( меньше)  кино Звягинцева меня провоцирует ещё раз оглянуться на Россию. К сожалению, не только оно, а и события, которые  на минувшей неделе развивались с непредсказуемой скоростью. На титуле Сноба прочитал колонку Станислава Кучера, с вопросом: "Приведет ли химическая атака в Солсбери к полному разрыву отношений между Россией и Западом?". Одновременно посмотрел фильм-интервью, где президент России отвечает на вопрос корреспондента: "«Да, для мира это будет глобальная катастрофа, но зачем нам такой мир, в котором не будет России?». Фон, на котором избиратели  пойдут к урнам,толкает мою память в сталинские времена. И тогда, ровно 70 лет назад страна жила с ощущением, что кругом враги. Во всяком случае, пропаганда, власть внушали такое  народу, ну, и нам, школьникам. Мы верили. Что сейчас?

Эдуард Гурвич Комментарий удален автором

Даже снег в Англии сегодня поддерживает моего кандидата Ксению Собчак:)