Все записи
12:04  /  8.03.11

25350просмотров

Софонисба Ангиссола

+T -
Поделиться:

I

Вообще-то я  — гедонист. В силу этого у меня постоянно возникает специфическое затруднение в отношении к общепринятым идеалам человеческой личности. Я не очень понимаю и не очень люблю жертвенность. Поэтому мне трудно идентифицировать себя с такими, безусловно, достойными подражания личностями как Джордано Бруно, Жанна д’Арк или Джон Браун. Есть, конечно, такие жизненные обстоятельства, которые и законченного эпикурейца, если он не полностью лишен чувства собственного достоинства и вкуса, могут вынудить совершить отчаянный поступок, например, ради жизни близких людей, но чаще у людей моего склада возникает резонный, на наш взгляд, вопрос — а стоит ли жертвовать собой ради Светлого Будущего (Человечества, Отчизны, класса, пола, клана), если здравый смысл подсказывает, что через поколение тот образ Светлого Будущего, который существует в моей душе, будет не без оснований восприниматься смешной пародией.

Я не могу отрицать очевидное — миллионы людей, жертвовавших на протяжении столетий своим уютом, социальным статусом, а нередко – своей жизнью, обеспечили нам то, что кажется привычной банальностью, но без чего мы уже не можем воспринимать свою жизнь абсолютно полноценной — свободу совести, свободу информации, всеобщее избирательное право, относительное равенство полов и классов. Но при этом я сомневаюсь, что был бы готов всем сердцем поддержать, скажем, борьбу суфражисток XIX века, окажись я их современником.

Но каждый человек создает в своем воображении некий идеал, модель жизненного пути на которую он ориентируется, выстраивая собственную жизнь. Для меня это, пожалуй, не борцы и герои, а те достаточно немногочисленные люди, которые в разные эпохи умудрялись прожить достойную и счастливую жизнь не столько ожесточенно преодолевая всевозможные ограничения, предрассудки и несправедливости, сколько словно бы игнорируя их реальность.

Буквально на днях я узнал об одном таком человеке, чья биография настолько поразила моё воображение, что я решительно не могу не поделиться своим знанием с окружающими.

II

26 февраля открылась выставка «Прадо в Эрмитаже». Благодаря любезности (и настойчивости!) моей Светы, не устающей проявлять заботу о поддержании минимально пристойного уровня моего культурного кругозора, я присутствовал на этом впечатляющем событии.

                                                             

С фотографии Е.Ф. Синявера

 

Прадо привез в Санкт-Петербург более чем солидную подборку картин Тициана, Веласкеса, Эль Греко, Гойи и других мастеров сопоставимого класса. Значительную часть выставки составляют придворные портреты, написанные в эпоху имперского величия Испании. Среди этих в достаточной степени формализованных картин, мое внимание привлекли два портрета, показавшихся мне необычайно живыми и естественными.

 

         

Филипп II                                                                       Елизавета Валуа

К моему удивлению имя художника было мне ранее незнакомо. К ещё большему удивлению, художник оказался женщиной — Софонисбой Ангиссолой.

Честно говоря, раньше я не догадывался, что в XVI веке у женщины мог быть шанс стать профессиональным художником. Естественно, я попытался восполнить при помощи Интернета столь досадный пробел в своих знаниях. Биография Ангиссолы оказалась чем-то настолько восхитительным в моих глазах, что я положительно влюбился в неё (предварительно испросив соизволения супруги!).

 

III

Софонисба Ангиссола (Ангишола) родилась в 1532 году в Кремоне в экстравагантной семье аристократов Амилькара Ангиссолы и Бьянки Понцоне.

Семья была, безусловно, экстравагантной, судя по свойственной ей тяге к карфагенским и вообще языческим именам. То есть, я понимаю, что на дворе был расцвет Ренессанса, но мне кажется, что и тогда, для того, чтобы дать детям имена, наподобие Гамилькара, Гасдурбала, Софонисбы, Минервы и Европы, надо было иметь известную степень свободомыслия. Амилькар Ангиссола, судя по всему, был человеком свободомыслящим в высшей степени. Оставшись после смерти своей возлюбленной супруги вдовцом с семью малолетними детьми (из которых шесть были девочками) на руках, он ухитрился дать им такое образование, что пять дочерей стали художницами, а сын и ещё одна дочь — литераторами.

     

Впрочем, о литературных достижениях Минервы и Гасдурбала Ангиссола мне ничего неизвестно,  Анна Мария и Европа бросили рисовать сразу же после замужества, а Елена ушла в монастырь и тоже оставила живопись.

Зато Софонисба и Лючия стали уже в юности популярными в Кремоне живописцами. К несчастью Лючия, в которой видели ещё более талантливую художницу, чем ее старшая сестра, умерла в возрасте двадцати лет. Средневековье напомнило о себе.

Отец обеспечил Софонисбе и её сестрам возможность учиться у жившего в Кремоне Бернардино Кампи, известного портретиста ломбардской школы. К этому периоду относится одна из первых  известных работ Софонисбы — «Бернардино Кампи, рисующий Софонисбу Ангиссола» (ок. 1550). 

 

В двадцать два года, в 1554 году, Софонисба отправилась в Рим для повышения своего мастерства. Можно предположить, что в середине XVI века самостоятельный переезд столь юной особы женского пола в полный опасностей и соблазнов столичный город не был чем-то абсолютно тривиальным. Во всяком случае, семидесятидевятилетний Микеланжело обратил внимание на девушку, копирующую его работы в соборе Святого Петра. Заинтригованный мэтр попросил Софонисбу  изобразить для него жанровую сценку — плачущего ребенка. Результат настолько впечатлил мастера, что он на протяжении двух лет уделял часть своего времени, обучая Ангиссолу.

                                     

Юная художница быстро завоевала популярность, как портретист. Уже в 1558 году она была приглашена в Милан, где написала портрет герцога Альбы. Герцог, в свою очередь, порекомендовал её Филиппу II Испанскому, и вскоре Софонисбе пришло приглашение из Мадрида с предложением стать фрейлиной испанского двора. Штатной должности художницы в Испании не существовало. Оно и понятно. Художник — работа мужская.

Поразмыслив, Софонисба приняла приглашение — и не прогадала. В 27 лет она покинула родную Италию и отправилась за море, чтобы стать придворной дамой Елизаветы Валуа, третьей жены Филиппа II. Новая фрейлина быстро добилась расположения Елизаветы и Филиппа, и ей было дозволено делать вначале неформальные, а вскоре и официальные портреты придворных и самих монархов. Несколько лет она проработала в тесном сотрудничестве с Алонсо Санчесом Коэльо, так что до сих пор в отношении ряда картин возникает вопрос, принадлежат ли они кисти Коэльо или кисти Ангиссолы.

Так прошло десять лет. Что думала о своем будущем Софонисба мне неизвестно. По-видимому, она была вполне удовлетворена своим положением и творческими успехами. Однако, что могло ждать в XVI веке незамужнюю 36-летнюю женщину? То есть, простите, старую деву.

 В 1568 году неожиданно умирает королева Елизавета. На Софонисбу возлагают обязанности по воспитанию осиротевших инфант. Однако это положение было явно временным. Наступило время очередной резкой перемены в судьбе Ангиссолы. Династические соображения требовали от Филиппа II нового брака, на этот раз на Анне Австрийской.

 

По-видимому, из уважения к памяти своей любимой жены, благоволившей к итальянской фрейлине, король решил «устроить» её судьбу. Судя по дошедшей до нас информации, Софонисба решила «сыграть на опережение» и, намеревавшийся связать судьбу фрейлины с кем-то из своих придворных, Филипп оказался поставлен перед фактом её помолвки с  Доном Франциско де Монкада, сыном герцога Патерно, вице-короля Сицилии — хотя и испанским аристократом, но, скорее, итальянцем, а не испанцем. Впрочем, король «сохранил лицо» и одарил новобрачную богатыми дарами, а также назначил ей щедрый пожизненный пенсион. Трудно сказать, был ли это брак по любви или по расчету. Но так или иначе Софонисба и Фрациско жили, судя по всему, вполне довольные друг другом. Они много путешествовали по Испании, Италии и сопредельным странам. В 1578 году они окончательно покинули Испанию и поселились в Палермо. Однако уже на следующий год чума унесла супруга Софонисбы и она оказалась 47 летней богатой вдовой.

IV

Какой мы можем представить себе её дальнейшую судьбу, исходя из наших знаний о той эпохе? Либо тихое угасание в своем поместье, либо уход в монастырь, не так ли? Вероятно, будучи явно весьма здравомыслящей особой, так полагала и моя героиня, отправляясь в 1579 году на корабле из Палермо в Геную, чтобы затем проследовать в родную Кремону. Однако её судьба преподнесла очередной сюрприз.  Во время длившегося несколько дней морского путешествия почтенная вдова познакомилась с нанятым владельцами судна капитаном Горацио Ломеллино и… влюбилась. Уже в январе следующего года они обвенчались в Пизе. Новому супругу Софонисбы было 32 года.

Не правда ли узнаваемая история? Дальнейшее предугадать нетрудно. Молодой супруг должен бы был выманить у своей супруги приличную часть её состояния и оставить её соломенной вдовушкой где-нибудь в отдаленной деревне. И опять у Софонисбы все сложилось не так, как подсказывает повседневный житейский опыт. Да, Горацио получил от жены большие деньги, позволившие ему купить пару собственных кораблей и развернуть обширную торговлю. Но на вырученные деньги он приобрел огромный дом в родной Генуе, где он оборудовал для жены художественную мастерскую. В нем они и прожили вместе следующие... 45 лет.

В течение нескольких десятилетий Софонисба оставалась одним из популярнейших портретистов Генуи, лишь начав слепнуть, она прекратила писать картины. Свой последний автопортрет она создала уже почти потеряв зрение в возрасте 88 лет.

До конца своей жизни Софонисба продолжала оставаться крайне популярной личностью. В 1623 году у девяностооднолетней Софонисбы гостил молодой голландский художник Ван Дейк, привлеченный рассказами о её прошлом.

Умерла Софонисба в 1625 году в возрасте 93 лет во время поездки в Палермо. Спустя семь лет, в год её столетнего юбилея, её муж установил на могиле Софонисбы памятник со следующей надписью:

«Софонисбе, моей супруге... причисляемой к знаменитейшим женщинам мира, выдающейся в создании портретов... Горацио Ломеллино, исполненный горя от потери своей великой любви в 1632 году, посвящает эту скромную дань столь великой женщине».

 

 

Автопортрет 1556 года

Автопортрет 1610 года

V

Жизнь, прожитая моей героиней, была не просто длинной и счастливой, она была словно бы прожитой вне реального времени и его суровых реалий. Такую биографию можно с тем же (скорее — с большим!) успехом привязать к координатам двадцатого века. Да и то она будет выглядеть достаточно необычной. Мне кажется, что жизнь Софонисбы Ангиссолы дает нам важный урок — в любую эпоху надо оставаться самим собой и быть уверенным в своих силах и в своем праве на счастье.

Комментировать Всего 48 комментариев

Сергей, мир полон совпадений -  моя дочка только что прожужжала нам все уши про эту замечательную женщину -  прочитала книгу о ней Die Königsmalerin и потом излазила весь интернет. В Вашей статье еще не упоминается Рубенс, который вроде как тоже ее посещал. Ван Дейк назвал ее самым великим учителем из тех, кого он знал. А приехав на королевскую  свадьбу Филиппа и Елизаветы она сама начала танец, тогда как знатные запутались в кодексе и не знали, кому начинать -  чем повергла всех в шок, что и было записано в летописи.  После чего при танце с факелами  подарила факел самому королю. И тд.

Интересно, был ли до нее художник, использовавший тот же прием, что и в ее "Бернардино Кампи, рисующий Софонисбу"?

И вообще: повидимому, все пути ведут в Палермо!

В самом деле - интересное совпадение, поскольку я про Ангиссолу узнал только на выставке Прадо.

Но женщина она совершенно изумительная. Я сам только через десять дней успокоился настолько, что мог записать что-то. А так - при первой возможности хватаю встречных за пуговицу и захлебываясь рассказываю историю моей обожаемой Софонисбы. )))))

Передайте дочке, что мы, похоже, - фанаты одной команды! ;-)

И вообще: повидимому, все пути ведут в Палермо!

Совершенно не против умереть в Палермо на 93-м году жизни. Ну или раньше, но - сыном вицекороля королевства Обеих Сицилий. ))))))

С удовольствием передам! ))

Замечательные     история,   женщина,   художница  и  само  повествование....   имя  только  сложное... 

Класс ! Замечательная история !! Спасибо, Сергей !

Какая отличная тетка!  И последний ее автопортрет замечательный, и, кстати, авангардный. Действительно, предмет для подражания. В отличии от любимого многими образа  шоколадной "Аленки"  :-)

Эту реплику поддерживают: Виталий Комар, Olga Genzel, Катерина Инноченте

И последний ее автопортрет замечательный, и, кстати, авангардный.

Как сказал Пабло Пикассо (во всяком случае это ему приписывается):

"Живопись — занятие для слепцов. Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует."

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов

Сергей, предпредпоследний портрет - изумителен. Не знаю, комплимент ли это художнице, но он современен до крайности!))  Также отчаянно понравился и портрет капризничающего ребенка.  С Вашего позволения возьму его у Вас для иллюстрации моей колонки в эту пятницу, надеюсь, не откажете?  Заранее благодарю.

В качестве самозванного душеприказчика Софонисбы - сочту за честь! ;-)

Какая чудесная история жизни! Спасибо, Сергей, что рассказали ее!

Эту реплику поддерживают: Irena Tartakovsky

Как говорят консультанты, "круть неописуемая".

Интересная судьба! Спасибо, Сергей!

А мне вот эта история видится как прекрасный пример того каких высот может достичь женщина которую воспитывал одинокий отец-вдовец.  По-моему именно это обстоятельство сыграло в ее жизни решающую роль и сформировало  такой сильный тип личности.  

  Кстати ее история чем-то похожа на историю Лени Рифеншталь... которая тоже жила несмотря ни на что и тоже вышла замуж за молодого человека на 40 лет младше ее.... и вполне удачно.

Интересный взгляд, но, подозреваю, гораздо важнее, что этот отец-вдовец обладал, так сказать, экзотическим мышлением, ну, для своего времени.

На самом деле - это довольно частое явление.....  отец-одиночка почему-то воспитывает очень креативных детей....  независимо от их пола....  я лично знаю замечательного танцора из Брюгге ... которого воспитывал довольно обыкновенный папа -  почтовый служащий...   мама ушла к другому и  просто оставила ребенка папе...    и вот вполне замечательно  все получилось....   у папы.....

Всё собираюсь почитать Игоря Кона, и вот, пожалуй, будет вопрос, ответ на который буду искать при чтении: роль отца в воспитании талантливых детей.

Сомневаюсь что вы там что-то найдете.  Отец в воспитании ребенка играет как правило весьма пассивную внешне роль .... как катализатор в химической реакции....   важно не участие, а просто присутствие,  но без этого присутствия как не нагревай пробирку, как не тряси,  как не шепчи заклинаний, какие магические пассы не делай .....    все бестолку...  ( на что собственно многие матери-одиночки и жалуются  правда они другую базу подводят)

Какой-то, право, газетный заголовок. Микеланджело был впечатлительный. Лучше бы

"Софонисба Анфиссола. Художница, поразившая Кондрашова"!

Будучи человеком уникальной скромности, я бы все таки предпочел что-то вроде:

"Софонисба Анфиссола. Художница, поразившая Микеланджело и Кондрашова"

Но редакции, вероятно, показалось, что Микеланджело способен и сам по себе привлечь достаточное внимание.......... )))))))

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Евгения Найберг

Самый прекрасный материал к восьмому марта. Спасибо, Сергей!

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Виталий Комар, Иосиф Раскин

Ага! Я подумал, что чем поздравлять с достаточно загадочной датой, лучше лишний раз напомнить - ЧЕГО может достичь (не совершая каких-то надрывных усилий) одаренная,  уверенная в себе и здравомыслящая женщина.

Как написано у еще одной одаренной женщины - Тэффи:

"Женщина и в школе, и в академии, женщина и в родильных домах!"

Эту реплику поддерживают: Варвара Бабицкая

Предлагаю сегодня вспомнить еще и поэтессу (и не только) Веронику Франко, и композитора и флейтистку Анну Бон! 

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Вот прекрасный пример того как редакция может взять умный и хорошо написанный блог и поместить его в шестерку! Так держать!

Эту реплику поддерживают: Мария Имас

Название, правда, стало действительно несколько сенсационным...

Я ничего не смог придумать и назвал просто "Софонисба Ангиссола"

Зря! "Художница, поразившая Микеланджело и Кондрашова" было бы в самую точку!

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина, Ксения Чудинова

Еще один штрих к портрету замечательной женщины:

Leider hatte die Künstlerin nur ihre Selbstporträts und die Bildnisse ihrer Familienmitglieder signiert, so daß die meisten ihrer Werke später unter fremden Namen in die Museen gelangten. Viele Werke, die Moroni, Tizian, Tintoretto, Bassano, Leonardo da Vinci, Salviati, Bronzino, Carracci, Zurbarán, Murillo, Sanchez Coello, Sustermanns und van Dyck zugeschrieben wurden, entpuppten sich nach genauer Untersuchung mittlerweile als Werke Sofonisbas.

То есть так как она подписывала только портреты, современные исследования установили,что многие картины, приписываемые упомянутым выше гениям, принадлежат ее кисти -

Ура! Искренне порадовалась за Сноб - отличная история, очень интересно и ко времени написанная, и вынесенная в квадрат совершенно заслуженно. К заголовку - не придираемся :). Спасибо Сергею и редакции!

Спасибо огромное! Действительно очень вдохновляет. Такое славное завершение праздничных дней.

Моя жена Эндрия организовывала выставку с музеем Кремоны лет пять назад, Художники Реальности. Прекрасный художник, Софонисба.

http://search.barnesandnoble.com/Painters-of-Reality/Andrea-Bayer/e/9780300102758

Это я чтобы похвастаться.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Сергей, прочел с огромным удовольствием! Спасибо за историю! С твоего позволения пошлю линк на этот пост всем моим друзьям!

Эта женщина родилась за 4 года до рождения Ивана Грозного и умерла уже после Смутного Времени и воцарения Романовых на престол. 

Спасибо,Степан за Грозного.Классный фон для портрета Софонисбы кисти Сергея.

Сергей, такое удовольствие подарили! Спасибо! А последний автопортрет просто вне конкурренции - согласна с предыдущими ораторами.

"Сергей, прочел с огромным удовольствием! Спасибо за историю! С твоего позволения пошлю линк на этот пост всем моим друзьям!"

А я просто переслала))) Линк всё равно приведёт в автору)

Спасибо! Очень, очень духоподъемно

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова

Прекрасная история, доказывающая, что общепринятое мнение, не всегда совпадает с реальностью. Очень интересно.

Спасибо, Сергей! Изумительная женщина!

 спасибо, Сергей!! волшебная история, и очень вдохновляющая! интересно, на русском языке о ней есть книги?

на русском языке о ней есть книги?

Насколько я знаю - нет.

А мне больше всего понравилось про любовь...

Спасибо, дорогой Сергей, я тут по горячим следам заглянула кой-куда, и обнаружила список 45 женщин художниц той эпохи. По-моему не так уж и мало. Одна из них Лавиния Фонтана, мать ОДИННАДЦАТИ детей, - была официальным художником при Папском дворе, а позже избрана членом Академии в Риме. Интересно, что почти все они начинали в мастерской или под влиянием художника отца.

http://www.womeninarts.110mb.com/

Спасибо! Великая Женщина! Уникальная судьба,учитывая эпоху,в которой жила.

:) Удивительно-приятный текст! :)

... Благодарю, Сергей! :)