Все записи
14:43  /  29.11.19

2629просмотров

Про мою книгу "Моцарт фехтования", правду о Сальери, ну, и про знаменитый “Foyles”

+T -
Поделиться:

 

На прошлом неделе мой опус под названием "Моцарт фехтования" издали в Москве. Только что издатель  прислал мне в Англию пять авторских экземпляров. Не удержусь и выставлюсь с ними прямо здесь:

 

Звучный заголовок имеет отношение к музыке опосредованно. Речь в книге, главным образом, о выдающемся фехтовальном мастере. Там нет святых. Она никого не прославляет, а толкает читателя к размышлениям. Настоящий её смысл вовсе не переубедить моего оппонента Марка Ракиту, выдающегося спортсмена и тренера, сверстника и друга, а просто сопоставить его убеждения с моими, о чём я постоянно напоминаю. Наш разговор я пробовал сделать равным...

Последнее обстоятельство было едва ли не самым трудным. На эту работу у меня ушло больше года. Мы много дискутировали с Марком, обсуждая жгучие темы: историческую роль Сталина, «Крым-наш», теорию заговора против России... Мой собеседник не уклонялся от ответов по существу. Я же всё это время пробовал убедить себя, что надо быть терпимым. Я заставлял себя прислушиваться к аргументам оппонента и понять, почему он придерживается иного мнения. Я принуждал себя не скатываться к тому, чтобы уличать его, убеждать, взывать к логике... Короче, надо было, наконец, справиться со своим темпераментом, избавиться от категоричности и как-то компенсировать отсутствие настоящей школы вести диалог, спор, диспут...

С отходом от жгучих российских проблем мне отчасти помог композитор Владимир Генин. Во время нашей встречи в Зальцбурге он вовсе не удивился, когда я сказал ему, как называли зарубежные почитатели таланта Марка Ракиты в 60-е годы прошлого столетия. С Моцартом, заметил Генин уже в нашей переписке, «мы все связаны так или иначе…». После того разговора мне показалось привлекательным включить имена Моцарта и Сальери в сюжет книги. Конечно, как автор, я достаточно вольно сыграл на этой теме. Ведь в действительной истории отношений Моцарт-Сальери не всё так просто, как представляла нам наша пропаганда, наша школа, наконец, наш Пушкин, сочинивший маленькую трагедию. В этом контексте я оценил сдержанность Марка в разговоре о его сальери, и особенно о тех, кто сегодня жив и здоров. Более того, при издании книги «Моцарт фехтования» он настоял, чтобы вставить их фотографии. Потому напрямую здесь о его сальери я говорить не стану. Но метафорически, почему бы и нет?

Да, мы напичканы домыслами, что Сальери посредственность, завистник, хотел отравить Моцарта. Успокою поклонников Марка. Ему ничто не грозит. Ведь, на самом деле, всё в реальности обстояло несколько иначе. Сальери не был ничтожеством. Это творческая выдумка Пушкина. Об этом написал в своё время в статье под названием «Моцарт» Андрей Наврозов. Кратко переложу её тут. В течение 36 лет Сальери был императорским капельмейстером венского двора. О чем Моцарт лишь мечтал. Так что завистник-то он! Сальери звали "римским папой австрийской музыки". Его учениками были Бетховен, Шуберт и... Моцарт. Бетховен и Шуберт посвятили ему свои произведения, а Моцарт считал его самым выдающимся композитором после Гайдна. И Моцарт не был ему соперником: Моцарт и Бетховен — вершины инструментальной музыки, а Сальери был в основном оперным композитором. Итальянская опера и немецкая опера конкурировали между собой, причем у первой в XX веке было гораздо больше поклонников, чем у второй. Как представитель итальянской оперы Сальери критиковал Гайдна. И конечно, он был вправе высказывать свои предпочтения. С другой стороны, не существует исторического документа, где Сальери плохо бы отзывался о Моцарте. Сам Вольфганг описывает в письме к своей жене от 14 октября 1791 года, то есть менее, чем за два месяца до... своей смерти, как ему удалось привезти великого Сальери на слушание своей оперы и как тот вел себя: "Он слушал и смотрел с огромным вниманием, и от самой увертюры до последнего хора не было ни одной сцены, которая не исторгла бы у него "браво!" и "белло!". Ещё факт. Моцарт получил заказ на оперу в честь пражской коронации императора лишь потому, что Сальери отказался от этого заказа по причине занятости. Было бы странно ему завидовать Моцарту, если он официально выступал как No1, а Моцарт — No2, получая то, от чего Сальери отказался. Тем не менее, через месяц после смерти Моцарта берлинский бульварный еженедельник сообщил, что Моцарта… отравили из зависти к великой немецкой музыке. Ничего, что подтверждало бы эту утку, не обнаружили. В 1823 году 73-летний Сальери в состоянии возрастной депрессии предпринял попытку самоубийства. И немецкие националисты "нашли" через тридцать с лишним лет виновного: мол, разве не ясно, что Моцарта убил именно этот итальяшка Сальери? А как же иначе объяснить его попытку самоубийства? Совесть замучила! К этому времени слава Моцарта возросла, а слава Сальери пошла на убыль, и утка уже не казалась столь нелепой выдумкой, какой она показалась бы в 1791 году. Похоже, на основании этой газетной утки Пушкин и сочинил сюжет одной из своих маленьких трагедий «Моцарт и Сальери».

Два слова о версии отравления. На самом деле, Моцарт слег от острого приступа суставного ревматизма. Врачи того времени знали его симптомы (распухшие суставы). Но от их лечения вроде кровопускания больные отправлялись на тот свет. Они отправили Моцарта на тот свет за 15 дней. Но за что их винить? И без всякого кровопускания больной мог умереть от ревмокардита. И Моцарт мог умереть от него уже в детстве. Да, в 1791 году даже лучшим венским врачам было неизвестно то, что знаем мы. Электрокардиограмм и пенициллина тогда не было. Теперь это есть… Так что мой Моцарт фехтования может спокойно стареть, не боятся ревматизма, ревмокардита. Как, впрочем, и своих Сальери. Повторюсь, ему ничего ни с той, ни с другой стороны не грозит.

Ну, и наконец, о знаменитом лондонском книжном магазине «Foyles». Наверное, нет среди британских писателей тех, кто с гордостью не отмечал бы про себя: моя книга продаётся в «Foyles». Говорю честно, без утайки, как в случае с Московским Домом книги: я был в восторге, когда я увидел в самом большом и старейшем книжном магазине на Чаринг-кросс роуд под вывеской «Foyles» свой "Роман Графомана". Это пятиэтажное здание в центре Лондона - известная достопримечательность. Магазин был основан в 1903 году братьями William and Gilbert Foyle. Несколько раз в течение более полувека магазин переезжал. Но оставался неподалёку от Трафальгарской площади, на этой самой Charing Cross Road, лишь меняя номера домов - 113-119, ну, и теперь 107. Под этим номером в 2014-м расположился книжный мир мирового класса, который получил, кстати, бронзовую медаль в Лос-Анджелесе... Этот семейный книжный магазин (основу дружеским отношениям с ведущими писателями своего времени заложила Кристина, дочь одного из братьев-основателей), по сути, стал клубом, где проходят авторские встречи, организуются лекции, презентации...

Ну, вот такой магазин, куда я захожу уже 30 лет! И на этот раз испытываю удовольствие, когда поднимаюсь по лифту на 4-й этаж в отдел "Русская литература". Менеджер отдела Аннет говорит по-русски. Вместе мы подходим к полке, где стоит "Роман Графомана". Теперь она ищет место для ещё одной новинки - книги «Моцарт фехтования».

Комментировать Всего 63 комментария

А вот отзыв издателя  книги "Моцарт фехтования" Валерия Штейнбаха: "Держу в руках стильную, элегантную и довольно содержательную книгу. Про какого-то Моцарта. Но на обложке все-таки Ракита. А если без шуток, то  поздравляю с выходом хорошей книги".

Поздравляю с выходом книги, дорогой Эдуард! 

Когда я читаю об ученых, артистах, спортсменах, выступающих в поддержку линии партии и правительства, то, с одной стороны, я понимаю, что так люди решают свои задачи, и что имперский культ привлекателен, что нет смысла требовать от людей слишком многого, что надо им быть благодарным за их творческие достижения. Ну да, но все равно, тошно на этих людей смотреть. Никаких уроков из страшной истории 20 века они не вынесли и выносить не собираются. С той же готовностью ступают на те же грабли агрессивного великодержавия, цинизма и холуяжа.

Спасибо, дорогой Алексей, за внимание. Конечно, Вы сразу ухватили  главное в книге - драматическую дискуссию с  моим героем,  очень хорошим человеком, тёплым, отзывчивым, мечтающим о том, чтобы открыть хоспис, помогающим всем, чем только можно - ветеранам спорта, особенно попавшим в беду, оказавшимся за чертой бедности... И когда он  выставляет  во вкладке книги наши фотографии 60-х годов, когда за более чем полвека наших отношений  я  видел и знал про него почти всё, сохранив уважение и доверие, не так-то просто  рубить в глаза "правду-матку".  Пару раз я отступал за этот год от рукописи. Но... возвращался.... Я не знаю, как будет принята эта книга в той же России, но я рад, что она издана. Ниже сейчас поставлю фото - книга в рукописи:). Спасибо Вам ещё раз, Алексей. Надеюсь, те, кто остался в России из близких Вам людей, не ставят Вас в такую ситуацию, в какой оказался я.

Понимаю, понимаю, дорогой Эдуард. Некоторые из этих имперских людей могут быть очень отзывчивыми и щедрыми. Знаю таких. Смешанные чувства к ним испытываю. 

"Смешанные чувства к ним испытываю..."

Именно так - смешанные чувства!  Буквально на днях прочитал   в ленте Сноба  очень толковое эссе про русскую речь легендарного саксофониста Алексея Козлова. Я даже не сразу понял, что это он. И поддержал его. А сегодня, прямо сейчас, читаю его же пост про запреты, про кошмарную судьбу  любителей и профессиональных музыкантов, проповедовавших джаз в советские времена.И сочувствую ему. Но вот заканчивает он так"...и пробивались мы на поверхность, испытывая на себе нечто похожее на то, что происходило в 20-е годы в Соединенных Штатах. Правда, тогда мы об этом и не догадывались, считая Америку джазовым раем. Слава Богу, у меня, несмотря ни на что, никогда не было стремления покинуть нашу страну и «свалить» в этот рай. Скорее всего, меня ожидали бы определенные разочарования, а может быть, пришлось бы столкнуться с неприятной проблемой возврата обратно, домой". Что это? Скорее всего Алексей не разобрался -  общество в Америке в какой-то период могло не принимать джаз. Но не власть, как я думаю. Джаз в Америке, может, и жил в какие-то периоды трудной жизнью, но не преследовался властью. Власти было, скорее всего наплевать. А в СССР - это преследование именно со стороны власти, органов, милиции сопровождалось  судами за тунеядство, за чуждую идеологию, за пропаганду западного образа жизни, за фарцу и прочее..  Козлов часто выезжал на Запад, как и мой друг, о котором я пишу в книге. Но, как мне кажется, они не увидели, не разобрались в том, как устроено западное  общество со своими институтами, представлениями о свободе... Может быть, дело в этом, не знаю...

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Анна Квиринг

Даже от своих коллег, живущих в Штатах не одно десятилетие, я крайне редко слышу добрые слова в адрес страны, где они нашли приложение своим интересам и способностям. Обычно идет негатив. А в отношении их оставленного отечества обычно идет ностальгическое воздыхание.

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Мало того, на фоне  такой неблагодарности один из моих бывших приятелей, перебравшись  из Москвы в Нью-Йорк, получил работу но  с энтузиазмом принял участие в марше... на Вашингтон  под лозунгом увеличения суммы вэлферов. Немыслимо... Это в 90-е. А и теперь беда с этими нашими бывшими соотечественниками . Живут на Западе, и Вы правы, Алексей, ностальгируют, поддерживая нынешнего Правителя. Это у них называется  верность родине, патриотизм... Таких в Лондоне - один на одном...

На самом деле за этим "патриотизмом" стоит совершенно эгоистический мотив неуверенности в собственном достоинстве и вытекающая отсюда забота доказывать это величием державы. Последнее при этом есть средство поддержания шаткого основания личности. Именно это эгоистическое основание было презрительно осуждено:

"и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму." 

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Сергей Мурашов

А это в Студии. "Моцарт фехтования" ещё в рукописи...

Что касается Моцарта, Сальери и Александра Сергеича, то, будь они все нашими современниками, не миновать бы Пушкину приговора...

Что же до "российских имперцев"... Мне тут дочь подсунула книжку: "Разговаривая с незнакомцами". Полезная книжка. Одна из интересных мыслей там вот какая (воспроизвожу идею по памяти):

"когда мы начинаем во что-то верить, мы подходим к этому не так, как должно быть у учёных, которые собирают и анализируют факты. Всё наоборот - сначала мы просто верим. И верим мы до тех пор, пока остаётся такая возможность - пока комплекс противоречащих фактов не заставит нас отказаться от этой своей веры".

Я планирую порассуждать об этом в обозримом будущем, а пока скажу вот что: люди просто верят в разное. Благодаря не столько даже разному воспитанию, сколько разному личному опыту, и, возможно, даже разной генетической предрасположенности.

Кому-то, наверное, кажется, что жить вот так, как сейчас живётся в России, - это самое лучшее, что только может быть.

И кому-то не удаётся отказаться от своей веры, даже если для этого не остаётся никакой объективной возможности.

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Дмитрий Синочкин, Анна Квиринг

"люди просто верят в разное. Благодаря не столько даже разному воспитанию, сколько разному личному опыту".

Верно,  и воспитание, и личный опыт, и даже генетическая предрасположенность - может быть, объясняют  слепую веру. А она именно слепая, как я думаю. Вот из  разговора с моим героем в "Моцарте фехтования" ( я знаю, Вы не  в числе моих почитателей и я не жду, что Вы станете читать  и это:), потому поясняю) я  спрашиваю- ты стоял на высшем пьедестале почёта шести  мировых первенств, двух Олимпиад в 60-е, ты плакал. когда играли Гимн СССР? Он  отвечает, да, конечно. И американцы плакали, когда  стояли рядом со мной... Ну, да говорю, я бы тоже плакал, слушая гимн свободной страны. А вы-то что плакали - вас выпустили из загона и следили, чтобы вы не убежали...

Вот на таких тонах разговор в книге. Ну, а дальше я даю свою версию верности Родине, присяге и прочему...

:)

Вот-вот. 

Никто не решает, плакать или не плакать в такой ситуации, в зависимости от того, сколько для этого оснований.

Не удивлюсь, если в Северной Корее на сто человек окажется больше желающих поплакать за свою страну, чем в Великобритании или в США...

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Да, наверное, тут дело в эмоциях, согласен, когда человек оказывается на Олимпе, отдав всё, чтобы туда взобраться в  жесточайшей спортивной борьбе. Как говорит герой моей книги - стать Олимпийским чемпионом, это как поцеловать Солнце!.. Но вот поцеловал Солнце, спустился с пьедестала, и... начинай думать. Я вот о чём. Это трудно, это опасно, это разрушительно - но у каждого свой выбор. Ну, а поплакать за Великобританию, тут  я опять нашёл повод. Сейчас выставлю  ещё одну фотографию:)

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

И кому-то не удаётся отказаться от своей веры, даже если для этого не остаётся никакой объективной возможности

- ну, "объективную возможность" всегда можно изыскать. Например, по методу "в чужом глазу соломинку видим, в своем бревна не замечаем". Вот сегодня нечаянно проходила мимо маминого телевизора, прослушала сюжет: "На Западе гениев живописи вгоняют в рамки нынешних представлений о морали" - о выставке Гогена в Национальной галерее в Лондоне. Пытаюсь теперь осознать, что это было :)

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Сергей Мурашов

А я вчера нечаянно заглянул в размышления Мандельштама о Данте

В российском телевидении   про Запад не  врут:).  Истинная правда, тут норовят вогнать в рамки не только гениев  живописи.  А вот на милой моему сердцу Родине с этим дело обстоит лучше. Я вчерашней ночью в Студии (в паре-тройке  остановок  метро от упомянутой в сюжете Ти-Ви Национальной галереи)  стянул с полки Мандельштама и вычитал: 

"Если бы залы Эрмитажа вдруг сошли с ума, если бы картины всех школ и мастеров вдруг сорвались с гвоздей, вошли друг в друга, смесились и наполнили комнатный воздух футуристическим ревом и неистовым красочным возбуждением, то получилось бы нечто подобное Дантовой «Комедии»."

Впрочем, тут я забрёл не в свой огород:). Мандельштам - это всё-таки область серьёзных размышлений Вашего, дорогая Анна, конфидента -  Наума Ваймана.

Я же пойду в Ваш комментарий ниже и дослушаю про "Налей..." 

Спокойной ночи!

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг, Наум Вайман

Не, это уже субъективная возможность. :)

Моя матушка у меня днями спросила, что я думаю по поводу того, что нашим спортсменам нельзя будет выступать под флагом России... Я, естественно, переспросил её, а что она об этом думает, и она мне выдала понятно что - что не стоит вообще нашим спортсменам выступать, раз Россию так унижают... После чего я ей пересказал свою статью на тему, и потом снова её переспросил - и мы с ней легко сговорились в том, что "унижают" Россию российские же чиновники, и нашим спортсменам стоит участвовать в соревнованиях в любом качестве... Вот это - пример утраты объективной возможности защитить свою позицию. При этом субъективно её можно бы продолжать защищать сколько угодно - "это же совершенно всё равно, что там вокруг чего вращается"... :)

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Сергей, ну, вот прямо в этот момент, как Вы писали свой коммент, я валялся с изданной книгой "Моцарт фехтования"  и проглядывал именно стр. 280, в которой мой герой близок к представлению Вашей матушки, что  Россию унижают. Но у него своя любопытная версия с допинговым скандалом, Кратко суть её -  весь мир использует препараты и схемы приёма допинга. Американцы - впереди. Они  изготавливают свои препараты пользуются ими  4-8 лет, а потом продают европейским странам. Потом, спустя 8 лет, эти препараты Европа продаёт Африке... Тем временем Америка изготавливает новые.  Но когда Африка начинает  выигрывать, африканских спортсменов ловит антидопигновый контроль... Объяснение ситуации, связанной с Россией, тоже есть у моего героя. Не буду это выкладывать тут. Но общий вывод моего героя -  скандал, связанный с Россией - это скандал политический... 

Наверное, в Вашем разговоре с матушкой  мой комментарий  добавит ей аргументов, и Вам придётся как-то крутиться. Только к этой дискуссии не подключайте, пожалуйста, моего любимца, кота Шэдоу. Всё, что он будет говорить, я как всегда,  приму без всяких поправок. А это может и не отвечать действительному положению дел:)   Кстати, давно не видел и не слышал ничего про него.:)).

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

С Шэдоу я теперь вижусь редко: когда мы отъезжали на Сардинию, я попросил соседей о нём позаботиться, и он для простоты переселился в каменный домик, который они для него сделали. Так он там теперь и проживает, к нам захаживает два - три раза в день - поесть и пообщаться. :) 

А идея про американское лидерство по части допингов, простите, наивна. Америка - страна большая, многолюдная, привлекающая разного рода таланты. Если у перспективного атлета будет выбор, куда поехать - в Россию, в США или в Буркина-Фасо, куда он поедет? По-моему, вывод очевиден, и большинство сильных спортсменов окажутся в США... Обеспечив Америке лидерство безо всякого допинга... Ну и то, что американцы при этом побеждают всё же не всегда, окончательно ставит крест на этой идейке. :)

(Которая из разряда массы других идиотских, при этом гуляющих по российским и зарубежным головам. Например, один милый человек как-то поделился со мной информацией: оказывается, в Донбассе "повстанцы" пачками убивают темнокожих америкацев из ЧВК, отправленных на помощь Киеву. Трупы просто закапывают бульдозерами "в посадках".Власти ЛДНР при этом никак эту информацию не разглашают, так как "их об этом попросили").

(А про сущность нынешней российской допинговой проблемы всё сказал руководитель РусВАДА).

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Правильно, очень конструктивно начинать комментарий с Шэдоу. Его переселение в отдельный каменный домик - это ровно та ситуация, в которую попали  Сути и Свип - две французские кошки, которые пришли в сад моих английских друзей, купивших дом  в предгорье на юге Франции. Друзья мои летают в этот дом два, а то и три раза в месяц.+ отпуска, бэнкхолидей, праздники и прочее. Кошкам  устроено жилье в сарае, за ними присматривают соседи... А когда хозяева приезжают из Англии, они перебираются в дом... так что всё очень цивилизованно.

Гораздо менее цивилизованно выглядит  ситуация с допинговым скандалом. Я сейчас заглянул  по  указанной ссылке, Сергей, в Ваш пост. Очень убедительно Вы парируете аргумент про американское лидерство по изготовлению  допинг-препаратов. Разумеется, при случае я покажу это всё герою  моей книги. Так что будем считать, что  диспут не закончен:). Спасибо.

Ну, и пожмите лапку Шэдоу. Я надеюсь увидеть его в... в числе кандидатов в Президенты через пару лет:).

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Спасибо, я ему передам... Чем чёрт не шутит... Хотя Шэдоу как-то от политики последнее время отошел - у нас развелось неимоверное количество снегирей, и так-то уж они целыми днями цвенькают, и с дерева на дерево перелетают, что какой там Путин, какая там Дума, так бы сидел, слушал, смотрел... :)

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Господи боже мой! Эврика! Оказывается  всё так просто  - есть что противопоставить кремлёвской пропаганде:)!

Развести снегирей по всем городам и весям необъятной России, чтоб в каждую форточку цвенькали, чтоб на балконах гнёзда вили...

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Анна Квиринг

Дорогой Эдуард, это скорее коты оценят, люди существа грубые :)

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Сергей Мурашов

А вот это уже заявка на кардинальное решение российских проблем, дорогая Анна. Передать избирательные права котам, переселить людей в каменные домики типа жилья Шэдоу или, в крайнем случае,  понастроить французские сараи вроде того, где обитают  Свип и Сути. Ну, и пускай всем этим управляют коты, а не грубые существа...:))

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Анна Квиринг

Ну, и пускай всем этим управляют коты...:))

Дорогой Эдуард, мы живём в постмодерне, всё уже придумано до нас :). Вот классический "порошок":

есть параллельная реальность

там на работу ходит кот

а человек там спит играет

и жрет

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Сергей Мурашов

а человек там спит играет и жрет...

Да хоть  прям сейчас, дорогая Анна, я переселюсь в эту "параллельную реальность":). А-а-а в ней, в этой реальности можно мне Моцарта слушать,  и книжку, ну, хотя бы ещё одну, последнюю,  написать:? ))) Я ведь  уже начал...

Развести снегирей по всем городам и весям необъятной России...

Мы свой вклад внесли - у нас в этом году снегири вывели снегирят. Посчитать не удалось, но поголовье заметно увеличилось. :)

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Вот котик, когда заходил к нам в обед:

У нас в этом году холодно, но совсем нет снега.

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Анна Квиринг

Ну что, вполне реалистическая картинка. А то  наша Анна намедни  меня совсем напугала:"Мы живём в постмодерне, ах, постмодерн!":). Ночью всё мысли крутились вокруг этого постмодерна. Надо полагать, Шэдоу ходит к вам из каменного домика, когда слышит музыку Моцарта? Хотя ( вот подумал с минуту) маловероятно, чтоб кот так реагировал на музыку. Это  уж как раз  ближе к постмодерну... Снегири когда цвенькают - слышат коты, а Моцарта - возможно, но маловероятно....

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Анна Квиринг

Ночью всё мысли крутились вокруг этого постмодерна.

- дорогой Эдуард, не бойтесь постмодерна, он не страшный :)

(собиралась было встрять в его обсуждение, но поезд уже ушел, подожду следующего :) )

А хороший котик любую картинку украсит. Читала вчера что-то вроде: "Текст на любую тему может быть утоплен в лайках, если добавить в него немножко кота".

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Сергей Мурашов

Ах, в соседнем посте про Новую книгу, серьёзном посте А.Цвелика ( не то, что здесь) мысль оппонентов скачет от Вольтера к Ньютону, от Вигнера к Шнитке... А вот , дорогая Анна, вывод автора поста, что "постмодернисты понимают сущность проблемы", Вам понравится. Там что-то крутится всё  не только вокруг физики и философии, но и вокруг математики. Что Вам ближе, конечно, а мне... дальше. Мне вот доступен реализм, слегка припорошенная снегом дорожка, по которой двигается котик Сергея. И беспокойство, чтоб Сергей не вздумал  ставить Котику 23-й концерт Моцарта. Его Сталин любил. Не надо эту грешную загробную душу тревожить.:))

Дорогой Эдуард, предпочту обойти это обсуждение стороной. Как тут неподалеку отметила Катерина Мурашова: " Ненависть выжигает душу не метафорически, а на самом деле." Лучше быть от этого подальше, если помочь не можешь.

23-ю сонату не Моцарта, а Бетховена любил не Сталин, а Ленин ;). Но, думаю, котик всё равно слышит музыку иначе, чем люди.

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Правильно, я уже спохватился и заглянул в собственную книжку - речь там  о 23-м фортепьянном концерте Моцарта, а не о сонате. А Вы, дорогая Анна, наверняка и в музыкальную школу ходили в своей Караганде. А я нет, мне не довелось. Вот и путаю всё к чертям собачьим. Простите великодушно. Котик же  в рамках посмодерна, музыку слушает  животом, а не как люди, ухами:))

Дорогой Эдуард, в музыкальную школу я не ходила, и я не то чтобы путаю, а честно не знаю :) поэтому полезла искать, и уж что нашла - то и моё :) А концерт слушаю сейчас, хороший, и мало ли кто там его любил.

Котики, думаю, слышат больше нашего, но у них же нет "культурного фона", поэтому что уж он там слышит, мы не знаем - и не узнаем, пока котики не научатся с нами разговаривать.

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Сергей Мурашов

концерт послушаю сейчас...

Вот и Вы меня надоумили послушать музыку. Проводил Ангела только что на последнее дежурство. И буду по Вашему примеру не пьянствовать и даже не про"Сэра Джона Бэксворда" подпевать Мельнице,:) а Моцарта слушать... Попробую найти запись... А Вам, дорогая Анна, моя благодарность за хороший разговор тут ( музыканты наши профессиональные не снизойдут по понятным мне причинам, ну, и ладно:). И спокойной ночи. Завтра же Вам служить.

Герой, похоже,завтра отправит Вам книгу ( он сейчас написал). Ну, если это случится, я дам Вам знать...

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Дорогой Эдуард, спасибо за книжку, буду очень рада!

А я вчера всё вспоминала, откуда мне так знакома мелодия баллады про сэра Джона. Вспомнила, это Сергей Никитин, песня шута из спектакля "Двенадцатая ночь".

Хотела предложить Вам в качестве колыбельной послушать её, а не буйного сэра Джона, но оказалось, что там тоже призывают пить вино, ну просто никуда не денешься! :)

стихи В. Шекспира в перев. Д. Самойлова

Пускай в камине прогорят

Дубовые дрова!

Пришла двенадцатая ночь

С начала Рождества.

В дому тепло. И в яслях спит

Родившийся Христос.

Уходит праздник. На дворе

Ветер, снег и мороз.

Давайте нынче пить вино,

Пускай на дорогах мрак,

И все не то, и все не так,

Но что есть “то” и “так”?

Пусть все сегодня за вином

Не ту играют роль,

И шут пусть станет королем,

И будет шутом король.

Сегодня умный будет глуп,

И будет умен дурак,

И все не то, и все не так,

Но что есть “то” и “так”?

Хей - хо! Веселье! Скуку прочь!

На все дает права

Одна двенадцатая ночь

С начала Рождества!

  

А завтра - что ж! - придет конец

Веселью и вину.

Конец шуту и королю,

И глупости, и уму.

Король отправится во дворец

И пьяный к себе в кабак,

Ведь все не то, и все не так,

Но что есть “то” и “так”?

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Простите, сразу не ответил. С Вашей подачи залез в гугл и прямо вышел на Даниила Трифонова с Израильским камерным оркестром. Неуч я, невежда, дорогая Анна!  Всё это было записано в  2011-м, а я только сейчас первым декабрьским вечером 2019-го слушаю этот 23-й фортепьянный Моцарта...

Да-да, Татьяна и Сергей Никитины. Как-то давно я их не видел... Чуть позже послушаю. Но сейчас ничего не хочется после Моцарта. Так хорошо! Спасибо Вам, хороший импульс Вы дали.  Дело к  Вашей полуночи:)

(Честно говоря, я не в курсе музыкальных вкусов Шэдоу. Громкие звуки он, как все коты, не любит, а я как раз немного глуховат, так что комфортный для него уровень звука будет уже некомфортным для меня. Тому, что обычно слушаю я, он ни подпевать, ни подтанцовывать не пытался).

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Из  строго описанных наблюдений я уясняю  одно: ничего постмодернистского в поведении Шэдоу пока нет - он ни подпевает, ни подтанцовывает:) И с музыкальными предпочтениями его всё в пределах реализма: когда  снегири  цвенькают, Шэдоу слышит. Что же касается его хозяина, то я беспокоюсь. Ибо только что вычитал вполне директивное: "Нельзя быть человеком 21 в., не усвоив опыт постмодернизма":)

Ну, как тут сохранить самообладание:)? Это полки крупнейшего в мире книжного магазина «Foyles»

Дорогой Эдуард, поздравляю с книжкой. Это здорово. А насчет веры... Мне такие споры приходится вести чуть ли не каждую неделю. Сначала бесишься: ну, как же люди не понимают очевидного, идут против логики? Потом доходит: они про тебя ровно то же думают. Полагаю, Сергею Мурашову это знакомо. Но сложность не отменяет диалога. Лучше все же говорить, чем палить друг в друга через колючку. Хотя есть и те, с кем говорить не о чем.

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Сергей Мурашов, Анна Квиринг

Спасибо, дорогой Дмитрий за  поздравление. Вы совершенно правы, мы, россияне, от этих споров никуда не ушли, оставшись в России или выбравшись в эмиграцию... Помимо явных споров есть и внутренние диалоги: что-то произносишь про себя, или даже за глаза, чёрт побери... Но вот такой мой опыт  сложнейшего диалога  с близким человеком продолжительностью  с год, едва ли не каждую неделю, цель которого была книга о нём, такой опыт многого стоит. Думаю, я менялся, и мой оппонент тоже...

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Дорогой Эдуард, поздравляю с выходом книги! Будет очень интересно прочитать, как у Вас "переплелись" знакомые "спорные" темы и биография героя.

Насчет "споров". Когда я выбралась в сеть и только начала разговаривать, я спросила у нового знакомого: "Удалось ли Вам кого-нибудь переубедить?". Знакомый почему-то не ответил... (Дело было в августе 2008-го, моя позиция тогда была абсолютно пророссийской, и мой новый знакомый очень неплохо защищал эту же позицию.) Вскоре я поняла, что такой вопрос - о "переубеждении" - может задать только новичок: смена взглядов возможна, но не в результате спора. Скорее под влиянием новых фактов и размышлений над ними картина событий может быть "перестроена", иначе освещена, сместятся важные акценты - и всё окажется выглядящим иначе. (Со мной впоследствии так и произошло). И важно, через кого приходит новая информация, насколько мы доверяем человеку, с которым говорим, и насколько он доброжелателен, остается ли доброжелательным в противоречии... думаю, Вам и Вашему другу это удалось, и это тоже победа - ваша общая победа. 

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Сергей Мурашов

смена взглядов возможна, но не в результате спора

Дорогая Анна! Спасибо Вам за тёплое поздравление. Вы, кажется, всё-таки оказались среди моих читателей. Представляю, сколько  времени и терпения Вам это стоило:). И мне  надо подумать, наконец, о Вас:).  Я отправил сейчас Ваш адрес герою моего опуса - он пошлёт Вам книгу.

Теперь о Вашей абсолютно пророссийской позиции августа 2008-го. Я  сегодня соответствую ей полностью: пару часов назад хлопнул две рюмки водки "Белая берёзка", закусил сваренной  картошкой (одна), политой  подсолнечным маслом, огурцом  солёным польским  ( один) и квашеной капустой... Ну, и понятное дело, немецкий ржаной хлеб с  маслом. В полной эйфории. Пока:).

Что же до смены взглядов, то я всё-таки склоняюсь  к мысли  - такое удаётся только при чтении и умении размышлять над прочитанным. Ну, а правильный подбор книг и друзей - это само собой.  Опыт же личный, тем более жизненный - это всё от лукавого. Его можно вывернуть, этот опыт, и так, и сяк...

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Анна Квиринг

Опыт же личный, тем более жизненный - это всё от лукавого. Его можно вывернуть, этот опыт, и так, и сяк...

- ах, дорогой Эдуард, да всё можно "вывернуть и так и сяк": и опыт, и книги, и факты, и размышления. (Вот за водку не скажу, ибо не употребляю :) ) Важно, пожалуй, прежде всего желание - и умение - НЕ "выворачивать", и собственные "выверты" ловить "за руку".

Спасибо большое за книгу! (надеюсь скоро её увидеть :) )

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Сергей Мурашов

(Вот за водку не скажу, ибо не употребляю :)

Да, с водкой  и вообще с алкоголем, мне страшно... не повезло.  Ангел (Вы знаете о ком я:), тоже абсолютно не разделяет мою склонность к пьянству. Но она отвечает на эту мою слабость терпимостью, поверив, что признаков алкоголизма тут нет:). Я злоупотребляю исключительно когда она уходит в ночное дежурство к себе в госпиталь. Как сегодня. Впрочем, это совершенно в рамках российской действительности.  Засчитайте, пожалуйста, дорогая Анна, мне  такое на счёт   моей пророссийской ментальности:). Спокойной Вам ночи. У Вас ведь первый час...

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Спокойной ночи и Вам, дорогой Эдуард!

а злоупотреблению все ментальности покорны, если что :) 

Вот Вам подходящая колыбельная песенка типа баллада, битком набитая фальсификациями истории:

Мельница/Хелависа - "Сэр Джон Бэксворд"

Похмельным утром нашёл русский текст:

Мельница - Сэр Джон Бэксворд текст песни

"Сэр Джон Бэксворд собирал в походТысячу уэльских стрелков.Сэр Джон Бэксворд был толстым, как кот,А конь его был без подков.Сэр Джон Бэксворд пил шотландский эль,А к вечеру сильно устал.Он упал под ель, как будто в постель,И там до Пасхи проспал!

Так налей, налей еще по одной,С утра я вечно больной...

Король Эдуард четырнадцать днейЖдет Бэксворда отряд.Десять тысяч копий и столько ж конейНе пьют, не едят и не спят.Король Эдуард восьмого гонцаВешает на суку,А Бэксворда нет, и вид мертвецаНагоняет на войско тоску!Айлэ, айлэ, и вид мертвецаНагоняет на войско тоску!

Так налей, налей еще по одной,С утра я вечно больной!..

Король Эдуард подписал приговорПот утерев с лица."Сэр Джон Бэксворд - изменник и вор,И плаха ждет подлеца!"Сэр Джон в Уэльсе спит на траве,И шлем у его плеча.И не ведает, что по его головеПлачет топор палача!Айлэ, айлэ, по его головеОх, плачет топор палача!

Так налей, налей еще по одной,С утра я вечно больной!..

Лорд-канцлер Кромвель с войском спешитК ущелью, где спит Бэксворд.Королевский указ к уздечке пришитУ каждой из конских морд.Войско идет, кончается год,В Лондоне войска нет.А французский флот переплыл Ла-МаншИ занял цветущий Кент!Айлэ, айлэ, переплыл Ла-МаншИ занял цветущий Кент!

Так налей, налей еще по одной,С утра я вечно больной!..

Сэр Джон в Уэльсе спит в кандалах,Плечом опершись на ель.А войско гуляет в Уэльских лугахИ пьет бэксвордовский эль.Лорд-канцлер Кромвель в Лондон спешитС мешком у луки седла.А круглый предмет, что в мешке зашит, -Голова Бэксворда, ха-ха!Айлэ, айлэ, что в мешке зашит, -Голова Бэксворда, ха-ха!

Так налей, налей еще по одной,С утра я вечно больной!..

Король Эдуард в Париж привезен,В железный ошейник одет.А все потому, что в войске егоДжона Бэксворда нет.

А все потому, что забыл корольПрисказки древней слова:Что, покуда пьёт английский народ -Англия будет жива!И покуда пьёт французский народ -Франция будет жива!И покуда пьёт ирландский народ -Ирландия будет жива!И покуда пьёт японский народ -Япония будет жива!Но покуда пьёт российский народ -Планета будет жива!

Так налей, налей еще по одной,С утра я вечно больной!И еще, еще, еще по одной,Пусть буду я вечно больной.И вечно хмельной!"

 На предстоящей неделе с моими продвинутыми  слушателями - англичанами ( есть тут  несколько таких), буду  разучивать и пробовать петь, с Вашей подачи, дорогая Анна. Вчера поздним вечером у меня как-то лучше получалось. Сегодня труднее:)).

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Дорогой Эдуард, я верю, что Ваши слушатели - люди с чувством юмора. Человека, знакомого с историей Англии, песня ввергает в когнитивный диссонанс: попытки как-то увязать события песни и её героев с конкретными историческими персонажами терпят неудачу :) Не удается определить порядковый номер короля Эдуарда, упомянутого в песне, не удается найти английского короля, плененного французами, да и Кромвелей в английской истории было несколько, но, кажется, никто из них сюда не подходит... Приходится признать, что песня - вольная стилизация под условно-английские клише.

Насколько понимаю, автор песни - участник ролевого движения, что отчасти объясняет произвольное конструирование псевдоисторических сюжетов... Можно здесь поговорить о том, важно ли стремиться к "исторической правде", или достаточно правды "художественной"? - как в упомянутом сюжете с Моцартом и Сальери...

Но в общем, как Вы справедливо заметили, в правильном состоянии и без лишних умствований песня исполняется душевнее :).

в правильном состоянии и без лишних умствований песня исполняется душевнее :)

О, мои слушатели английские с таким чувством юмора, что они примутся искать  французских королей, пленённых Англией, припомнят, конечно, в первую очередь Наполеона, которого они цапнули, чтобы отправить на вечную ссылку;), отдавая при этом  на английском корабле все необходимые почести  пленённому Бонапарту... И я подключусь к этим рассказовкам их с книгой своей "Моцарт фехтования", где  повествую о Наполеоне Третьем и его жене, французской императрице Евгении, которые вместе с их сыном похоронены тут, в Фарнборо... Так что вольная стилизация будет принята с восторгом, уверен. А вот  песня  сопровождает меня весь день... И не только меня, дорогая Анна, мы уже поём  в семье вместе:). Кстати, кто исполняет? Что это значит Мельница? 

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

мы уже поём в семье вместе:)

- да, песня ужасно прилипчивая :)))

"Мельница" - как написано, "фолк-рок-группа". Насколько понимаю, держится на Хелависе (Наталья  О'Шей - москвичка, выпускница филфака МГУ, полиглот, музыкант-мультиинструменталист, замужем за ирландцем). Группа очень активно гастролирует - я у себя в городе часто слышала рекламу их концертов.

Конкретно эту песню мне где-то с неделю назад подсунула контекстная реклама на Youtube - хотя  я не проявляла никакого интереса к творчеству этой группы, я вообще их раньше не слышала, да и тут прослушала и забыла, успев возмутиться историческим неточностям :) Но видите, в нужный момент песня пригодилась :)

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

в нужный момент песня пригодилась :)

Да, именно прилипчивая песенка:). Мой Ангел  - очень музыкальная,  помнит все советские песни ( но, слава богу, поёт их редко).:) А тут сейчас собирается  на тяжелейшее ночное дежурство в госпиталь. И это так её отвлекло.;)). Поёт! Спасибо Вам!

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Опыт же личный, тем более жизненный - это всё от лукавого. Его можно вывернуть, этот опыт, и так, и сяк...

(Я имею в виду немного другую ситуацию, складывающуюся ЗАДОЛГО ДО верифицируемого события. Например, чья-то жена изменила ему с математиком, в результате премия имени этого человека не присуждается математикам... :)

Т.е., ВЕРА, МНЕНИЕ появляются ПОДСОЗНАТЕЛЬНО в результате неких исходных факторов, которые человек НЕ анализирует, чтобы поверить или сформировать мнение.

А вот когда мнение (вера) сформировалось, - действительно, всё на свете можно уже вывернуть так, чтобы подходило под это своё мнение (веру)... Ну, почти всё. Когда человек достаточно восприимчив, чтобы суметь оценить массив противоречащих фактов, - он от своего мнения (веры) отказывается. Когда недостаточно - держится за него до последнего. :)

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Вскоре я поняла, что такой вопрос - о "переубеждении" - может задать только новичок: смена взглядов возможна, но не в результате спора.

Я думаю, что и в споре возможно. Зависит от человека. Просто в споре сложнее - так как добавляются всякие сторонние истине факторы, типа желания во что бы то ни стало не ударить в грязь лицом, и любой ценой показать всем свою универсальную экспертизу, уникальный интеллект и вообще невероятную и ни с чем не сравнимую круть... :)

То, что Вы за сравнительно короткий период времени ухитрились кардинально "самопереубедиться" и не стесняетесь в этом признаваться, много говорит в Вашу пользу.

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Замечательно, поздравляю, Эдуард! Удачи Вашей книге!

Спасибо, Наум, тронут Вашим поздравлением. Но ещё более Вашей поддержкой моей дилетанской реакции по поводу Мандельштама.:). Слежу  по мере сил за всем, что Вы публикуете по  Вашей теме. 

Эту реплику поддерживают: Наум Вайман

Мой дорогой, бесценный друг, поздравляю! Какой же Вы молодец - какая работа проделана, а какая продуктивность! Вторая книга за год - это надо уметь). Спасибо громадное за фотографии - очень отрадно видеть и Вас, и Вашу книгу на полках). Ждём новую в Москве - когда будет?

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Дорогая Анна, в такое трудное для Вас время Вы нашли  столько тёплых слов.  Спасибо Вам. Я надеюсь, в  ближайшие неделю-две опус будет в Московском Доме книги. Я дам Вам знать. Сейчас напишу  Вам  имэйл.

Дорогой Эдуард, примите и мои поздравления тоже!  Надеюсь, что информация о появлении  книги в МДК будет в открытом доступе, а не только для избранных :))

не только для избранных :))

Великий аргентинец Борхес, ставший классиком, вспоминал: издав первый сборник стихов, я через год к своему восторгу обнаружил 10 покупателей и захотел каждому пожать руку с благодарностью.  То-есть, он думал, что не будет ни одного.

Я не  великий и не классик, но написал "Роман Графомана". И  Вы  среди немногих, кто одолел его, и потому, конечно,  для меня в числе избранных.

Спасибо Вам за это и за поздравление. Я свяжусь  на неделе с издателем и попробую уточнить, когда книга будет в  МДК. И даже попрошу разрешения, если что, дать Вам его телефон, чтобы Вы купили  "Моцарта фехтования" прямо у него. Это дешевле и, надеюсь, будет быстрее. У нас с Вами  не так уж много времени:).

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина

Только что издатель сообщил мне, что через пару дней ( а я думаю, к концу недели:), книга "Моцарт фехтования" будет в Московском Доме книги, Я сообщу Вам дополнительно, дорогая Надежда.  И спасибо Вам за внимание ещё раз.

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина

Комментарий с фото от Эдуарда Гурвича (у него нет сейчас доступа к компьютеру):

А эту фотографию сейчас мне переслали из книжного магазина «Foyles» на Чарринг Кросс Роуд. Менеджер русского отдела Аннет ставит на полку "Моцарт фехтования".Скажу честно: это очень дорогой подарок в день моего 80-летия.

Эту реплику поддерживают: Надежда Рогожина, Эдуард Гурвич