Все записи
18:48  /  6.09.19

2193просмотра

Э. Гурвич. Про веру, про Бога, про моего верующего сына, ну, и про себя немного

+T -
Поделиться:

 

"Сынок, тут у нас на "Снобе" физик Алексей Буров, умница и человек верующий, взялся привести рациональные аргументы существования Бога. Мне показались его рассуждения интересными для тебя. Для меня в этих суждениях привлекательно, что через Рациональный Ум при известных условиях можно прийти к вере в существование Бога. Впрочем, я рационально не могу объяснить мою степень веры, хотя осознаю, что верю. Этого мне достаточно. Но может быть не совсем. Твой рациональный ум подключается к вере? Перед Шабатом вдруг почитаешь и подумаешь, как мне ответить. Обнимаю, дорогой.

Из скопированного для тебя текста эссе А. Бурова "Рационалистический треугольник" сразу привожу первый абзац, чтобы было понятно, о чём речь:

"Вопросы, которые ко мне приходят по рационалистическому аргументу бытия Бога, показывают трудность этого аргумента, чему я не слишком и удивлен: ведь исторически он был сформулирован последним из многочисленных аргументов этого рода. Поэтому еще раз и слегка по-новому, сформулируем его основные моменты."

Вот ответ моего сына:

«Дорогой мой! Я постараюсь изложить свой взгляд на позицию А.Бурова. Такой подход определяет Б-га прежде всего, как мыслителя, как Сверхразум. Это греческое определение Б-га. Именно такой у Аристотеля, да и у Платона. И отсюда возникает тождество: раз Он - мыслитель, то и моя задача - мыслить и познавать Его. Так я приближаюсь к Б-гу. Но так как Он - Сверхразум, то Его невозможно в конечном смысле познать. Именно греки наделили Б-га свойством бесконечности. И всё это так. Более того, когда евреи и греки встретились во время завоеваний Александр Македонского, то они не знали, что делать друг с другом - оба народа обладали знанием о едином Б-ге, который стоит за всем нашим миром (я говорю о греках-философах, которые стояли в оппозиции греческому мейнстриму с пантеоном богов, культом тела и от которых евреи страшно страдали). Греки разработали систему Б-га - исключительную по своей мощи, красоте и правильности. Для этого они использовали тончайшие инструменты, которые и необходимы для работы и познания Б-га в этой системе. Однако если это представление использовать для работы познания Б-га вне данной философской школы - ничего не получится. Но мало того - это представление настолько прекрасно и всеобъемлюще, что оно вытеснит всё остальное, что встретится ему на пути. Греческий философ похож на химика, который синтезировал свехсильную кислоту в определённом сосуде. Всем хороша эта кислота и его лаборатории он использует её исключительно успешно. Но вот её решили использовать для очистки кухни: отливают её в чугунок - она разъела чугунок; в ведро из нержавейки - та же история. Кислота чудесна и сверхсильна, но использовать её вне этой лаборатории невозможно - она всё разъедает. Так случилось и с еврейским представлением об Б-ге после встречи евреев и греков. И сегодня уже много веков евреи живут в значительной части согласно примату представления о Б-ге, как о Сверхразуме. И еврейский идеал сегодня - человек посвятивший всю жизнь изучению Торы (Талмуда), то есть идущий к Б-гу через изучение, мышление. Кстати формула Талмуда – разбор споров между великими мудрецами — это тоже отражение высокой греческой культуры в еврействе. Да и в мистической еврейской школе (возникшей в оформленном виде к 12 веку) начало той части Б-га, которая обращена к человеку, идёт от интеллектуального центра Б-га: ХаБаД (Хохма- мудрость, Бина – Понимание, Даат – Знание).

Сегодня мы все живём в мире греческого Б-га. Спроси у прохожего на улице: «Что такое Б-г?». Он закатит глаза, разведёт руками: «Ну это что-то бесконечное, такое…». И не сможет дать ясного ответа. Невозможно определить бесконечный Сверхразум. Спрашивается: ну и что? И вот тут возникает проблема. К бесконечному Б-гу- Сверхразуму невозможно обращаться с молитвой. К греческому невозможно в принципе – он находится вне этого, пусть даже созданного Им мира (платоновский Демиург), и занят совершенно отвлечёнными думанием, с нами никак не связанным. У евреев с этим лучше – Б-г не только создал этот мир, но и постоянно активно поддерживает его существование, т.е. близок к нам. Но так или иначе – обращаться к такому Б-гу с молитвой – бессмыслица. Это как обращаться с молитвой (просьбой, благодарностью, переживанием) к недосягаемой, сверхразумной Бесконечности? А если Он небесконечно разумен, и я могу его познать и пообщаться, то какой же Он тогда Б-г? Ведь, Он такой как я, просто усиленный во много раз…

И вот тут важно понимать, что есть другая сторона у того же Б-га. Другая грань одного и того же бриллианта. Изначальный еврейский Б-г –это Б-г откровения (Он в конце концов должен стать таковым для всего человечества). Вот к Нему можно и нужно обращаться с молитвой, искать Его в себе, на небе, Его просить о возможности приблизиться к Нему. Каким образом искать и находить эту Небесную Любовь- другой разговор. Но важно то, что личные отношения мы можем выстроить именно с этой гранью Б-га и тут наш разум тут как раз мешает.

Сол.»

Какое же удовольствие получить такой ответ сына, которому посчастливилось обрести веру. Я выставляю этот текст из нашей переписки с его разрешения - просто чтобы подержать А. Бурова, пробующего привлечь внимание на "Снобе" к обсуждению проблем веры.

Ну, а чтоб не показалось, что сын мой "учёный сухарь-талмудист", вот его песенка на иврите:     

Комментировать Всего 14 комментариев

С большим трудом заработала и функция комментарий. Алексей, на всякий случай посылаю Вам этот сигнал, что материал  встал в ленту. ДР помогла.

Дорогой Эдуард, огромное спасибо Вам и Вашему замечательному сыну Солу за внимание к моим размышлениям! Откликом Сола я могу лишь восхищаться по ясности, точности и глубине видения темы. Со всем им сказанным я совершенно согласен, и в своих будущих выступлениях намереваюсь развивать его центральную тему.  Противоречие Афин и Иерусалима, на мой взгляд, должно разрешаться не отбрасыванием одного ради другого, а неким прекрасным синтезом, пути к которому ваш покорный слуга и пытается нащупать. 

И коли уж мое выступление оказалось вовлеченным в этот разговор, я позволю себе поставить линк на него для удобства ваших гостей: https://snob.ru/profile/27355/blog/158909 . Это третья заметка (и выступление) по лишь начатой мной большой теме, которую, с Божьей помощью, намереваюсь продолжать еще долго :)

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Спасибо Вам за добрые слова, дорогой Алексей. Наверняка, сын будет очень рад им - я передам ему их обязательно. И очень важно, что Вы сопровождаете Ваши беседы текстом. Мне трудно слушать вообще ( туг на ухо стал:). И  это всё упрощается. И спасибо за ссылку. Времена нынче на Снобе такие, что  всё уходит с ленты мгновенно. И если гостей мало - а мы в основном думаем о теме, об уровне разговора, а не том, чтобы искусственно выводить свои посты в топ, то шансов у нас мало. Ничего! Переживём...

Вам спасибо, Эдуард, и Солу! С особым удовольствием я поставил у себя линк на эту Вашу заметку с его замечательным откликом. 

PS

Жаль, не знаю иврита, но глубокую духовность пения Сола чувствую! 

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Ничему такому я сына не учил:) Я также не знаю иврита, к сожалению.  Но Вы очень точно подметили вот эту  самую духовность. А ведь он и  на русском поёт - на ю-тьбе, кажется,  есть его "Ноченька"... Трогательно это  в нём смешение культур. Ещё раз спасибо.

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров

Дорогой Эдуард, 

Если когда бы то ни было Ваш замечательный Сол окажется в Чикаго, то пусть знает, что я был бы очень рад встретить его, поговорить, и быть ему всячески полезен. Например, он может остановиться у меня дома. Свой электронный и обычный адрес высылаю Вам в личку.

Дорогой Алексей, мы, кажется, оба очень счастливые отцы с нашими сыновьями. Я очень тронут Вашим отношением и приглашением   моего сына в Чикаго. Спасибо Вам. Это тем более реально, что он получил контракт от своей немецкой компании ( он живёт и работает вообще-то в Гёттингене) и на несколько лет  в ближайшее время отправляется в Нью-Йорк. Я всё ему вечером сегодня передам.

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров

...есть на мой взгляд замечательная формула: для неверующего человека все доказательство существования Бога будут всегда недостаточны, в для верующего - избыточны.

Удивительно, что этот диалог по времени совпадает с моим материалом Вера-доверие-уверенность, который я собираюсь разместить на снобе в след четверг. Уверен, что участникам этого разговора пост будет интересен.

А сын  - прав. С небольшим дополнением. Уже у поздних пророков появилась концепция Бога - ОТЦА, которая снимает все напряжения. Очевидно, что Отец - личность и значит к нему можно обращаться в том числе и с молитвой. И у Отца есть откровение, с которым он нас познакомил - Иисус.

Спасибо, Алексей, что обратили внимание на текст моего сына. Я Ваше дополнение ему непременно передам.

Что касается Ваших прежних постов на эту тему, они меня пугают обилием суждений, которые хорошо известны - ну, например, упоминание формулы про  достаточность-недостаточность доказательств в начале этого комментария. Впрочем, это моё частное мнение. Удручён я также и вашими диалогами. Никаким глубоким смыслом при обмене репликами с Вашим собеседником Вы, подчас не озабочены  - точнее, Вы с ним вместе  своими "Спасибо"- "Пожалуйста" просто нагоняете число  комментарием, чтоб непременно вытащить  пост в  Топ. При этом размываете содержание, суть  дискуссии... Суетно это всё. Если честно. Не обижайтесь. Я  тоже грешен был, но теперь постараюсь этого не делать. Желаю успеха Вашему материалу, который Вы готовите разместить к четвергу.

..спасибо за пожелания...

Надеюсь материал вас порадует....

Забыл поблагодарить Светлану Кузьмину из ДР . Вчера  поздно вечером, перед самым уходом на выходные, она вставила видео, вывела пост на Ленту, оживила  "комментарии"... Всё заработало. Хотя функции "ответить"  и "редактировать", как и прежде, глючит. Но, похоже, это общая проблема "Сноба". Враги, враги мешают всё отладить, так как было в прежние времена:)). Но нас не сломать -  при известном упорстве, с пятой-десятой попытки - мы и отвечаем, и редактируем:)...

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров

Ответ моего сына, который он прислал по имэйлу

Как приятно, дорогой мой! Обязательно свяжусь с Алексеем, когда окажусь в Америке! В Чикаго, думаю, я буду бывать довольно часто. Я очень польщен его приглашением. 

Алексей абсолютно прав касательно прекрасного синтеза. В общем, этот синтез у евреев и получился, хотя часто и в ущерб исконному пониманию Б-га- откровения. Во всяком случае у нас получилось обогатить греческого Б-га теплом и жизненностью, ну и, по крайней мере, донести до нашего времени память о том чувстве Б-га, которое было центральным  до встречи с греками. Книга Псалмов, например, вся наполнена именно таким Б-гом. 

Что касается комментария Алексея Дмитриевского, я в некоторой растерянности. Не совсем понятно - при чем здесь концепция Б-га Отца. Ссылаясь на поздних пророков, полагаю, Алексей имеет ввиду, например, Пророка Ишая 63:16. Но как это связано с основной темой поста - для меня неясно. И потом Ишая жил в VII веке до н.э., а греки и их знакомство с евреями состоялось на пару веков позже. Таким образом, неясно, как концепция возникшая до появления «напряжения» может его «снять». От комментария на тему Иисуса я предпочту воздержаться (без всякой враждебности, заметь).  Мне просто снова неясно, при чем здесь это. Обнимаю! 

Сол.

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров

Доброго вам дня....я писал комментарий не на пост А. Бурова, а на ваш отклик, к этому посту, может быть отсюда не до понимание...

Когда я говорил о концепции Бога - Отца, я больше имел ввиду Исайю (с сороковой по пятидесятую главу). 

Об имманентности и трансцендентности Бога, мы сможем с вами порассуждать отдельно, если возникнет обоюдное желание, да и о влиянии греков на иудейскую теологию, и конечно об обратном влиянии можно отдельно по рассуждать.

Напряжение (если о нём речь) между наукой и религией снимается несколько в иной парадигме, если моё мнение вам интересно, то с четверга выйдет три материала Вера-Доверие-Уверенность. Они не имеют ярко выраженной конфессиональной окраски.

Вспомнил про Иисуса, потому, что из вашего общения с отцом ещё раз сделал вывод, что откровения отца, очень часто приходят через сына....))

Удачи во всём!