Все записи
21:46  /  6.04.21

877просмотров

Э. Гурвич. Про амбиции писателя, про нужды читателя, ну, и про нас, со стёбом и без

+T -
Поделиться:

 

За минувшие две недели тут на «Снобе» я много чего абсурдного прочитал о талантах, адекватности и самоиронии. О себе тоже. Попробую осмыслить. Начну вот с этого сегодняшнего комментария: «Дорогой Эдуард, рискуя навсегда потерять ваше доброе отношение, я вынуждена согласиться…» С чем? Ну, думаю, с критикой «Романа Графомана». Ничего подобного. Ниже читаю признание: «Книгу я ещё не дочитала, но начало мне очень понравилось…». Отвечу сразу: ничем вы не рискуете. Как и я с предположением, что книгу дочитаете… ;)                                                               

 Теперь про упрёк этого автора комментария, с принуждением «согласиться», говоря о книге РГ: «вы ее агрессивно промоутируете - в блогах новоприбывших, в комментариях к публикациям на совершенно не связанные с вашей книгой темы». Соглашусь и я. Только скажу нормальным русским языком - рекламируете, продвигаете. Всё-таки «Сноб» был задуман как элитная площадка. И такую иноязычную лабуду, кстати, включая диминутивы, используемые от полноты чувств, обнимашки, и прочее, лучше, я уверен, оставить Интернету с его ФБ… По существу же замечу: да, именно для этого мне нужен «Сноб» – чтобы искать своего читателя. И это старая и добрая традиция клуба. Мы, авторы, пробуем использовать эту уникальную площадку, чтобы с книгой в руках рассказать участникам клуба (включая новичков) о своём замысле, о том, что удалось воплотить, а что нет, услышать критику, ответить на неё, посмеяться, и, конечно, над собой тоже… А, может быть, и наткнуться на квалифицированного издателя. Удавалось ли это? Не всегда. И не в полной мере.

 Приведу несколько примеров. На моей памяти учёный Алексей Цвелик десять лет назад написал очень хорошую книгу «Жизнь в невозможном мире». Искал читателя тут на «Снобе». По-моему, остался неудовлетворённым. Много хуже книга М. Аркадьева "Лингвистическая катастрофа». С красивой идеей: благодаря языку появилось сознание, а не наоборот. Хотя на мой взгляд, автор не справился с сюжетом. И, главное, в изложении путал академическую аудиторию с достаточно широкой читательской, пускай и подготовленной. Но и с такими очевидными просчётами он предпринимал вполне мне понятные попытки – продвинуть через «Сноб» свою книгу. Наконец, в те самые десятые годы нашего столетия, на «Снобе» состоялся дебют прекрасной книги Михаила Эпштейна «Ирония идеала. Парадоксы русской литературы».              

 Все эти заслуженные члены клуба активно использовали (и по нынешний день используют) площадку «Сноба», вставляли и вставляют сноски в комментариях и постах, приглашали и приглашают к разговору, публиковали и публикуют отчёты о читательских конференциях. Никто особо не удовлетворён итогами усилий. Но они это делали и делают. Ровным счётом, как и я со своими «Романом Графомана». Только в условиях бойкота. Хотя и тут мне грех жаловаться: мою книгу прочитали, поняли и отрецензировали каждый по-своему - забытый уже Аркадий Недель, профессиональный критик Игорь Попов, ну, и на этих днях, Борис Аронштейн, переводчик английской поэзии. Собственно, его эссе о том, как надо писать, чтобы показать, как не надо писать, ценно для меня и тем, что Борис прозрачно  намекнул… как читать такую прозу, и кому читать её не надо, или в тягость…                                                                                                        

 Два слова по поводу стёба в комментариях. Это тоже из прежних традиций «Сноба». Старожилы, все без исключения, были и провокаторами его, и участниками. Цена стёба (с отклонениями от главной темы) стала более высокой, когда ДР урезала Ленту и ужала блогеров. Стёб применяется, чтобы пост не слетал без комментариев... Всё это хорошо известно. И вместо взаимных упрёков загляните в свои посты, где не только стёб, но и комментарии лишь со смайликом, с одним-двумя словами «Спасибо!», «Большое спасибо!», «Обязательно!», и прочее … Ради чего? Если честно. Чтобы набрать очки и остаться на Ленте, войти в квадрат «Самые активные дискуссии» …

 Ну, а теперь про главное, про писательские амбиции. Много чепухи в эти дни я вычитал на «Снобе». Что писателя следует оценивать по числу читателей, что успех книги надо мерить тиражами, продажами, доходами автора книги. Скажу кратко - всё так, если речь о чтиве, о макулатуре, о том, чем забит сейчас мировой книжный рынок.  И совсем не так, если говорить о каких-то явлениях литературы вне рамок привычного, если заглянуть в историю литературы. Эмиль Золя изобрёл свой натурализм и лепил романы про шахтёров – («Жерминаль»), про крестьян - («Земля»), про железнодорожников - ("Человек-зверь"), про спекулянтов-финансистов - («"Деньги"»), о войне – ("Разгром"), о любви стареющего мужчины – ("Доктор Паскаль"). К моменту издания последнего 20-го тома эпопеи «Ругон - Маккары» успешный Золя считался поэтом тёмных глубин человека. Он создавал инстинкты, а не характеры. Садился за письменный стол, когда у него набиралось четыре кучки: про то, что вычитал; про то, что услышал – увидел; свои собственные заметки на заданную тему, догадки, фантазии, сны; и, наконец, чёткий план сюжета. Всё это высчитанное, упорядоченное, уложенное по схеме, увы, сегодня мешает воспринимать романы Золя. Читать его в полном объёме скучно. А вот Флобер написал мало. И потому потомки его не забыли. Я о "Мадам Бовари". А Золя? Что Золя? Французская Академия устраивала разнос его натурализму. И правильно. Это направление исчезло с талантом Золя. В памяти лишь блестящий роман «Нана». Остальное – слишком социально ориентированное и без достаточной литературной мотивации. Многое написано ради денег. Какое это имеет отношение к понятию «литературный шедевр»? Очень относительное.

 Так что попытки на «Снобе» разобраться как с наследием, с амбициями писателей вообще, так и с сигналами, знаками и формами читательского одобрения, должны, как мне кажется, толкать больше к размышлениям, спорам, чем к восторженному единению неофитов в литературе… с сердечками и без. Советы же умерить свои усилия на «Снобе», чтобы «Роман Графомана» читали, я услышал. Хотя не уверен, что им последую. Даже, повторюсь, в условиях бойкота. «Сноб» постоянно обновляется. И я не теряю надежды отыскать своих безусловных почитателей.  Мне это интереснее, чем бегать по издателям, или вложиться в ПР-кампанию, нанять грамотного маркетолога, который поможет книгу раскрутить. Этим будут заниматься мои дети. Или не будут.

 

Комментировать Всего 47 комментариев

Сноб для писателей - незаменимая площадка

Эту реплику поддерживают: Игорь Попов

Эдуард, спасибо за ссылку.

Мне, честно признаюсь, трудно проводить какие-то границы приличного/непрличного в вопросах рекламы и продвижения. По сути это вопрос личных предпочтений, самоцензуры и вашей любимой самоиронии. И, немного перефразируя Бакунина, свобода одного человека начинается там, где заканчивается свобода другого. Но ведь мы все, выходя в интернет, видели тот красный флажок...

И я абсолютно соглашусь с вами и Борисом в том, что здесь собираются скорее писатели, которые пришли с главной целью - заявить о своем творчестве. И хотя я убеждена, что Снобский костяк старожилов - это люди начитанные и с хорошим вкусом в литературе, читатели, в значении потреблители текстов, обитают где-то в других областях интернета.

Спасибо, Мария. Скажу кратко и скромно: всё так и не так. Но возражать не стану. Чтоб не напороться на новый упрёк в  стёбе... Лучше  тихонечко слезу со своим постом в небытиё с Ленты... Бог в помощь потенциальным оппонентам;))

Эту реплику поддерживают: Игорь Попов

Дорогой Эдвард,

Комментировать Вашу колонку очень сложно:

Во-первых, потому что она ОЧЕВИДНА, а комментировать очевидное - это все равно, что плевать вверх или доказывать, что "лошади" НЕ "кушают овес, а Волга" НЕ "впадает в Каспийское море".

А во-вторых, потому что она ТЩЕТНА, ибо, если Гутенберг превратил человечество в ЧИТАТЕЛЕЙ, то Интернет - в ПИСАТЕЛЕЙ, а писатель - писателю, как "гусь свинье", не товарищ, и места всем писателем в Интернете, оказывается, мало, поэтому вовсю работает не талант, а другие качества, которые нарабатыватся, увы, не чтением. И поэтому хочется только привлечь к вышесказанному Хармса:

Толстой (Лев!) очень любил детей. Бывало, напустит их целую комнату и кричит: "Еще! Еще!" 

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Я роман Золя "Деньги" ценю достаточно высоко. Он в художественной форме рассказал о работе тогдашней биржи больше, чем я узнал откуда-то либо еще (профессионалы, конечно, пользуются другими источниками).

И правильно, что цените - Золя ходил в Банк, на Биржу, изучил всё. И финансисты его ценили. А шахтёры его обожали - перед тем как написать о  них, он спускался к ним в шахту, в забой... Золя так работал...

Но я о литературных вершинах;). И тогда было кое-что ясно на этот счёт. Вот что записал Гонкур в своём дневнике : "На сегодняшний день Золя - самый пронырливый человк в литературе, он превзошёл всех евреев".

Вячеслав, колонка Эдварда

не о Золя, Флобере, Эпштейне или Аркадьеве. Колонка эта, на мой взгляд, - продолжение разговора о Графомании (как явлении) и графоманах (как следствие этого явления), которые всегда оказываются "сверху" (как женщины на "Дожде") и агрессивнее тех, у кого другое отношение к Слову.

И, как сказал кто-то из великих: Сначала было Слово, потом - слова, слова, слова...

Умеете Вы увидеть главное в тексте и подтексте:). Хотя и про Золя тоже, чёрт побери. Всё-таки поразительно, как этот физический хлюпик не побоялся пойти в деле Дрейфуса  не только против власти, но против толпы.Но и имел мозги всё-таки, получив по приговору год тюрьмы, поддаться уговорам немногих друзей и укрыться в Англии. Это куда умнее, чем то, что делает Навальный. Мне его жалко...

Впрочем, эта тема ещё дальше от  разговора о Графомании и графоманах. Но злободневно тоже. Ещё раз спасибо, дорогой Борис.

/не о Золя, Флобере, Эпштейне или Аркадьеве. Колонка эта, на мой взгляд, - продолжение разговора о Графомании (как явлении) и графоманах (как следствие этого явления), которые всегда оказываются "сверху" (как женщины на "Дожде") и агрессивнее тех, у кого другое отношение к Слову./

Это, Борис, понятно, но о графомании я ничего сказать не могу, кроме того, что граница между графоманией и настоящей литературой весьма условна и определяется "мнением экспертного сообщества", как и всё в искусстве - это едва не единственный критерий. А у эксперта то же, что и у обывателя - "нравится - не нравится", за исключением того, что эксперт знает вкус ананаса, а обыватель о нем только читал, да и то не всякий обыватель.

Что же касается "продвижения" - то я об этом начитался в блоге Галины Альтман как раз "про качества, котоые нарабатываются не чтением", всё это глас вопиющего в пустыне и на общую картину никак не влияет.

А вот с тем, что

"граница между графоманией и настоящей литературой весьма условна" я согласится не могу. Безусловно, в каждом виде творчества имеются свои особенности, однако, принцип один: чтобы отличить графоманию от настоящего искусства, сначала надо стать истинным потребителем (в хорошем смысле этого слова) этого искусства, читать (смотреть, слушать) много и жадно, а, главное постоянно, всю жизнь. Найдите в Интернете список книг, рекомендованный к прочтению (любым, кто умеет читать) Иосифом Бродским, и даже при беглом взгляде на него становится ясно, что добавило самому Бродскому к его природному таланту, чтобы сделать его литературным гением. Меня, тогда еще 16-ти летнего мальчишку, учил понимать стихи Диомид Костюрин (тогда - студент Литинститута, а позже - Зав. поэтической редакцией журнала "Юность"). Он их просто читал, читал, читал и читал по памяти, пока наконец м воем мозгу не провелясь четкая граница между Эдуардом Асадовым и Николаем Заболоцким. 

Вот об этом и пишет Эдуард - не уподобляйтесь известному чукче из анекдота о том, что  "чукча - не читатель, чукча - писатель".

Да, Вячеслав, именно так: когда о графомании и неграфомании сказать что-то трудно, тогда подхватывается  вот это расхожее- "граница ... условна", единственный критерий "нравится - не нравится"... Ну, добавлю ещё - о вкусах не спорят, у всех своя правда...

Попробуем не обижаться на Бориса за резковатый совет не уподобляться  чукче:). А лучше заглянем в его блог наверху Ленты "От Трамбо до Трампа...", где он на примерах как раз разъясняет вот эту самую разницу между высокой поэзией Фроста, читавшего своё на инаугурации  Кеннеди, и тем, что было прочитано перед вхождением во власть Джо Байдена.  Речь о высокой поэзии, полной "глубокого художественного осмысления и пере-интерпретации действительности"... Пойду-ка я к нему в блог и почитаю...

Эдвард, "чукча" - это фигура речи

и уж точно к Вячеславу (судя по всему корпусу его комментариев на разные темы) не относится. Относится это к тем, для кого "Карл Маркс и Фридрих Энгельс - не братья, а четыре совершено разных человека" (анекдот). 

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Всё верно, но будем особо терпимы к Вячеславу, который совсем тут на Снобе пока ещё не заявлял себя, как амбициозный автор...:) Я тут сейчас отвлёкся тем, что под утро прислал мне на имэйл мой сын со своим умным  комментарием: ссылку на интервью с Петром Авеном, автором книги "Время Березовского".  Пётр буквально сказал: я не думал, когда писал, я просто пытался разобраться в себе, в Березовском, и во времени. Для меня загадка, как можно писать и не думать:)

Да я не принял на свой счет. Я как раз про вкус ананаса и писал, аналогия хорошей литературы с хорошей пищей неплохая, чтобы распробовать, надо много пробовать, желательно много хорошего.

Со списком Бродского я знаком, чтобы читать древних авторов, надо иметь определенную подготовку, ну и читать, разумеется.

Разрешите вклиниться в вашу мужскую дискуссию о вкусах и ценителях. Сколько бы эксперт ни попробовал ананасов в ресторанах, условно, Парижа, он никогда не приблизится и близко к врожденному пониманию вкуса этого фрукта у жителей Гавайских островов, например. 

Да, Мария, я тоже вклинюсь в  неспешную беседу настоящих мужчин и языком кинематографа поддержу: чумазые не могут играть на пианино:). Перескочив же на темы литературы, пытаюсь вспомнить, какая из трёх моих тёщ, прочитав нет-нет, не "Роман Графомана" ( об этом теперь ни слова), а что-то другое моё, прежнее, сообщила: "вкусно написано". Но разводился я точно знаю, не из-за гастрономического отзыва тёщи...;)) Была какая-то куда менее значимая причина....

/он никогда не приблизится и близко к врожденному пониманию вкуса этого фрукта у жителей Гавайских островов, например./

не знаю, не знаю. Я понимаю, что ананас непосредственно на Гавайях вкуснее, чем в супермаркете. (у моей бывшей начальницы родители жили в Кызыл-Орде. И она, когда навещала, обратно на самолете привозила немного персиков. Теперь персики из супермаркета я почти не ем).

Но  другой стороны, для гавайцев ананас - это как для нас яблоко (и может, даже как картошка - потому что весь год). Ну, фрукт, вкусный. Чего с бубном-то вокруг него плясать?

О, Вячеслав, вокруг чего с бубном плясать - об этом я узнал после 50 лет жизни в СССР только здесь, на Западе. В романах же читал про артишоки - аспарагусы, стилтоны-камамберы французские, круассаны- багеты, мать их так перетак ранним утром в Париже. А впервые попробовать луковый суп  с утопленным кусочком хлеба в кафе напротив Эйфелевой башни? Жизнь прожить и попробовать всё это впервые в 1991-м... 

Мой отец сам варил луковый суп. Но я пробовать его не решался, потому что терпеть не могу вареный лук, хотя в супы-борщи его кладу (и после варки, как лавровый лист, выбрасываю).

"Мой отец... варил луковый суп"

Тогда ищите французские корни, если в русской национальной кухне этого блюда нет. Вашим девочкам будет приятно:) Хотя проявить осмотрительность тут не мешает. Я со своими писательскими амбициями несколько лет назад толкнул сына  разобраться в нашем древе. Он заказал генетический тест по Интернету. Ну, результат меня обескуражил меньше, чему тутошнего англичанина, хозяина паба в 7-м поколении. Лёгкий скепсис к французам-коллаборационистам в Англии - норма. Ну, и когда вдруг у этого англичанина обнаружилось в генах 50 процентов французских кровей, он закрыл, кажется, паб, и с досады уехал куда-то в деревню глухую. Доживать старость. Меня  по результатам тестов тоже ждали сюрпризы, но об этом в следующий раз...

"Вопросы крови - самые сложные вопросы в мире!". Надо быть осторожными и в своих желаниях узнать о себе больше)))

Ну, где Вы были пару лет назад? Поздно, поздно. Был уверен, что на сто процентов еврей. А тут вдруг выяснилось - целых 6 процентов кавказских кровей - и мне понятно теперь, почему я в 20 лет отпустил грузинские "пишние" усы. И почему меня тянет в сторону Гавайских островов, упомянутых Вячеславом плясать с бубном:)... Там - 2 процента моих кровей. Как жить?Поди, с таким замесом, мне и в гражданстве израильском отказали бы...

Может вас еще и петь потянет из-под грузинских то усов))

Тянет петь. Меньше, чем писать, но тянет. И если с  амбициями сочинителя я управляюсь ( хотя тоже не очень:), то с пением из-под этих самых поредевших и поседевших усов лучше. Я о таком  запрещаю себе даже мечтать...

Красиво поют джигиты, соловьи умолкают:). Вообще Грузия в моей журналистской практике в СССР  - чудесная страница. Какая еда, как поют... И если сегодня по опросам  Пу - на третьем месте среди мужчин в предпочтениях женщин России, то у меня вопрос - что со вкусом этих женщин. В моё время поехать  в Грузию и покорить сердце грузина - смысл жизни всякой добропорядочной блондинки ...

сон в руку, но...)

Вячеслав, я сейчас, заглянув в результаты исследований, ещё вспомнил и про свои два процента финских кровей:). Только всё это пустое, как и затянувшийся наш диалог о еде, о снах:). Пора устыдиться. Вон, с Ленты вчера сразу слетел прекрасный материал "Луна-парк современного искусства". В конце автор  Мария Шапиро предлагает всем нам заземлиться:), а именно: "Гулять без музыки в наушниках, смотреть и запоминать без объектива фотоаппарата, блуждать без навигатора, и петь и танцевать, и играть без режиссера и оператора рядом. Учиться искусству в одиночестве, и узнавать насколько подлинное искусство всегда было одиноко..."

Это если я шакшуку люблю готовить и есть, мне тоже корни искать?

Не, критерий не слишком надежный :)

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

критерий не слишком надежный :)

Надежный, надёжный... Ведь Вы не  едите мацу, надеюсь? И гефелте-фиш не готовите... Не всё так просто, как кажется... А что это за блюдо шакшука - надо лезть в ГУГЛ. Наверняка, по звучанию что-нибудь татаро-монгольское:)...

/Ведь Вы не  едите мацу, надеюсь? И гефелте-фиш не готовите.../

а как Вы догадались? :)

аналоги шакшуки есть у многих народов, где выращивают и едят сладкий перец

Оценил Вашу деликатность вместе с юмором. Я серьёзно! Только что мне сообщили, что  Шакшука знаменита, благодаря Израильской современной кухне, Как же я опропиндосился! Пошёл на прогулку, вместо того, чтоб залезть в Гугл, как намеревался;). А всё потому, что  сочинители - это такое племя, такое за-...стое и амбициозное. Могут написать что угодно без достаточных знаний. Но и   точные знания - не признак высокой литературы. Пример, Ваш Золя с романом "Деньги":)) Сейчас сыну напишу - он должен знать...

/Шакшука знаменита, благодаря Израильской современной кухне/

ну Вы меня успокоили! Значит, раз современная - то корни тут ни при чем.

У меня во внешности угро-финское что-то есть - нос картошкой, это от мамы, которая из-под Новгорода родом. Древние новгородцы были т.н. кавказоидами, т.е. нос был с горбинкой, но их повывел Иван IV, а вот угро-финны обитали на нашей земле задолго до славян.

И клюквенный и брусничный морсы, популярные у финнов, я обожаю.

аналоги шакшуки есть у многих народов, где выращивают и едят сладкий перец

Вы уверены, Вячеслав, что  шакшука как-то увязана со сладким перцем? И что Вы готовите именно то:?) Сын сейчас сообщил мне по вотсапу, что шакшука - это израильская яичница с томатной пастой. Изначально - арабское блюдо из Магриба.

первый попавшийся рецепт:

Оливковое масло1 столовая ложка

Репчатый лук½ штуки

Чеснок1 зубчик

Сладкий перец1 штука

Помидоры4 штуки

Томатная паста2 столовые ложки

Молотый кумин (зира)1 чайная ложка

Паприка1 чайная ложка

Молотый черный перец щепотка

Сахар щепотка

Соль по вкусу

Куриное яйцо5 штук

Рубленая петрушка по вкусу

Читая ваш рецепт из пяти яиц, вспомнил рассказ Чехова "Глупый француз".  Пуркуа зашёл в московский трактир Тестова позавтракать. Заказал консоме, и в ожидании, пока подадут консоме, Пуркуа  заметил:«Как, однако, много подают в русских ресторанах! Пять блинов! Разве один человек может съесть так много теста?..."

Я в минувшее утро завтракал шакшукой из... трёх яиц, хотя просил два. Ну, а поглядывая на экран ТВ, где рассказывали, что герцог Эдинбургский, принц Филипп готовил барбекю сам... ворчал про себя: и шакшуку, наверное,  должны готовить мужчины...

/Пять блинов! Разве один человек может съесть так много теста?..."/

недавно перечитывал.

Завтра у меня, как обычно по воскресеньям, будет 6 блинов. Но того купца я не обгоню...

Эту реплику поддерживают: Эдуард Гурвич

Ну, Вячеслав, Вы из Великого Новгорода переполошили вчера  моё иудейское гнездо. С моими амбициями ( я про татаро-монгольское звучание:), сыновья наши послали Ангелу рецепты и рекомендации. И вот, впервые завтракаю шакшукой:

Эту реплику поддерживают: Мария Шапиро

Приятного аппетита, Эдурад :)

Сам я готовлю шакшуку в августе-сентябре, чтобы из выращенных моими руками овощей была. А перцы у меня только готовятся зацвести, да и то рано бы им, а что делать - рановато посеял.

А должна или не должна настоящая шакшука быть со сладким перцем, или нет - вопрос либо философский, либо связанный с амбициями - это у кого как.

Вы уверены, Вячеслав, что шакшука как-то увязана со сладким перцем?

Откроюсь:) В момент, когда я ставил такой вопрос, я в очередной раз  не справился со своими амбициями сочинителя: думал, что это  яичница, а сладкий перец - совсем другое блюдо...

Что же касается огорода, я в своей книге "Моя азбука" рассказывал про... редиску, которую мы в конце 40-х - начале 50-х высаживали на участке под окном барака на окраине тогдашней Москвы. Время было голодное. Редиска  вызревала рано... Это из моего опыта огородника. А что на новгородщине перцы  растут, и сегодня представить не могу...

перцы у нас выращивают практически все огородники. Как правило, в теплицах.

А вот баклажан уже, как правило, не получается (сбрасывает завязи) - только если очень хорошее лето. У меня получилось 1 раз - с двух кустов меньше десятка.

Я как-то раз выращивал арбузы в теплицы (небольшие). Так, когда у меня копали колодец узбеки, они один съели.

А вообще даже виноград у нас энтузиасты выращивают - но только преимущественно Изабеллу.

Без всякого смущения поддерживаю ( и в рамках заявленного в заголовке стёба) тему творчества огородного, Вячеслав! Видели бы Вы, с каким энтузиазмом занимаются англичане  огородом у себя за домом. Вырастить в garden свой лук, помидор, огурец... для них такое же развлечение, как садоводство в прямом смысле - выращивать цветы...

Для меня. к сожалению, копаться в земле - это воспоминание о голодном детстве. Единственный раз, когда я жил в Студии архитектора Корелика , я решил в садике моём разбить клумбу. И купил роскошную лопату с кожаным футляром, посадил цветочки. возился до вечера. И лопату с футляром поставил в углу. Пошёл спать, а утром... нет лопаты. Никогда ничего не пропадало. А такая лопата была... Пошёл вглуб сада хозяев, примыкавшего к моему и обнаружил эту лопату без... футляра - унесли и съели  лисы... Узбеки, тем более очень работящие, как я понимаю, тут не виноваты...:)

Ну, а Вы -Мичурин! Я бы прислушался к Вашим советам. А так вообще-то, ведь Новгородщина много севернее... Астрахани,кажется.

Сегодня натягивал пленку на теплицу, умотался так, что мало вразумительного  могу ответить :)

Порадуйтесь, что день прошёл с пользой. А отвечать вразумительно, порой,  и не нужно... Вон, покойный герцог наш Филипп был чрезвычайно остроумный  человек, скептик и намеренно выбивался своими шутками из скучных для него ритуалов... Во время визита в Гвинею-Попуа он на встрече с английскими студентами спросил их: "Как вы умудрились, что вас не съели?"... :). Отдыхайте... При случае, поговорим  ещё.

Мне понравилась фраза герцога "Если муж открывает жене дверцу машины, это или новая машина, или новая жена"

Вне заявленной выше комментарием темы - огород, в моём случае злободневнее могло прозвучать  замечание герцога о желании внука принца Гарри вступить в брак с Меган: крутить роман с  актрисой - это я понимаю, но жениться-то зачем? К счастью в моей семье, кажется, ничего похожего:))

Дорогая Редакция! Только что получил через личную почту Оповещение от Анжелики  Азадянц, что её донимают мои  "оповещения с приглашением обратить внимание" на  эту мою публикацию. Абсолютно честно - я послал только одну. Вчера, когда ставил этот пост. А она получила четыре. Это технические проблемы. Пожалуйста, сделайте так, чтобы этого не было и с этой, и с моими будущими публикациями... Спасибо большое.

Подытожу...

Вот гляжу, как британцы принимают печальное событие - смерть мужа королевы. Без слёз, но с сочувствием, с воспоминаниями о шутках принца, с улыбками и смехом, без истерик наших - на кого ты нас оставил:)...

Для меня дни траура лондонцев - импульс прислушаться к себе, поглядеть на себя со стороны. Принц Филипп разбирался в своих амбициях и предпочтениях со скепсисом и юмором. Перед женитьбой дослужился до командира корабля. Мог стать адмиралом флота. Женился на юной Елизавете. Когда та стала королевой, отказался от карьеры на флоте. И  сделал для Короны так много, что монархия ему будет обязана, пока существует. Через СМИ сближал её с народом.  Благотворительными акциями вовлек в систему воспитания и образования шесть миллионов юношей и девушек из 140 стран. Денежным призом  герцога награждались лучшие...

Ну, а скепсис к ритуалам, юмор, шутки Филиппа  ( их принимали на Снобе по-разному), также как и писательские амбиции, и читательские отзывы, и стёб - повод осмыслить всё это ещё раз. Только и всего.