Все записи
18:30  /  1.11.18

3051просмотр

Э. Гурвич. Про оперу "Онегин" в Вильнюсе и «кураж» прибалтов, про Wizz Air, ну, и про нас с вами

+T -
Поделиться:

.Довелось мне в моей многотрудной нынешней жизни оказаться в Вильнюсе в минувшую субботу. Ну, понятное дело, сразу кинулся выяснять – есть ли спектакль Некрошюса. Добрался до  здания, где режиссёр обычно репетирует. Тут выяснилось - спектакли начинаются в ноябре.  Помещение закрыто. Фотография во дворе Старого города  напоминает мне про поиски театра Мастера. Мало кто знал из прохожих, пока какой-то студент не подвёл нас к этому крыльцу (попробую в комментарии выставить фотографию).

Ну, а теперь сюрприз. Напрямую не связанный с Некрушюсом. Но с современным театральным искусством Литвы – очень. Выпал  мне шанс попасть во Дворец конгрессов на оперу «Онегин». Исключительно благодаря Монике, родственнице-театралке. Она купила билеты не на вульгарные первые ряды, а на балкон в средние ряды, откуда видно не очень, зато слышно. В постановке оперы принял участие Литовский государственный симфонический оркестр во главе с дирижером Гинтарасом Ринкявичюсом. Впрочем, про музыку Чайковского не буду. Дам слово  режиссёру постановки с труднопроизносимой фамилией, о которой она меня предупредила.                              

-  С этим материалом я работаю второй раз. Мы уже ставили «Онегина» на сцене британского Opera North. Это литературный шедевр... - делилась в одном из интервью  режиссер Даля Ибелхауптайте.  - Когда произведение знаешь очень хорошо, появляется творческая свобода, и ты не боишься принимать смелые решения. Для новой постановки мне было важно, чтобы «Онегин» зазвучал актуально и современно. В постановке  нам удалось собрать известных литовских артистов, работающих сейчас за рубежом – Лаймонас Паутенюс, Асмик Григорян, Эдгарас Монтвидас, Лёра Гродникайте.  Все реже появляется возможность найти время, когда солисты свободны одновременно. Их творческие графики спланированы на два года вперед. Поэтому увидеть их всех в «Онегине» - настоящий подарок  зрителям. К молодым исполнителям в этой опере  также присоединились оперные примадонны – Ирена Милькявичюте и Сигуте Стоните.  

Опера «Онегин» восхитила  меня и прекрасным оркестром, и изумительной постановкой. Я увидел в работе Дали много гротеска, абсурда, иронии, которые разом прикончили в моём сознании культ советских классических традиционных постановок Пушкина в Большом, Кировско- Марьинском, Новосибирском...Всё, на чём полтора века воспитывались поколения русского зрителя и слушателя до самой последней черты, когда советская власть, присвоив Пушкина, сделала из него гламур.   По "тому Пушкину", которого мы изучали в школах,  мы помним народный фольклёр,  красоту  русской жизни - женщин, природу, еду, русский дух. Мы писали  сочинения о  любви поэта к простому русскому народу, символом которой  сделали  пьяненькую старушку-няню Арину Родионовну. 

В доме под  Вильнюсом нашелся томик «Онегина» с закладками хозяйки, когда она была школьницей. Одна из закладок школьным почерком озаглавлена: «Помещики, дворянство» с указанием 26-й строфы: «С своей супругою дородной/ Приехал толстый Пустяков/ Гвоздин, хозяин превосходный/ Владелец нищих  мужиков/ Скотинины, чета седая/ С детьми всех возрастов считая/ От тридцати до двух годов...». Так легко представить сочинение владелицы  томика: что-нибудь вроде того: Пушкин любил и понимал простой народ,   презирал и ненавидел дворянство... На самом деле, мы и тогда по школьным программам, и сегодня в своей массе мало что знаем, как у Пушкина отражалась в поэзии дикость, бескультурье, жестокость нравов, народные ухватки, которые или сопровождали  русский быт, или уничтожали  народную красоту.  Вот это ухватила режиссёр Даля с труднопроизносимой фамилией.

Честно скажу: я не представлял  джинсы, спортивные костюмы и кроссовки а ля адидас в постановке жизни руского общества 19 века. Но тут в вильнюсском «Онегине» увидел, как  художник  оперирует этим современным материалом,  и как ловко подсаживает зрителя на размышления: а ведь нынешняя попса ничем не отличается от дворни - та же пошлость, пластика  движений, интонации речи, те же ухватки, те же дикие застолья, необузданное пьянство и, главное,  жратва. Буквальный культ жратвы... Хозяева нынешней жизни ничем не отличаются от владелицы усадьбы Лариных, матери Тани и Оли.  Дворянка  в современном макияже, одетая в дивный костюмчик, мотается по сцене на каблуках в ожидании гостей, играючи управляет дворней, не забывает заглянуть в котлы-кастрюли. Пробуя приготовленные кушанья, хватает за чуб повара и харей в чан, полный чего – то. То ли волос в кушанье  обнаружила, то ли пересолено-переперчено...Какая разница! Она поёт, играет, танцует, изображая то ли русскую, то ли  раблезианскую радость жизни.

Дивный хор, русские народные  мелодии, замечательные костюмы, платки, шали, цвета, и, конечно, гармонь, балалайка и русская разнузданность - разудалость застолья. В пьянке решается: быть дуэли или не быть. Ленский и Онегин в руках этой своры. Они ловко манипулируют и тем, и другим, чтобы вручить поссорившимся друзьям пистолеты. Пьяная свора буквально толкает их к дуэли, определяя нравы общества, а не только высший свет. Знак! Таня пишет Онегину письмо сначала на машинке "а ля ундервуд", потом бросает текст  на пол, ставит машинку под стол и берётся за ручку. Это смешно и замечательная режиссёрская находка. Раскладушки для заночевавших в усадьбе Лариных. Свальный грех, конечно!  Девка из нынешних  и тогдашних дворовых  - сексуальная потаскушка, дразнящая самцов, выбегает  на сцену в синем лифчике, а за ней парубок. Декорации выше всяких похвал. Сюр, гламур, откровенная клюква,  китч , конечно! Но тут и серьёзный игровой контекст, рисующий идиотизм деревенской жизни.

 Замечу, в постановке есть место и  традиции. Серьёзное исполнение ключевых  картин истории любви Онегина к Татьяне дают  возможность избежать упрёков в адрес постановщиков, что они пренебрегают и  не уважают  музыкальные, оперные,  исполнительские традиции России.   Всё живо, современно, смешно и серьёзно... По  мне, финал очень мощный: бал не в Москве, а в Нью-Йорке. С показом моделей на подиуме, демонстрацией костюмов. Может, на чей-то вкус и  перебор.Но всё на сцене выглядит и звучит убедительно.Тут встречаются Татьяна и Онегин. Вполне могли встретиться и тогда на заграничном балу, и теперь. На  20 минут  (может, больше) всё устроено на сцене в лучших русских музыкальных классических оперных традициях. Для зрителя, который ничего "такого" не хочет видеть на сцене, а слушает только музыку Чайковского и слова Пушкина! Нате, пожалуйста! Наслаждайтесь. Мы, мол, куражимся над русской деревенской жизнью, но видим и красоту русской оперы, уважаем её традиции.  Вот что говорят постановщики.

Провокация? А почему бы и нет? Замечательные голоса, игра, костюмы. Браво  режиссёру Дале с труднозапоминающейся фамилией. Из-за моего  плохого самочувствия  Моника загнала меня палкой на этот дневной спектакль во Дворец когрессов.  И я на пару часов обо всём на свете забыл: слушал, смотрел, вытянув шею, смеялся, подпевал. Впрочем, выходя из Дворца конгрессов, подумал: перо в руки кремлёвским пропагандистам, готовым описать ужасы отношения Прибалтики к России. Только в их описаниях не ищите правды. Христа ради!

Теперь о лжи, коли зашла речь о правде. И совсем не в связи с оперой. В Вильнюс я полетел для переговоров с моим издателем.  Ну, и так случилось, что в минувший понедельник я возвращался в Лондон  тем рейсом, о котором сейчас в ГУГЛе  пишут: «Летевший из Вильнюса в лондонский аэропорт Лутон самолет авиакомпании-лоукостера Wizz Air в понедельник из-за неисправности вынужден был совершить аварийную посадку в Берлине. Из-за непредвиденных технических проблем, возникших во время полета, самолет сел в берлинском аэропорту Берлин-Тегель, сообщила BNS авиакомпания. Как сообщается, был проведен обязательный техосмотр самолета, а с целью минимизировать опоздание было принято решение лететь из Берлина в Лондон на другом самолете во вторник. Все пассажиры рейса были обеспечены купонами на питание и проживанием в гостинице. Это информация  на 30 октября, 18:30».

Всё вранье. Рейс ещё в Вильнюсе задержался на полчаса – как сообщил информатор в аэропорту Вильнюса, самолёт задержался в Париже из-за технических неисправностей. Тем не менее мы на нём полетели. Спустя час с небольшим, капитан сообщил, что самолёт входит в зону турбулентности и просит всех пристегнуть ремни. Когда в салоне почувствовался запах гари и заложило уши, стало понятно – мы срочно пошли на снижение. Наконец, капитан сообщил, что из-за технических проблем самолёт садится в Берлине... В аэропорту нас встречали спасатели, полиция, пожарные машины с проложенными шлангами. Всё обошлось. Когда нас эвакуировали, самолёт стоял в лучах прожекторов. Вскоре мы оказались в убогом помещении с двумя туалетами. Затем нас пропустили через паспортный котроль, выдали багаж и ... выпустили в  аэропорт Тигель. В терминале «А» было пусто. Пассажиры с детьми ( было время каникул) метались от секции к секции без всякой информации. Спустя ещё какое-то время выяснилось, что рейс в Лондон будет лишь на следующий день в полдень, а компания Wizz Air  не имеет представителя в Берлине. Мол, пассажиры должны позаботиться о себе сами. Наша группа в 10 человек с детьми  самодеятельно взяла такси и поехала в одну из гостиниц. Но там свободных номеров не оказалось. Администрация указала на соседний отель, где нашли пять свободных номеров. По пустынным улицам Берлина, пешком, с ориентиром  по  мобильному телефону, мы шли никак не меньше получаса. Глубоко за полночь гостиница приняла  потерпевших. Мы заплатили полторы сотни евро за номер, утром позавтракали, и в 10 часов были в аэропорту. Купили билет на первый же рейс в Лондон. И во второй половине дня были в Хитроу. Каково же было моё удивление, когда я прочитал в русской  газете «Обзор»  информацию о происшествии с наглым заключением: Wizz Air   позаботился о пассажирах, раздал  сухие пайки и воду, обеспечил гостиницей и так далее. Наглая ложь.  Wizz Air   лишь выражал пассажирам радость, что они остались живы. И  ничего более. А ведь летели на неисправном самолёте...Понимаю, надо бы заканчивать тем, с чего начал. Но вдруг мне представилось –  наш Сноб  возьмёт да и схватит за жабры эту Wizz Air,  заставит хозяев  извиниться перед пассажирами за ложь и возместить им ущерб. Или призовёт – никогда не летайте самолётами, принадлежащими этой " керосиновой лавочке". Чтоб   обанкротить владельцев Wizz Air к свиньям собачьим.

Комментировать Всего 26 комментариев

Эдуард Гурвич Комментарий удален автором

Помещение, где репетирует Мастер

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff

О, Эдуард! Давно Вас не было... рада Вам.

История с самолётом чудовищная - во всяком случае, для меня: испытываю почти атавистический страх перед полётом. Ну, и дикая... демонстративная безответственность ответственных лиц (такая вот тавтология) в отношении случившегося: чувствуешь себя абсолютно беззащитным перед произволом тех или иных служб.

В этом формате вспоминается пост Лары Лариса Бабкина : там за пятиминутную задержку рейса и замену перевозчика пассажирам в аэропорту прибытия выдали на руки энную сумму денег - за причинённые неудобства. O tempora, o mores!

Эту реплику поддерживают: Лариса Бабкина, Эдуард Гурвич

Спасибо, Анна, что прочитали. Возмущает  дикое вранье  русскоязычной  вильнюсской газеты "Обзор". Если ложь ненамеренная - куда ни шло. Но если это делается намеренно, потому что издание помещает рекламу  керосиновой лавки под названием Wizz Air, тут прощения нет. Что же касается компенсаций, поглядим. Завтра прикрепим все квитанции-расходы, как последствия "заботы" Wizz Air о безопасности и удобстве пассажиров и пошлём им. Только знаю наперёд - начинать тяжбы не стану. Просто времени нет и жизнь класть на такое - глупо. При этом слышал - вот американцы такое  не спускают... Ладно, вдруг  наш  В. Генин увидит, что я понаписал про оперу "Онегин":)) И спасибо Вам за фотографии из Зальцбурга. Ужасно приятно было познакомиться там с Владимиром и музыкантами, которые исполняли его музыку.

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff

Да, Аня, всё так и было со швейцарской компанией "Swiss". При этом никто не хвастался и в газетах не писал о компенсации за причинённые неудобства (совсем микроскопические по сравнению с мытарствами Эдуарда). Потому что для нормальной компании  это обычное дело.

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff

Да честно говоря, Лариса, я никогда в своей жизни не получал ни одной компенсации. Хотя американская родственница моя живёт иначе. Вот только в прошлый месяц они содрали с какой-то ихней:) авиакомпании за опоздания столько, что хватило бесплатно слетать в Париж. Но ведь наверняка суетились с юристами, затеяли тяжбу с адвокатами и прочим... Ленивый я постыдно... И такие как я только развращают бизнес и приучают его к бесчестию;)

Эту реплику поддерживают: Лариса Бабкина

Дорогой Эдуард, коль пошла такая пьянка... предлагаю заканчивать разговор про авиа- и переходить к музыке.

Итак, последнее про авиа-... Лет 6-7 назад довелось мне лететь Аэрофлотом по своему излюбленному маршруту: Москва -  Париж (потом Евростар) - Лондон - Москва. Прибыв в Домодедово, я не обнаружила своего рейса на табло. Еще раз проверила билет: может, я совсем чокнулась - перепутала даты? За мной это водится - дизайнер ведь. 

Да нет, оказалось - все нормально... но рейс задерживался на 5 часов. Хрень какая-то... Я была дико обескуражена: вылет очень ранний - что-то около семи утра... я не спала всю ночь. Во имя чего? Хорошо хоть хватило ума сначала пройти к стойке регистрации (как только ее объявили), и только потом отправиться завтракать. Ибо в дальнейшем выяснилось: кто первый встал (т.е. зарегистрировался на рейс и сдал багаж), того и тапки.

Короче, наша благословенная компания без объяснения причин объединила 3(!) рейса, и действо, что творилось при посадке, одно из самых кошмарных воспоминаний из моей жизни: я имею в виду, из авиаперелетов...

Не буду Вас утомлять перечислением жутчайших подробностей - как пассажиры из стыковочных рейсов буквально шли друг у друга по головам, лишь бы прорваться в самолет... Мне повезло: в связи с тем, что я приехала рано, мое имя оказалось в списке среди первых, и я получила не так уж много тумаков от конкурентов... Но остальные! Бедные люди... Что ужасно, в самый разгар перепалки представители Аэрофлота просто-напросто ретировались со стойки - убежали... что было потом, я не знаю (уже сидела в самолете). 

Короче, все это ужасно... ужасно травматично. И за что пассажиры платят деньги? Ни о какой компенсации даже речи не шло - во всяком случае, от Аэрофлота.

Вот-вот, эта самая  керосиновая лавка Wizz Air, кажется, венгерского подданства, напомнила мне Аэрофлот. Я очень сочувствую Вам, дорогая Анна, и сожалею, что мои  картинки ожили в Вашей памяти таким причудливым образом. Может, глядя на ночь, лучше припомните, когда и где в последний раз слышали эту оперу Чайковского. Может, во время  августовского путча 91-го года?:) Я в Москве уже не жил...

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff

Рекомендую обратиться в www.airhelp.com. Эти ребята эффективно выбивают компенсации за европейские перелеты и самому не придется обращаться в суд.

Не знаю сколько, да и какая разница, если человек говорит, что сам не будет в суд подавать? 

И альтернатив других нет. Неужели адвокат возьмет меньше? 

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff

самому не придется обращаться в суд

Вот, жил я себе с мыслью, что люди нехорошие:). И добра от них лучше не ждать.  А тут вдруг  рекомендация: действовать так, что "самому не придется обращаться в суд"... Да и от кого! Спасибо, Рами. Не ожидал:).

Эту реплику поддерживают: Anna Bistroff

Очень интересно про оперу. Тут самое важное, конечно, талант, потому что сам по себе художник свободен изобретать что угодно. Дмитрия Чернякова ругали за его Онегина, думаю, не меньше, чем могли бы ругать эту постановку. Но если есть "сверхзадача", а не просто желание "быть в струе"  и огорошить чем-то публику, как в Мюнхене, где Онегин с Ленским были в гомосексуальной связи, спали в одной постели, и вместо дуэли Онегин в этой же постели убил Ленского, достав пистолет из-под подушки, после чего прибежали слуги в трусах и начали весело выплясывать по-русски вприсядку. Дочка тогда ходила в субботнюю русскоязычную школу, и их педагог по литературе повела туда детей... 

"Осовременивание" классической оперы уже лет 30 не просто тенденция, а жесткий императив. Все это идет в русле авангардного и экспериментального искусства, которое, начавшись как революционое, со временем превратилось с консервативное и ретроградное - но при этом его продолжают считать авангардным, что мне кажется очень смешным. Однако это вовсе не значит, что все целиком плохо или хорошо - ибо, как я сказал вначале, важно не то, находится ли художник в русле какой-то тенденции, а только один талан и наличие "сверхидеи".

Вот сейчас мой знакомый немецкий режиссер поставил огромную оперу Мейербера  "Африканка" в двух оперных театрах и в двух вариантах - в первом это опера целиком, во втором - это абонемент из 4х вариантов этой оперы. В опере целиком во второй половине все повествование выворачиается наизнанку и показан глазами не колонизаторов, а колонизируемых. Там, где опера идет 4 раза - сначала ее показывают так, как замыслил автора, второй варинант - целиком вывернутый, то есть глазами колонизируемых африканцев, третий- увы, не помню, четвертый -  тот же сюжет, но с современной музыкой в совместной исполнении с африканской труппой... 

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

"Осовременивание" классической оперы

Я поначалу прочитал: " осеменение" классической оперы...:) Не могу поверить, что  педагог по литературе повёла детей на такого "Онегина". Любопытно, что она блеяла ученикам после спектакля...Что же касается постановки  Дали Ибелхауптайте, то у меня именно сложилось впечатление: у неё есть "сверхзадача". Это не эпатаж и не спекуляция гомосексуальной  темой, о которой, видимо, идёт речь в мюнхенской постановке " Онегина". Даля, как мне кажется, нашла какой-то такой угол зрения, который позволяет зрителю и располагает его принять осовремененное представление  пушкинского "Онегина"... Но я сожалел, что не смог   рассказать дочери Моники, которая учится в младшем классе, занимается музыкой, рисует и вообще дивный ребёнок -  о русском хоре и русских танцах,  сожалел, что не успел обратить её внимание на красочные русские костюмы и... не дать ей уйти после первого перерыва с отцом. В постановке вильнюсской всё это есть. Любопытно, а вот такой авангард заметен в исполнении самой музыки Чайковского? Тут  тоже экспериментируют?

Педагог извинилась - не знала же.Осовременивание в каком-то смысле, конечно, необходимо - зачем повторять одно и то же. Но сделать это осмысленно непросто. Я рад, что в Вильнюсе это удалось. 

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Генин пришел и увидел!

"Генин пришел и увидел!" ... добавлю -   и победил!:) Полдня не было возможности  подойти к компьютеру, чтобы прочитать, Владимир,  Ваш развёрнутый комментарий. Вы  сдвинули всё-таки разговор  с "магистрального пути" на обочину:). Очень интересно про современное оперное искусство. Спасибо Вам. Сейчас осмыслю и отвечу...

всегда прокладываю магистральный путь по обочине!

Вчера Анна прислала мне фотографии, которые она сделала в Зальцбурге, где мы, пробираясь по обочинам города, всё-таки сошлись и встретились в Моцартеуме. К моему большому удовольствию. Одна из  этих фотографий просится сюда. Но я не могу технически её поставить. Попрошу Анну.

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Anna Bistroff

Вова, только что ушли гости - дико устала). А завтра всё сделаю - и фотки запощу, и поговорим! 

Вот, Владимир, наша историческая встреча в Зальцбурге...

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

а у меня ее нет!!! здорово, очень рад! 

Не про оперу

Вот под занавес для истории  видео-ряд того, что случилось 29.10.18 с рейсом Вильнюс-Лондон с  аварийной посадкой в Берлине. Может, кто читает по-литовски и добавит перевод...

https://www.lrytas.lt/verslas/rinkos-pulsas/2018/10/30/news/is-vilniaus-pakile-keleiviai-tikslo-nepasieke-lektuvas-leidosi-avariniu-budu-8065006/

Dear Wizz Air! Мы были пассажирами  8005,29/10/18  Вильнюс- Лондон (Лютон). Как вы знаете, была аварийная посадка в Берлине. Пожалуйста, посмотрите прилагаемое для возмещения непредвиденных расходов, как вы обещали в  вашем имэйле пассажирам  в тот день.Наилучшие пожелания.

Это письмо  на английском  языке было отправлено  Wizz Air 6 ноября. Прошло 10 дней. Ни ответа, ни привета. Молчит " керосиновая лавка":). Вдруг испугается Сноба  и ответит:)

Какое печальное известие!

В возрасте 65 лет умер известный литовский режиссер Эймунтас Някрошюс.

Об этом сообщает Delfi со ссылкой на родственника покойного — депутата парламента Литвы Арвидаса Някрошюса. По его словам, режиссер почувствовал себя плохо после поездки, был госпитализирован и скоропостижно скончался в Сантаришкской клинике.

Някрошюс всего день не дожил до 66-летия, которое должен был праздновать 21 ноября.

Эймунтас Някрошюс родился 21 ноября 1952 года в деревне Пажобрис. В 1978 году окончил ГИТИС. В 1998 году возглавил основанный им театр Meno fortas в Вильнюсе, где поставил свои известные спектакли: «Макбет» и «Отелло» по Уильяму Шекспиру, «Песнь Песней» по книге Ветхого Завета и др. В России поставил драмы «Вишневый сад» А. П. Чехова и «Калигула» А. Камю, оперы «Макбет» Дж. Верди, «Дети Розенталя» Л. А. Десятникова и др.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов