Вот, которое утро уже не заглядываю на титул «Сноба» (по разным причинам), а тут, нынешним воскресеньем, прямо обомлел: пост Наума Ваймана под названием «Достоевский, метафизика, русский мессианизм и евреи (читая «Дневник писателя»). И, кажется, ни слова о карантине. Пример для всех нас - что читать, о чём думать и писать. А то одна тема на потускневшем титуле: карантин - беда!

Беда, конечно, для панд в Канаде, лишённых поставок китайского свежего бамбука; для аллигатора Сатурна, взятого в плен в Берлине в результате победы над гитлеровской Германией и обитавшего с той поры в Московском зоопарке. Панды, кажется, возвращаются в Китай, а Сатурн не дождался чего-то германского в своём рационе, а может, от старости помер...

Не касаюсь страшной темы – жертв Пандемии, тех, кто несмотря на карантин, на героические усилия врачей, в частности тут, в Англии, погибли от этого самого корона-вируса. По числу смертей Англия оказалась в числе лидеров. По разным причинам, в которых история будет разбираться. Но в лидерах Англия и по формам общественной поддержки английской системы здравоохранения, и, прежде всего, врачей, защищающих людей от беды. Национальная акция, начавшаяся в Лондоне, суть которой «Аплодисменты докторам, молча, со своего крыльца-балкона», была подхвачена во всем мире. Сами доктора, кстати, тут просто символ скромности: благодарят, но в большинстве своём не пользуются привилегиями в супермаркетах ( стоят в очереди для всех), ворчат мол, не понимаем, почему мы не аплодируем продавцам, кассирам, уборщикам мусора, наконец…

Но вернусь к вышеозначенной карантинной беде людей, для которых проблемой было и до карантина - чем занять себя, как оторваться от корыта, на что убить свободное время... Ну, тут наши авторы-специалисты на «Снобе» по психотерапии, психологии, гипнозу и прочим оккультным штуковинам взялись за дело не на шутку. "Лента" блогов трещит от их напора. Нет мне прощения с моим скепсисом, но Бог им в помощь.

Эссе о «Дневниках Достоевского» переключило меня со скепсиса на подозрение: беда не карантин, а неумение настроить себя на размышления об отвлечённом. Тут, правда, тоже надо себя окорачивать в процессе этого мышления, оберегаясь от привычного, мол, главное - идейная и социальная борьба. Думаю, не это главное в размышлениях о евреях и метафизическом. Иначе мы повторяем проблему Достоевского, видевшего в евреях идейного врага. Чем он и делился в своих "Дневниках". Его "ощущение глобальной роли еврейства в метафизической судьбе России", думаю, из области интуиции, которая его не обманывала. Но интуиции Художника всё-таки мало, чтобы ответить себе на мучительные вопросы. Тут нужнО философское, отвлечённое мышление, к чему он не был способен. Потому и подменял отвлечённое наблюдение над собственным сознанием борьбой как таковой (за национальную идею, за социальную справедливость, с бедностью, со злом, с чем там ещё?:). А может не подменял, а упирал. Что достаточно для Художника, но недостаточно, чтобы стать Мыслителем.

От отвлечённого мышления, от наблюдения за своим сознанием со стороны я ещё дальше, чем Достоевский, да, пожалуй, и Наум Вайман. Из-за чего попадаю впросак на протяжении всей моей жизни чистого дилетанта и графомана. Вот и последний мой случившийся офорт: я глубокомысленно замечаю не так давно во время сессии по Скайпу с одним аборигеном в Кембридже: мол, люди, наверное, правы, сравнивая Карантин с Войной. А слушатель мне в ответ: как можно сравнивать шесть недель Карантина с Войной, которая продолжалась шесть лет, когда в небе над Лондоном летали бомбардировщики и сыпали бомбами? В самом деле.