Все записи
14:49  /  27.12.19

4978просмотров

Про моё Рождество-2019 и эмигрантов, про жену Даниила Хармса, ну, и про нас с вами

+T -
Поделиться:

 

-Живу тихо, в чтении и сочинении собираюсь отметить Рождество, - писал я конфиденту. - Ночами маюсь, к утру помираю, а позавтракаю, приму с десяток таблеток и оживаю. До 3-х – 4-х дня в норме. Потом опять... Накануне Рождества в честь Хануки к приходу Ангела стол какой-то приготовил, свечи поставил... Смешно было... Ангел мой работала все рождественские праздники. Иудейка! А потом у неё отпуск. Первого января полетим в Вильнюс. Она хочет видеть мать, и я не могу ей отказать. Одного меня в Лондоне оставлять не может. И не полетит без меня. Но ведь с 31 января - Брексит. Могут быть проблемы с визами. Потому сегодня уступил: ну, должен же я что-то сделать для неё. Соберусь и слетаем. Билеты и гостиницу заказали с правом вернуть. Вот такой план…

Теперь впечатления о моей последней предрождественской сессии. На неё пришлось ехать из Фарнборо во время забастовки: поездов вдвое меньше. Но поймал себя на мысли, что никакого раздражения к забастовщикам не испытываю. Они правы. Во время самой сессии с темы - победные для тори выборы в парламент и грядущий «Брексит», быстро перескочили на Россию.

-Клип Олега Газманова "Сделан я в ЭсЭсЭсЭр» мне довелось услышать в Перми в 2005-м по телевизору во время практики, в доме моих хозяев. Когда я обернулся, - вспоминал мой слушатель, - слёзы на глазах хозяйки ввели меня в шок. Обернувшись второй раз, я увидел, что также плакал и хозяин, слушая вот эту ностальгическую кашу, заправленную патриотическим перцем:

"Украина и Крым, Беларусь и Молдова -

Это моя страна.

Сахалин и Камчатка, Уральские горы -

Это моя страна.

Красноярский край, Сибирь и Поволжье,

Казахстан и Кавказ, и Прибалтика тоже:

Я рожден в Советском Союзе,

Сделан я в СССР...

Рюрики, Романовы, Ленин и Сталин -

Это моя страна.

Пушкин, Есенин, Высоцкий, Гагарин -

Это моя страна.

Разоренные церкви и новые храмы,

Красная площадь и стройка на БАМе:

Олимпийское золото, старты, победы -

Это моя страна.

Жуков, Суворов, комбайны, торпеды -

Это моя страна.

Олигархи и нищие, мощь и разруха,

КГБ, МВД и большая наука:

Глинка, Толстой, Достоевский, Чайковский,

Врубель, Шаляпин, Шагал, Айвазовский

Нефть и алмазы, золото, газ,

Флот, ВДВ, ВВС и спецназ.

Водка, икра, Эрмитаж и ракеты,

Самые красивые женщины планеты,

Шахматы, опера, лучший балет,

Скажите, где есть то, чего у нас нет?!...

Ну, вот такое держится в памяти англичанина уже 15 лет из его полугодовой практики в России.

 

А это уже из моих рождественских изысканий: строки стихотворения, перепечатанного на машинке в 1953-м:

"Русская культура — это жизнь убогая

с вечными надеждами, с замками... во сне,

Русская культура — это что-то многое,

Что не обретается ни в одной стране"

Перепечатка хранится в венесуэльском архиве русской эмигрантки Марины Дурново. Вместе с копией протокола об обыске сразу после ареста Даниила Хармса. Когда она показывала это литературоведу В.Глоцеру, она не плакала. Слёзы давно высохли. В глазах же застыло недоумение, как она выжила, и решимость - никогда не возвращаться и не ездить в Россию. А ведь со дня эмиграции в Латинскую Америку беглянки из советского и фашистского плена прошло полвека...

В Рождество-2019 я читал про всё это в книжке "Марина Дурново. Мой муж Даниил Хармс". Её, последнюю жену Хармса (Марина жила с Даней с 1934-го года до 23 августа 1941-го, когда за ним пришли), много лет искал Владимир Глоцер, специалист по творчеству писателей группы ОБЕРИУ. И нашёл. К ней он поехал в Венесуэлу в конце 90-х. Та рассказала ему о дне ареста и гибели в тюрьме Даниила Хармса в феврале 42-го. Закрыв книжку, растроганный и потерянный, я писал в эсэмэске Ангелу 25 декабря вечером: "Дочитал. Как закрою глаза, так выплывают слова Марины: «Жестокий народ... канальи... творить такие вещи! Зачем мучили, кому он мешал, писал детские книжки! Ни за какие деньги, ни за что - что бы мне ни дали, любые кольца, бриллианты - никогда в жизни я не увижу больше Россию".

«За те полвека, что я живу в Венесуэле, со мной было много чего», - признаётся Марина. Тем не менее, неприязнь к России у неё жесточайшая. И я её понимаю. А вот мазохистов не понимаю. Молодые историки, философы, литературоведы, ставшие профессорами в Оксфорде, Сорбонне, Беркли - выжившие отпрыски репрессированных родителей; из прежней генерации - князь Никита Лобанов-Ростовский, отмечающий в январе 85-летие, герой моей новой книги "Моцарт фехтования", оставшийся жить в Москве..., покойные кумиры наши Аксёнов, Довлатов, Евтушенко, да и те, кого я знал - художник Олег Прокофьев, философ Саша Пятигорский - всех их, каждого по своим причинам, притягивала и притягивает Россия...

Не понимаю слёз ностальгии по СССР хозяев моего слушателя в Перми. Не понимаю нынешнего Правителя России, уверяющего, что Сталин не запятнал себя встречей с Гитлером, и, спустя 80 лет, вдруг обрушившего праведный гнев на бывшего посла Польши в Германии, справедливо обозвав его «сволочью и антисемитской свиньёй». Уж чем только не запятнал Сталин свой мундир генералиссимуса. Впрочем, неправда, Правителя я понимаю. Правителя, остающегося у власти 20 лет, должно тянуть к сочинительству. Ему хочется оставить письменный след, как и его великие предшественники. Неофит изучает документы, подобранные ему по теме помощниками. И в ходе работы над рукописью выплёскивает эмоции. Ведь за ними незамысловатый вывод - в развязанной войне виновны лидеры Запада, Польша, а вовсе не Сталин. Незамысловатый вывод по простой причине – правитель, как заметил вчера кто-то на Би-би-си, ощущает себя наследником исчезнувшей Империи.

Мешанина же из ностальгии и патриотизма, (возвращаясь к теме), отражается не только в поступках и умах, но и в современном русском языке. По сути, он рухнул. Но не без исключений. В Рождество-2019 (прямо каким-то литературным оно оказалось) я купил ещё и книжку Галины Юзефович под названием «Удивительные приключения рыбы-лоцмана» (150 тысяч слов о литературе). Другая моя конфидентка в Москве написала мне об авторе: «она труженица и умница. Многие ругают её за то, что она как бы не настоящий, не канонический критик, а действительно лишь лоцман, помогающий читателю ориентироваться в этом бездонном море книг. То есть она работает не на литературу, не на писателей, а исключительно на читателей. Надеюсь, ты не пожалеешь, что купил её книгу».

Не пожалел. Автор по мере того, что читаю (прыгаю с начала в конец и обратно), мне всё больше нравится. Роскошное интервью со Стивеном Фраем (еврей-англичанин с большими заскоками), тонкие замечания об убийственной серьёзности Михаила Эпштейна, (с ним я знаком); Эллендея Проффер, рассказывая о Бродском, не сводит с ним счеты, хотя могла бы -тот еще засранец наш Иосиф (об Эллендее я пишу в "РГ"); наконец, в две страницы доброжелательно и мягко "уложила" и объяснила графоманию Улицкой (её проза узнаваема в речи прототипа опять же моего "РГ") – всего этого не ждал. И как здорово, что я цапнул книжку в Лондоне на Чаррин кросс в том же Foyles. А уж про опус Дмитрия Быкова "Маяковский"- две страницы критического текста, аттестация которому может быть одна - шедевр!

Умница и совсем не злая, Галина Юзефович. Но если похвалит, то лучше, чтоб поругала. И всё у неё гораздо содержательнее, интереснее, чем у того же эмигранта, Георгия Адамовича: 2-й том его сочинений - литературные беседы - показались мне занудными, а автор их какой-то выпотрошенный... Но об обозначенных выше исключениях в текстах Галины Юзефович. Они почти свободны от всякого мусора: от пословиц-поговорок, типа молодец, вот ему огурец, мама не горюй, дорогого стоит, он не такой уж белый и пушистый ..., до церковнославянской лексики и старого русского - сиречь, оное, по моему разумению, мнится.... Хотя могла, могла быть инфицирована Галина Юзефович этим мусором, окружающим её не только в литературе, критике, но и в быту, в разговорной речи. Тут такое смешение литературного и разговорного, что снова приходят на память бунинские "Окаянные дни", увы, уже вековой давности. Прозорлив был классик, предупреждая об обвале языка с приходом к власти большевиков.

Для убедительности приведу образец литературного новорусского: "Если у вас в процессе мечтания хоть раз случался спазм фантазии, значит, за углом притаился ваш личный Апокалипсис сбычи мечт. Это такой лютый ужас, когда едва возникающее возбуждение дерзкого проектировщика будущего трансформируется в творческий запор. В общем, шестая глава Откровения Иоанна Богослова, четыре всадника и страшный суд над разнузданной хотелкой. Оказывается, есть такая разновидность импотенции – нестояк на мечту. Вроде, и жизненные силы есть, и мечта есть, но активизация помыслов в желанную сторону леденит кровь и вызывает ступор. Кажется, вот она, вожделенная цель, входи и имей, но предательская дрожь в коленках превращает внутреннего повелителя в невелителя. Наверное, именно так чувствует себя сексуально озабоченный подросток рядом с притягательной и недоступной матёрой человеческой самкой. Со мной такое часто бывало. Один из первых больших творческих страхов - издать книгу в крупном издательстве. Конечно, приятно увидеть своё детище на книжных полках магазинов по всей России, но это же такой геморрой! Презентации, поездки, трата сил и денег, к чему вся эта суета? Стоит ли игра свеч с лидокаином? Два моих диких кошмара не раз выходили на бой: кошмар личностного роста и кошмар признания своей слабости. На одном полюсе – скипетр и держава, на другом – стыд и позор. Превозмогание и недомогание бились не на жизнь, а на смерть...».

Автор - наверное, талантливая и симпатичная дама. Но вот с этим своим новоязом, как мне кажется, вполне «самашедшая»:). И мы с ней тоже сумасшедшие, если такое нам может нравиться.

 

Комментировать Всего 36 комментариев
25 декабря- День Рождества выдался солнечный...

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

25 декабря-День Рождества выдался солнечный. И я, отправившись на прогулку, прихватил экземпляр "Моцарта фехтования", чтобы подарить его нынешним обитателям Замка императрицы Евгении. Увы, по случаю Рождества никто из Замка так и не вышел. И мне осталось лишь сфотографировать окно библиотеки ( слева)

А это фотография из вкладки книги "Моцарт фехтования"

Дорогой Эдуард, как всегда, с интересом прочел Ваши заметки о разном, спасибо. Вот что задержало мой взгляд. Вы пишете, что не понимаете мазохистов (ностальгирующих по СССР, как я понял), и плавно переходите на тех, кого "притягивала Россия", Евтушенко, Довлатова, Пятигорского. Думаю, что одно не стоит смешивать с другим. 

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Спасибо, что несмотря на ранний час в Америке так тепло откликнулись на мои рождественские размышления, дорогой Алексей. Да ещё и с существенным замечанием. Мазохизмом в этом случае я называю не просто "магнит", которым притягивает Россия эмигрантов (это понятно - тут корни наши, и язык русский, прежде всего), а попытка их как-то сговариваться с Кремлём, дипломатично помалкивать, а то и объявлять, что Режим  и лично правитель им не мешает, ещё хуже принимать награды от него... Лишь бы дозволялось сигать туда и обратно: иначе говоря, использовать блага демократии на Западе и  ездить за преференциями. Этим грешил  Евтушенко и другие... Этим грешит и упомянутая профессура наша молодая и прыткая. Может быть, потому что не считает себя эмигрантами, выбравшись на Запад  детьми... Но элемент конформизма в их поведении, в их лекциях, публичных выступлениях я ощущаю. Я об этом.

Неужели и Пятигорский подобным конформизмом грешил, Эдуард? Мне трудно такое представить. 

Саша, позволю себе так его называть и теперь, не грешил подобным образом. Подобным образом, думаю, грешила его нынешняя вдова:). Он был человеком прозорливым, лукавым, но себя не обманывал и других тоже. И всё-таки ему принадлежит фраза: "Советская власть мне не мешала, она мне просто надоела", хотя он вкладывал в это своё. Опять же, я пишу в "Романе Графомана", что да, в последние годы он ездил в Россию регулярно, получал доступ к ТВ, к другим СМИ...  Говорил, что хотел. В принципе. Но это всё надо было как-то организовывать, когда он ездил... И всё организовывалось. Но не он, конечно. Ему вообще-то, было наплевать...

Вот это важное пояснение, Эдуард. Не думаю, однако, что ему было наплевать, скорее он мудро полагал, что если его выступления в России имеют смысл, то найдутся и люди, которые все организуют. Так оно и получалось.

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Очень интересный разговор. В принципе, скажу так: очень трудно устоять, когда дают, издают, выставляют... А если не устоял, принял, то  хочешь-не хочешь, попадаешь в зависимость. И нужны кое-какие усилия, чтобы оставаться приличным человеком. Это замечание в принципе. И тут, Алексей, Вы правы - как ни крути, выступления Пятигорского были важны именно для  российской интеллектуальной элиты. А так-то, если говорить о писателях, ничего нового. И Сталин умел их, западных писателей, прикармливать тёплыми приёмами в голодной стране, невиданными тиражами, орденами-медалями... Я уж не говорю об известных гостях Сталина -  Шоу, Роллане,  Барбюсе... Тот же Стефан Цвейг, о котором я тоже пишу в "РГ", попытался    в выступлении на съезде писателей Пенклуба в Буэнос-Айресе, уже в роли эмигранта, увильнуть от вопроса журналистов - что происходит в гитлеровской Германии ( ответ его - я там давно не был, мол, и не знаю), и получил по жопе. С Советами уже начинал дружить. Уехал со съезда, и вскоре покончил с собой. Кто-то уверял - совесть замучила, ностальгия, ещё что-то.... А по мне, поторопился -  годок-другой подождал бы, кончилась война, и спокойно ездил бы в Москву... Его бы приняли...

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров

К теме же "мазохизм" добавлю.  Марина Дурново куда последовательнее в своём решении "никогда", чем тот же мой герой князь Никита Лобанов-Ростовский (семья успела в последний момент убежать в Болгарию, там после советской оккупации его в 13 лет вместе с отцом и матерью посадили, отца расстреляли. Чудом с матерью выбрались сначала из тюрьмы, а потом из Софии в Париж... И вот, ездит мой князь по нынешний день в Москву, блажит, дарит что-то там из своей коллекции, дружит с властью, сидит в президиумах высоких собраний, ордена получает... Я ему всё это  и в книге, и сейчас в глаза говорю... По-моему, это и есть род мазохизма.

Не уверен, что "мазохизм" — правильное слово по отношению к князю Никите, Эдуард. Думаю, здесь скорее переплетение ностальгии, патриотизма и старого российского имперства. Да и Путин выставляет себя скорее наследником царей, чем большевиков. Ставит памятник царю, возлагает венки Деникину и Ильину, ездит к старцам на Валаам, а мавзолей лишь терпит как бы ради народа.  

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Ничего не могу поделать с собой - правы Вы, а не я). У князя Никиты на этот счёт наворчено много чего. Он как дитя: люблю эту страну, Россия моя Родина. Моё слово "мазохизм" в этом смысле уместно в очень ограниченном смысле. Но всё во мне протестует, Алексей, когда я вспоминаю своего отца, загнанного в советскую ловушку ( вернее, он сам себя загнал туда, перебравшись из Аргентины). И страх перед Системой, который с детских лет усвоен мною, его ссоры с приятелями-эмигрантами ( одного из них он называл сталинистом и дураком), много чего в этом роде, оставшееся частью моей жизни в СССР, ну, никак не делало меня счастливым, когда я оказывался в Москве из-за сына. А сейчас забыть хочу. Но то я, а не князь Никита...

В принципе же, надо бы усвоить язык дипломатов. У них норма - уклоняться от категоричности в суждениях и определённости. Вон, Лори Бристоу, британский посол в Москве, собираясь домой, описал сегодня Россию   следующими словами: "увлекательная, энергичная и теплая". И я тут же вспомнил одного из прежних российских послов: покидая Лондон в своё время, он сообщил английским журналистам, что полюбил столицу Великобритании, потому что тут везде чистые и доступные туалеты. А Москва в те годы испытывала дефицит общественных туалетов...

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров, Анна Квиринг

Путин выставляет себя скорее наследником царей, чем большевиков.

Утверждать со всей определённостью, что патриотизм нынешнего правителя с креном  в сторону царской империи, я бы не стал. У него скорее всего мешанина и представление, что всё есть великое наследие Великой страны. И отсюда его повторяющееся в парадных речах - " мы всегда побеждали", "мы привыкли побеждать"... И к 75-летию Победы, как я думаю, ему кажется уместным   мундир Сталина подчистить, напирая на  уступчивость западных лидеров Гитлеру, и секретный сговор Сталина с Гитлером представить вынужденным... Концепция же Великости страны в целом, её истории - вещь вообще незрелая и скользкая. И я это, живя в Англии, ощущаю всякий раз. Скажем, в беседах англичане чаще стыдятся колониального прошлого своей страны, сожалеют о жестокостях. И говорят больше о вине за эксплуатацию, чем о Великости прошлого Британской империи, правившей четвертью мира... Разницу в подходах я вижу и в том, что для англичан традиции - это сегодня лишь декорация, а не суть... И в чувствах  к нынешнему монарху у них гораздо больше скепсиса, чем, гм, моего восторга и однозначности. Этот скепсис, кстати,  не мешает им быть корректными в оценках роли Королевы, к порядкам во Дворе, церемониям...Усвоить такое зрелое представление о прошлом, такой подход даже российскому правителю пока не удаётся, когда он размышляет об истории своей страны.

Да, его империализм таков, "все подгрести", согласен. Но все же он никогда не возлагал венков коммунистическим вождям или идеологам.  

Да, важное замечание, я эту деталь упустил. Если честнее, не знал, Алексей, Пойду  досыпать, попробую...

А Вам спокойной ночи. И спасибо за  беседу..

Эту реплику поддерживают: Алексей Буров

Но поймал себя на мысли, что никакого раздражения к забастовщикам не испытываю. Они правы.

Ох, сложно это... :)

Кто-то точно неправ: то-ли власти (или частный предприниматель) (если недоплачивают бастующим), то-ли бастующие (если позволили своим аппетитам выйти за разумные пределы), так как рядовой гражданин, не имеющий отношения ни к тем, кто недоплачивает, ни к тем, кто бастует, не должен страдать в результате стороннего для него конфликта.

Во Франции, насколько я понимаю, общественное мнение сформировалось таким образом, что большинство поддерживает бастующих... даже если забастовки нарушают жизнь большей части населения и сопровождаются вандализмом, наносящим государственному и частному имуществу и бизнесу многомиллионные убытки, и продолжаются месяцами...

В Великобритании, как по мне, организация транспорта далека от идеала, а лондонский транспорт существенно неповоротливее московского, во всех смыслах...

Я тут днями весь день мотался по Москве, пару раз проехал и на наших новых "радиальных" поездах - очень удобно: ездят часто, электронные табло вполне информативны, оплата - быстрая (у нас теперь есть карты "Тройка", по образу ваших "Ойстер"), пересадки - простые и бесплатные (при переходе с одной линии на другую (например, с поезда метро на поезда кольцевого маршрута, затем на поезда радиального направления - т.е., три разных вида транспорта, объединённых в одну сеть, как в Лондоне) оплата первого вида транспорта засчитывается в оплату второго и потом в оплату третьего, если общая продолжительность поездки укладывается в определённый норматив, - в результате я проехал на трёх разных поездах через пол-города за 38 рублей - примерно пол-паунда...). И - ничего сравнимого с лондонскими отменами и задержками, а если когда-то что-то такое и случается, - мэрия предоставляет бесплатные автобусы, следующие по нарушенному маршруту...

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Ох, сложно это... :)

Сложно, Сергей, и просто:). Забастовка на ветке, которая проходит через Фарнборо, не поверите, со 2 декабря по 2 января - намеренно в самые, самые рождественские, предновогодние недели, дни. И забастовка не первая. Но против чего бастуют! Ради экономии хозяева дороги хотят убрать с 12-вагонных поездов  кабины и  сам институт по нашему, проводника, который объявляет остановки, разъясняет, что происходит во время движения поезда, даже если  поезд стоит 1-2 минуты лишние, помогает пассажирам, выходя на платформу на всех остановках первым, даёт сигнал отправления, придерживает, если видит подбегающего пассажира, сообщает об инвалидах  на колясках и их встречают на станции с переходной платформой, которая укладывается поверх ступенек вагона, да, и не столько проверяет наличие билетов, сколько разъясняет пассажирам о передвижении  их в дальнейшем. Они важная часть безопасности на дороге, да ещё шутят и успокаивают публику, когда что-то происходит... Сколько раз раз я наблюдал - что-то происходит, по динамику проводник что-то говорит в утешение в такой форме, что все пассажиры хохочут... На многих дорогах этих  проводников, к сожалению, нет. А тут есть. И это лучшая дорога...Так что тут как посмотреть - есть ли повод сказать о бастующих - гады, планы ломают, два поезда в час, а то и один. И вот это "гады" - проносится только у меня в душе, или мелькает в моей седой голове. Но я быстро спохватываюсь.:).Сколько езжу, ни по какому поводу на платформе не наблюдал такой реакции... По поводу метро. Очень рад, что в Москве Вы увидели порядок. Но сама сеть станций лондонского метро в разы превосходит московскую, Очень удобно. На каждом углу станции. Да зная Лондон, можно и пешком... Переходов масса. И на самом деле, всё работает. А сбои на железной дороге случаются, да. Но и альтернатив полно, и всё это в пределах терпимого, уверяю Вас.

На многих дорогах этих проводников, к сожалению, нет. А тут есть. И это лучшая дорога...

Ну что тут скажешь...

Думаю, что отказ от использования людей везде, где их можно заменить автоматами / алгоритмами, неизбежен, это - прогресс, который не остановить... :)

В данном же случае я бы на месте руководства этих транспортников просто устроил бы опрос пассажиров, возможно, с условием увеличения стоимости проезда, если останется этот проводник, или с уменьшением, если его не будет... :)

Да, в Лондоне станций больше - как-никак, лондонский метрополитен старше меня на 100 лет, а московский с ним по сравнению - сопляк... Но московский расширяется сейчас очень быстро, при этом лондонскому свойственны и поломки, и задержки, и отключения - которые никто пассажирам не компенсирует... Ещё в последний наш визит в Лондоне было немало станций, не оборудованных ни лифтами, ни эскалаторами, с которых невозможно выбраться инвалиду - колясочнику, или просто человеку с проблемами передвижения, в Москве я таких не знаю - хотя, может, и есть... В Москве на станциях и переходах начали оборудовать общественные туалеты - решая одну из больших проблем метрополитена, в котором многие проводят по нескольку часов ежедневно...

Так что, если московская подземка ещё не превзошла лондонскую, то этот момент не за горами. :) Правда, это не результат воплощения какой-то нашей собственной "исконной" идеи, но - копирования хорошего из других городов, в первую очередь как раз из Лондона, и это очень правильно.

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

"копирования хорошего из других городов"...

Да, именно это - "копирование хорошего из других городов" навела меня сейчас на мысль: как в Вильнюсе, считавшимся до войны вторым Иерусалимом, возрождается уничтоженный Холокостом этот мощный культурный слой. В пятницу забрёл я в Вильнюсскую еврейскую публичную библиотеку. Познакомился с директором Жилвинасом Беляускасом. Оказалось, что это подлинный центр - при библиотеке  работают курсы изучения идиш, зарегистрирован и начал репетиции Вильнюсский еврейский театр. Библиотека, кстати, подчинена Министерству культуры Литвы.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Алексей Буров, Анна Квиринг

Я, конечно, подарил библиотеке мои книги "Моцарт фехтования" и "Роман Графомана". Директор  библиотеки Жилвинас Беляускас прислал имэйл с благодарностью за подарок и предложил мне провести презентацию весной... Вот такой неожиданный итог моей поездки.

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Дорогой Эдуард, рада Вас видеть :)

И рада, что поездка получилась удачной :)

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Эдуард Гурвич Комментарий удален автором

Сегодня в воскресенье один поезд в час. Платформа в Фарнборо на Лондон 12.38. Проводник в красном

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Ну, вот такой составчик в 12 вагонов, Сергей. Пассажиров было достаточно. После посадки на платформе остался один проводник. Он даёт сигнал машинисту:"Поехали!"...

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Дорогой Эдуард, очень насыщенный Ваш текст, даже не знаю, за что хвататься :) к тому же погрязла в делах - и рабочих, и домашних.

Пока самое сложное: про [идиотскую] песню Газманова и про непонятные слёзы.

Мне кажется, здесь даже не "трудности перевода", а межкультурная пропасть. Фразу "Это моя страна" невозможно понимать вне культурного контекста. Что такое "моя" применительно к стране, в которой отсутствует право собственности? Если и не "отсутствует", то серьезно редуцировано, или трансформировано совершенно непредставимым для иностранца образом.

Другой аспект: это ни разу не "имперские" чувства, и вообще не "ностальгия". Это воспоминание о "проекте", который позиционировался как глубоко гуманистический - и таким был в глазах многих, даже тех, кто на себе испытывал разрыв между его теорией и его практикой. Нынешний российский "проект" в плане пропаганды не идет ни в какое сравнение с прежним советским.

Удивительно, что люди, пострадавшие от конкретных действий конкретных людей, распространяют полученный опыт на некую социальную группу - будь то "русские", "советские"("совки"), "коммунисты", "капиталисты", "евреи", "либералы", "атеисты", "мусульмане", "христиане"...

Впрочем, это совсем не удивительно: скорее удивительно, когда люди находят в себе силы не поддаваться желанию обобщить. Пожалуй, это легче - считать себя жертвой не конкретных преступников, а некоего вселенского зла. К пострадавшим людям, конечно, никаких претензий быть не может. Тем выше уважение к тем, кто справился, преодолел этот соблазн.

У Вас ещё много интересного в тексте, я завтра продолжу...

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Сергей Мурашов

Фразу "Это моя страна" невозможно понимать вне культурного контекста.

"Фразу "Это моя страна" невозможно понимать вне культурного контекста." - пожалуй,  я соглашусь, что должен попробовать объяснить  контекст песни и слёз моим слушателям, дорогая Анна. Спасибо, что Вы обратили моё внимание  именно на драму разрыва связей, да и вообще  так обстоятельно рассматриваете это эссе...

У нас раннее утро, ещё можно бы поспать, а я, прочитав в "Реплике дня" появившегося ночью,  начало этого Вашего комментария - сначала порадовался, а потом затосковал: надо  искать ещё один контекст в песне Гасманова, тот который вложен вот этой редактурой извне:) Вот, чтобы удобно было сравнить:

В реплика дня:

Дорогой Эдуард, очень насыщенный Ваш текст, даже не знаю, за что хвататься :) к тому же погрязла в делах - и рабочих, и домашних.   Пока самое сложное: про песню Газманова и про непо…

Анна Квиринг             

У Вас:

"Дорогой Эдуард, очень насыщенный Ваш текст, даже не знаю, за что хвататься :) к тому же погрязла в делах - и рабочих, и домашних.

Пока самое сложное: про [идиотскую] песню Газманова..."

Вопрос, дорогая Анна,  почему нельзя в скобках аттестовать так  песню? Её автор - член гос. Думы, из числа неприкосновенных, содержание песни не такое, как по разным причинам кажется Вам, мне, моему  слушателю, редактору, отвечающему за Реплику Дня?

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

почему нельзя в скобках аттестовать так песню?

- я думаю, всё очень просто :) у меня - экспрессивное оценочное суждение, уместное в контексте дискуссии, но не вполне уместное вне контекста, на заглавной странице. Ненужной "клоачности" следует избегать :)

А лично я очень рада: я вижу, что в редакции всё-таки есть жизнь :). Робот мог бы случайно выбрать мой коммент в "реплику дня", и даже мог бы убрать "неполиткорректное" слово (имея словарь и нужный алгоритм), но, думаю, он оставил бы скобки :)))

Получился такой спонтанный "анти-тест Тьюринга": в "прямом" тесте Тьюринга компьютер прикидывается человеком, а в "анти-тесте" человек прикидывается компьютером :). В общем, я рада, что хотя бы кто-то в редакции читает кое-что из наших комментариев. Ребята, привет! :)

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Сергей Мурашов

Рождественский спектакль "Щелкунчик" - это и новогодняя традиция...

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Анна Квиринг

Ну, а заканчиваю моё Рождество-2019  совершенно в английском духе - походом в театр. На сцене"Колизея"  сегодня, в последний день старого года балет "Щелкунчик". Не удержусь и я, дорогая Анна, от "экспрессивного оценочного суждения":) - труппа Английского национального балета уступает российскому балету. Но всё  равно, это был праздник. С Новым годом!

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

труппа Английского национального балета уступает российскому балету

- всё так же в области балета мы впереди планеты всей? :)

С Новым Годом, дорогой Эдуард! На нас он уже наступил - за окном целый часа канонада из салютов :) И в ваших краях новый год наступит уже скоро. А мне под салюты и шампанское трудно быть скромной: хочу пожелать чудес добрых и радостных, здоровья и сил на все планы и начинания, новых замыслов, сюжетов и их воплощения :)

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич, Сергей Мурашов

Если по Тьюрингу, цель робота-компьютера - заставить человека сделать неверный вывод, то "ребята", поставив Ваш комментарий опять в "Реплику дня",вводят меня в заблуждение:).Это не так трудно, дорогая Анна, в первый день Нового года, опять же, в наш ранний час, после роскошного Лондонского фейерверка, который я из Студии слышал, но не видел... Впрочем, повод этого комментария -  поблагодарить за Ваш комментарий после шампанского и пожелать всем нам ( и "ребятам"), в первую очередь, здорового чувства юмора:)).

Дорогой Эдуард, ещё немножко про литературную критику. Я совсем не специалист, но мне кажется, что в каком-то смысле у "критиков" больше "власти", чем у писателей. Можно написать шедевр, который никто не прочитает - а рукописи прекрасно горят, мы живём не в сказке у Булгакова. Но есть герои - критики, литературные обозреватели, есть книжные премии, есть в конце концов издатели... правда, к сожалению, они ориентированы на коммерческий успех - нас ведь много лет учили, что нужно только то, что хорошо продается...

У меня из головы не выходит сюжет фантастического рассказа. Перескажу его вкратце.

Действие происходит в далеком будущем, человечество распространилось во Вселенной, но осталось единым, сохранив "культурные коды" - в частности, книги, ставшие достоянием всего человечества. И помимо великой классики издается несколько миллиардов новых книг ежегодно. Самая большая проблема теперь - проблема выбора: что нужно прочитать образованному человеку?

Цитата:

"Как бы ни принимались те или иные произведения в момент своего появления на свет, они подвергались затем суровому испытанию временем, которое выносило беспристрастный и не подлежащий отмене приговор: отбирало крупицы истинного и вечного искусства, отбрасывало шлак. Иными словами, в литературе шел и продолжается жестокий естественный отбор. Но на определенной стадии развития цивилизации его оказалось недостаточно. Человечество стало производить гораздо больше художественной продукции, чем оно в состоянии потребить. Возникла опасность, что в результате неконтролируемого выбора люди будут проходить мимо значительной части того, что издавна принято называть золотым фондом литературы.

[...] ...в прошлом году завершена публикация очередного собрания шедевров. Благодаря современным техническим средствам оно умещается в небольшом чемоданчике. Но подобная миниатюризация нисколько не облегчает задачи прочтения 15 тысяч томов, отобранных при крайне высоких требованиях. 15 тысяч - именно столько содержит это собрание классики.

[...] Как бы нас ни влекло к шедеврам прошлого, мы не можем обойтись без чтения новинок, даже тех, которые не относятся к числу шедевров. Что поделаешь, такова жизнь. Сейчас специалисты обсуждают проект радикального сокращения золотого фонда. Именно радикального, потому что рекомендовать 15 тысяч - все равно что вовсе отказаться от рекомендации. Одни называют цифру пять тысяч, другие призывают ограничиться всего одной тысячью. Страшно подумать, кого затронет эта операция и чего мы лишимся! Именно лишимся. "

(конец цитаты)

Герой рассказа нашел своеобразное решение: он находит и издает забытые шедевры под своим именем, как новинки - "исторические романы". В сущности, занимается плагиатом - но тем самым берет на себя роль такого же "литературного обозревателя", рекомендующего книги к прочтению. Заменяя собой "высокую комиссию", тщательно отбирающую шедевры в "золотой фонд".

Я сомневалась, "грузить" ли Вас этим сюжетом. Да, мне интересно, как Вы, писатель, оцените это решение героя. И мне было бы интересно узнать, что сказали бы об этом сюжете Ваши английские слушатели (с их "правовым" менталитетом); хотя, может быть, не совсем удобно об этом спрашивать, да и мало ли что мне интересно.

Но потом я подумала, что эта история очень неплохо иллюстрирует специфику советского проекта (которую Вы хотели обсудить).

Этот рассказ опубликован в СССР 1972 году. А двадцатью годами ранее, в 1953, Рэй Брэдбери пишет свой роман "451 градус по Фаренгейту": в описаном там мире будущего нет проблемы перепроизводства литературы: читать и даже иметь книги запрещено, и специальные команды "пожарных" следят за соблюдением этого запрета.

Можно, конечно, сказать, что Брэдбери писал правду и вообще гениально предвидел мир, в котором чтение заменено просмотром ТВ. А советский автор рассказа Георгий Шах - на самом деле профессиональный пропагандист и политолог Георгий Шахназаров - просто выполнял идеологический заказ, сочиняя красивую сказку. Но вот честно: в каком мире хотелось бы жить? - в мире "451 по Фаренгейту" или в мире этого рассказа, со всеми его драмами выбора?

Рассказ, кстати, называется «И деревья, как всадники…» - вот ссылка - он недлинный :) может быть, Вам и Вашим слушателям будет интересно прочитать подробности. Хотя я дала мощный спойлер, пересказала большую часть сюжета, но вдруг дьявол в деталях? :)

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Анжелика Азадянц

Дорогая Анна, опять   хочу сказать - как же Вы бескорыстны и щедры, написав такой обстоятельный комментарий  о безбрежном книжном мире, как интересно Вы размышляете о литературе в принципе, и о проблемах отбора, читателями, критиками, в частности... На мой взгляд, мы все инфицированы советским снобизмом - стыдно не знать "то", как можно не прочитать "это", всякий образованный человек обязан освоить некий список, вы никуда не можете поступить без этого, вас не примут в обществе таким несведущим, вы не достигните успеха ни в какой области,если не овладеете неким "золотым фондом" и так далее. И как часто я встречал людей, овладевших "Золотым  фондом" освоивших его, а всё равно не способных размышлять оригинально, писать талантливо, быть ярким, остроумным, находчивым в творчестве, в дискуссия, просто в жизни. Потому, как я думаю, не так важно, сколько человек прочитал. Для меня ценнее ум, а не образование, способность  принимать жизненные обстоятельства и излагать их с юмором, если он мало-мальски одарён художественным талантом. О времени. Да, всё написанное подвергается "суровому испытанию временем". Но Время пристрастно. И потому "приговоры" подлежат отмене. Если это настоящий художественный текст, он выплывет непременно. Так мне кажется. А что выбирать читать? Для человека, способного размышлять над прочитанным, достаточно ( скажу дерзость) библиотеки в две-три сотни  томов, которые он спокойно может перечитывать всю жизнь. А если он способен к художественному творчеству, и этого много:).

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Анна Квиринг

Да, ещё хотела откомментировать цитату на "новоязе": вполне себе "идейно крепкий речекряк", неполитический, но идейно крепкий, а речекряку все идеи покорны (или наоборот? :) ). Пишут себе люди и пусть себе пишут, может, кому-то нравится это читать, а может, это хорошо продается (у нас же теперь такой критерий?). А я заметила, что у меня на таких текстах сразу мозг отключается: я помню такой эффект из советского детства, когда на школьных линейках завучиха начинала вещать нечто казенно-правильное. Мой организм такое не принимает, так и не буду себя насиловать (и Вам того же желаю :) )

Да, конечно, пускай пишут:). А с публикацией - не уверен... Именно  публикация "речекряка" вызывает  у меня известный рефлекс, а мозг ну, никак не отключается. Буду работать над собой:))

Счастливого Рождества Православного участникам  разговора в  моём посте под таким  одиозным заголовком. С благодарностью и с  добрыми пожеланиями вам всем . По-моему, очень уместное сегодня заключение:).

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Алексей Буров, Анна Квиринг