Все записи
МОЙ ВЫБОР 04:02  /  17.03.13

2889просмотров

"Što bi u Polju Kosovu?", часть 1.

+T -
Поделиться:

Пара реплик уважаемого Григория Меламедова (http://www.snob.ru/go-to-comment/583079  http://www.snob.ru/profile/26120/blog/58517) и развернувшаяся параллельно оживленная полемика о допустимости определения истории как «науки» (http://www.snob.ru/profile/5134/blog/58171#comment_586040  http://www.snob.ru/profile/10497/blog/58518) навели меня на мысль попытаться обсудить на страницах «Сноба» комплекс вопросов, связанных с историей многострадального Косово. Поскольку я отнюдь не являюсь историком или вообще – академическим ученым, мои размышления носят чисто дискуссионный характер.

История всегда была одной из самых политизированных наук и, как следствие, испытывала мощнейшее воздействие различных групповых интересов, искажающее или даже полностью затмевающее те небольшие островки объективного знания, на основе которых «придворные историографы» имели обыкновение выстраивать свои пышные псевдонаучные концепции.

Одним из примеров того, как крупицы фактов могут оказаться погребенными под горой более или менее бессознательных мистификаций, является, на мой взгляд, история Балканского полуострова. Греческие, македонские, сербские, албанские, боснийские, хорватские, болгарские и турецкие историки словно соревнуются друг с другом в умении сделать из мухи слона, из слона – муху и высосать из пальца величественное имперское прошлое своего народа. Безусловно, есть в их среде и в высшей степени объективные исследователи, есть немалый объем накопленных документальных и археологических свидетельств прошлого, но в целом, история балканских государств остается историей национальных мифов.

Один из таких мифов – миф о «Косовом поле – колыбели и сердце сербского народа» оказал довольно заметное воздействие на умы многих россиян, сформировав довольно далекий от фактического положения вещей образ событий, происходивших в бывшей Югославии в 1990-х годах прошлого века и усугубив и без того параноидально-ревнивое отношение моих соотечественников к роли США, Европейского Сообщества и НАТО в этом регионе, еще сто лет назад бывшем зоной непосредственных интересов и «мягким подбрюшьем» Российской Империи.

В кратком изложении, история Косова как она известна сегодня россиянам, звучит так:

Косово – духовный центр сербского народа. Именно там зародилась сербская государственность. На протяжении Средневековья, вплоть до Османского нашествия в Косово процветали сербские города, население края на 97-98% составляли православные сербы. Здесь, в городе Призрен, находилась столица Сербского Царства. В городе Печь была основана Сербская патриархия, служившая духовной опорой сербского народа и сербской государственности. Десятки православных церквей были возведены в других городах и селах Косово. При династии Неманичей в 14 веке Сербия достигла зенита своего могущества, объединив все сербские земли, от Эгейского моря до Дуная. Однако, к концу 14 века в силу внутренних усобиц Сербское Царство раскололось на несколько княжеств. Именно в этот момент на страну обрушились Османы. В 1389 году, под предводительством князя Лазаря все сербские княжества вывели свои армии на Косово поле, чтобы встретить грозного неприятеля. Силы оказались почти равными. В героической схватке погиб князь Лазарь. Однако сербский дворянин Милош Обилич сумел проникнуть в шатер турецкого султана Мурада I и убить его. Сербы погибли почти все, но и большая часть турок полегла в этой грандиозной битве. Турки отступили на этот раз, однако на протяжении нескольких последовавших за Косовской битвой десятилетий, они, огромной силой сумели поработить свободолюбивых сербов и началось многовековое османское рабство. Войны и жестокость поработителей привели к полному запустению Косовского края и именно в это время с гор в край стали проникать шайки диких албанцев, постепенно расселившихся по всему краю.

Следующим ударом по Сербскому Косово стала Австрийско-Турецкая война в конце 17 века, в ходе которой сербы предприняли героическую, но безуспешную попытку  сбросить османское иго. Ответные турецкие репрессии были так жестоки, что сербский патриарх Печа Арсений IIIпризвал сербов переселиться на территорию, контролируемую Габсбургами. Десятки тысяч православных сербов из Косово переселились за Дунай в Воеводину. Влияние мусульман-албанцев в крае усилилось. Началось постепенное вытеснение ими оставшихся сербов.

Тем не менее, даже к середине 19 века, сербы все еще составляли 65-68% населения Косово. В ходе целой серии жестоких войн, имевших место на Балканах на протяжении последней трети 19 века, значительная часть сербского населения была изгнана или уничтожена и к моменту воссоединения Косово с Сербией в начале 20 века сербов в крае оставалось около 32-34%.

Несмотря на воссоединение с Сербией и последующее создание Королевства Югославии, доля плодившихся с невероятной скоростью косовских албанцев в населении края продолжала возрастать. Очередная сербская резня имела место во время Второй Мировой войны, когда нацисты передали Косово албанским фашистам.

После войны, вопреки интересам сербского народа, югославские коммунисты создали в крае албанскую автономию, что позволило албанским националистам продолжить систематическое унижение косовских сербов и их планомерное вытеснение из края. К 1991 году сербы, когда-то бывшие единственными жителями Косово, составляли в крае уже не более 15 %.

Антибюрократическая революция, возглавленная Слободаном Милошевичем, позволила, казалось, повернуть колесо истории вспять. Косово вновь стало частью Сербии. Началось восстановление пришедших в упадок старинных церквей. Тысячи сербов начали возвращаться в Косово. В Приштине заработал сербский университет. Однако все изменила война, развязанная силами НАТО против сербов Боснии и Хорватии в середине 1990-х годов. Ободренные примером мусульманских экстремистов Боснии и наследников хорватских фашистов-усташей, под прикрытием НАТОвской военной мощи, уничтоживших сербские анклавы в Хорватии и Боснии-Герцеговине, албанские сепаратисты начали вооруженный мятеж против Югославии. Югославская армия с легкостью разгромила вооруженные формирования  албанских экстремистов и начала было восстанавливать в крае подобие мирной жизни, когда НАТО напало на Югославию, требуя отделения Косово от страны. Жестоким бомбардировкам подвергся Белград, Ниш, Приштина, Призрен. Тысячи жителей Косово, большинство из которых были, кстати, албанцами, были убиты во время ковровых бомбардировок, которым подвергся край. Поскольку исторический союзник Сербии – Россия – уклонилась от помощи Югославии, югославская народная армия не могла долго оказывать сопротивление абсолютно господствовавшим в воздухе силам НАТО, военная инфраструктура была полностью разрушена. Югославия капитулировала.

После оккупации Косово силами НАТО, к власти в крае пришли полевые командиры вооруженных албанских группировок – мусульманские радикалы, экстремисты-националисты, торговцы наркотиками и человеческими органами. Они развязали против сербского населения края невиданный по жестокости геноцид. Погибли тысячи сербов, десятки тысяч были изгнаны, тысячи старинных церквей и монастырей сожжены дотла.

 К настоящему времени последние остатки сербского населения Косова влачат жалкое существование в нескольких изолированных анклавах под постоянной угрозой физического истребления.

Так, или примерно так, выглядит косовская история в глазах тех немногих россиян, которые берут на себя труд составить воедино отдельные фрагменты информации, доходящие из различных русскоязычных источников.

Естественно, что приведенный вариант истории Косово не может вызвать у слушателя или читателя иных чувств, кроме гнева к натовским и албанским оккупантам и острого сострадания к угнетенным сербам. Этот эффект сродни тому, который возникает у слушателей исторических сербских песен, собранных в первой половине 19 века Вуком Стефановичем Караджичем (с естественной заменой тогдашних турок на натовцев). И это  - не случайность. Тот вариант истории Сербии, и Косовского края в частности, который известен большинству интересующихся данной проблематикой россиян, имеет ту же природу, что и народные предания. Он является мифом.

Слово «миф» отнюдь не говорит о том, что эта история является ложной, искусственно сочиненной для введения в заблуждение её читателей. Она - выраженное в тексте живое сознание сербского народа, его самовосприятие и, безусловно,  этот национальный миф имеет корни в реальных событиях, имевших место в прошлом. Другое дело, что, подобно тому, как отдельно взятый человек какие-то события своей жизни склонен приукрашивать, а о чем-то неприятном старается не вспоминать, народное самосознание формирует на основе естественным образом отфильтрованных реальных событий нечто, что дает основание гордиться собой, свои прошлым и настоящим, видеть себя народом, правым во всех своих поступках и находить объяснение своих неудач в действиях завистников и врагов.

Национальный миф (http://sh.wikipedia.org/wiki/Nacionalni_mit) является естественным порождением народной культуры. Однако, он имеет лишь чисто внешнее сходство с Историей, как научной дисциплиной и результатом научного познания.

Ирония, однако, состоит в том, что, по моему глубокому личному убеждению, в культурах всех без исключения балканских государств романтический национальный исторический миф вытеснил или почти вытеснил рациональное историческое знание.  В силу определенного стечения обстоятельств национальная историческая мифология ряда балканских народов, в первую очередь – сербского – в значительной степени потеснила рациональное восприятие прошлого Балкан и в российской исторической науке.

В следующих фрагментах мне бы хотелось рассмотреть, каким объемом верифицируемых, доступных научному осмыслению сведений об истории Косово мы обладаем. Каким образом происходило формирование косовского сербского мифа. Как этот национальный миф стал частью российской исторической науки. А также, какие объективные этнические и социальные процессы имели место в Косово в 19-20 веках и каким образом они привели к выходу Косово из состава Сербии.

Часть 2

Комментировать Всего 97 комментариев

Доброе дело затеял, Сереж!

Я, как водится, между двух стульев. Разделяю официальную российскюу точку зрения. Но и разделяю точку зрения мужа, который был командиром натовской эскадрильи во время войны в Косово...

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

А я еще больше между двух стульев. ;) Я ни одну, ни другую точку зрения не разделяю. Там, в принципе, действия всех сторон были жестко детерминированы теми ролями, которые им навязали обстоятельства. У меня вопросы, пожалуй, только к российской стороне имеются. Наши "патриотические" политики были готовы вести смертный бой с НАТО до последнего серба сидя у телевизоров, хотя Россию тогда еще немного уважали и у неё была возможность охолонить сербов до того, как они спустиле все козыри.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Семен Файбисович

А кстати, как "обратитьвнимание" на этот текст кое кого из читателей? Я часто получаю такие уведомления: "Лена Де Винне просит обратить внимание....". Где тут такая функция?

В нижней части окошка сообщения есть строчка Сс:  

Все, кого Вы там укажете, получат уведомление.

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Ура! Я смог! А еще говорят "мужчины то, мужчины сё".... Мужчиные ещё огого......если женщина объяснит как это делается.

Вы поставили меня в трудное положение, Сергей,

включив меня, спасибо Тане, в это Сс. Мне следует, что-то сказать в ответ, а я не могу. Во всяком случае так, чтобы оно поместилось в комментарий. Дело в том, что я уже так подробно описал и роль Сербии в российской Катастрофе 1917, и распад югославской мини-империи, и даже косовский конфликт -- в третьем томе своей трилогии, что коротко не получается.

Единственное, что я могу здесь сказать, это, что, в отличие от Лены и от Вас,  между двух стульев я не сижу.Миф есть миф и к тому, что было, насколько я знаю, на самом деле  отношение имеет он более, чем косвенное. Это я стараюсь быть политкорректным. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Спасибо, будет интересно прочитать все до конца. Признаюсь, что балканские проблемы прошли мимо моего внимания в свое время, когда они были горячим вопросом. Тогда больше было разговоров про темно-синее платье Моники.

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

С большим интересом буду следить и читать. Надеюсь заполнить пробелы в знаниях.

Сразу скажу, что даже моей наглости не хватит, чтобы претендовать на такое, не будучи профессиональным историком. Но привлечь внимание тех, кто интересуется историей к некоторым парадоксам и загадкам того, что происходило в Косово за последние полторы тысячи лет, я был бы рад.

Разрушение мифов - занятие неблагодарное.:(

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Я не собираюсь разрушать мифы! Мифы - такая же реальность, как все остальные порождения человеческого разума. Я лишь стремлюсь показать многослойность исторической реальности, её принципиальную несводимость к "истории ....ского народа". Я не борюсь против сербской правды в защиту албанской правды. Но стараюсь обосновать свое представление о балканской (да и вообще мировой) истории, как о многовековой драме, в которой разные поколения одной и той же семьи могли последовательно играть роли "фракийцев", "греков", "славян", "болгар", "сербов", "албанцев", "православных" и "македонцев".  Что есть биологическая преемственность поколений и цивилизационная и что они в значительной степени независимы друг от друга.

Я не собираюсь разрушать мифы!

Спасибо, Сергей, что прислали ссылку на Ваш интересный материал. А будет такой же грамотно-последовательно-литературно изложенный миф со стороны албанцев? Или только "разоблачение фокусов" (с) с одной стороны? 

Нет, мне кажется, смысла, излагать албанскую версию. Она еще более мифологична, чем сербская, но гораздо менее романтична. Но, естественно, я буду касаться и тезисов албанской пропаганды тоже.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Сергей, это просто мой способ мышления, можно сказать профессионального: если у одного члена семьи явный мифологический "передерг" в одну сторону, то мне, чтобы представить ситуацию в целом, нужно знать и уравновешивающие ситуацию мифы других. Сравнительная степень романтичности разных мифов на мое желание не очень влияет :)) Ну и вот здесь, исходя из советского "семья народов" (а для балканцев этот термин, как ни крути, имеет некоторое основание)...

Мы в любой момент можем к этому вернуться. Мне бы для начала ухитриться вместить в пять блоков все то, что я хочу обязательно рассказать по теме. Тем более, что албанская версия событий будет так или иначе постоянно привлекаться.

"Sto je bilo na Kosovu Polju"  или "Што jе било у Косову полjу" (по сербски) - более правильно.   

Я жила и работала в Белграде в 1989 -1991гг. Очень хорошо помню как пришел к власти Милошевич. На улицах, площадях собирались толпы людей, в основном молодежи, скандировали "Слоба! Слоба!", выставляя три пальца (вместо двух - V for Victory), как символ православного трехперстия. Повсюду царила эйфория. 

Помню начало конца. Начало гражданской войны и конца Югославии как объединения Сербии, Хорватии, Боснии и Херцеговины, Словении и Македонии, что в принципе, было логическим завершением этого совершенно искусственного объединения таких разных - языки, религия, культура, обычаи, экономике - стран (земель).   

Вся история балканских государств (включая и Болгарию) - ИМХО какая-то бесконечная междоусобица мелко и среднепоместных дворян, на фоне одновременных войн против Османской империи и империи Габсбургов, причем то на стороне одних, то на стороне других, а то и против всех. Сербский национальный костюм - это фактически военная форма. Православие на Балканах постоянно должно было противостоять исламу или католицизму, была перманентная жестокая борьба на выживание веры, и православие стало духовной основой национальной идеи сербов, македонцев, черногорцев. Вы практически никогда не встретите серба неправославного, неверующего

Косово на протяжении веков было постоянно оспариваимой территорией,  тут столкнулись интересы албанцев (мусульман), турков (мусульман), австрийцев (христиан), и конечно же, сербов (христиан). Земля Косово переодически переходила то к одним, то к другим, и сейчас трудно адекватно и объективно оценить кто прав, кто неправ. Страдали (-ют) и гибли (-нут) люди по обеим сторонам границы. Ситуация очень напоминает Палестину. 

В годы жесткого коммунизма албанцы бежали в социалистическую Югославию и селились в Косово. Многие нынешние косоварцы -  дети, внуки, правнуки бывших "шиптари".

А вообще, как бы странным это не показалось, но наиболее реалистичное представление о сербах, о черногорцах, о сербских (балканских) цыганах дают фильмы Кустурицы, а также музыка бывш. лидера Bijelo Dugme Горана Бреговича.  Бесшабашные, шумные, горячие, патриотичные до самозабвения и первого стакана вина, готовые "порвать как Тузик грелку"  любого, кто не так отзовется о Србиji, но тут же продадут душу за "цигару, кафицу и малу ракицу";  плачущие навзрыд от "Ко то каже, ко то лаже Србија је мала!..", очень верующие, ходящие регулярно в церковь, но если случайно кто заденет локтем, тут же: "ебем те майку, бре, крваво!"; считают цыган низшей кастой, но на свадьбу или крестины позовут только "какого-нибудь" Сабана Байрановича; будут считать копейки до следующей зарплаты, но гостя (особенно из-за рубежа) встретят шикарным столом; отдадут последнюю рубаху и получив взамен десять, будут напоминать о ней еще лет 50. Короче, люди как везде )))))) 

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина, Елизавета Титанян

"Што jе било у Косову полjу"

Тако. Али то jе била линиja од српске народне песме "Слуга Милутин":

"Пита њега госпођа Милица:

"Што би, слуго, у пољу Косову?

Ђе погибе славни кнеже Лазо?

Ђе погибе стари Југ Богдане?

Ђе погибе девет Југовића?

Ђе погибе Милош војевода?

Ђе погибе Вуче Бранковићу?

Ђе погибе Бановић Страхиња?

......"

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Сдаюсь!

Ну так это же  фольклор, эпос, литература высокая!  

Сергей, не обижайтесь, пожалуйста. Хорошо?

Что Вы! Я был очень рад встретить среди снобовцев кого-то, кто может обратить внимание на нестандартную грамматическую конструкцию в сербской фразе!

Абсолютно согласен с Вашим мнением насчет Кустурицы и Бреговича. :)

отдадут последнюю рубаху

Да, меня всегда пугает в людях эта черта.....

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Владимир Невейкин

Таня, а я даже не могу сказать какой именно фильм Кустурицы мой любимый... Обожаю "Время цыган", очень люблю "Папа в командировке" и "  Андеграунд" - гениальный фильм!  А "Жизнь - чудо" ?! Ведь там непосредственно освещаются события гражданской войны 90х, причем без ура-патриотизма, такой, в принципе, каковой она была.

Ну а "Черная кошка..." - это такие "сливки" из жизни цыган. Самое интересное, что я, напр, неплохо зная обычаи и традиции балканских/сербских цыган, воспринимала этот фильм как реализм, а вот мой муж - как сюр.)))       

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Да, Андерграунд, действительно гениальный.

Цыгане - удивительный народ.  Ведь насколько им приходится тяжело, на самом деле, и такое жизнелюбие.

 Я, впрочем, субъективна, по семейной легенде прапрабабушку прапрадедушка привез с какой- то войны не то цыганку, не то румынку.  

Эту реплику поддерживают: Ирина Столярова, Christina Brandes-Barbier de Boymont

"Жизнь как чудо" и на меня произвел огромное впечатление. Поэтому было интересно, как Кустурица, показавший себя отнюдь не ура-патриотом, отреагирует на провозглашение независимости Косово...

И еще: представляю себе, как над домишками, показанными в этом фильме, появляются чужие самолеты и начинают крушить все подряд... Рано или поздно мы все умрем и на том свете узнаем истину. В том числе о том, кто был главным мерзавцем в этой истории. Тогда уже никакие СМИ, деньги и ракеты не помогут; вердикт будет окончательным...

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

"кто был главным мерзавцем в этой истории."

Мерзавцев было несколько (десятков). Как в любом бизнесе. А то, что война, особенно подобного рода, - это огромный, разноотраслевой и очень прибыльный бизнес, я думаю у Вас сомнений не вызывает. 

Крис, мне ужасно стыдно опускать эту прекрасную беседу, которую я прочитала медленно и с удовольствием, за что почти всем участникам спасибо, на свой жизнерадостный уровень. Но я не могу отказать себе в жгучей необходимосити задать тебе живовстрепетавший вопрос -  а что значит сие волшебное пожелани:  "ебем те майку, бре, крваво!"   ?

Лена, я умоляю! Они так действительно говорят, но не надо это на русский переводить. В сербохорватском языке немного другой уровень уровень допустимости обсценной лексики в печати. На сербском такое читать допустимо, но на русском моя ханжеская душа не выдержит!  "Майка" - мать, мама. Я и так слишком много сказал.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

а после запятой, что слова значат?

Ну что ты за человек, Де Винне? Вот тебе все: http://joyreactor.cc/post/123413   И не надо ко мне больше с ЭТИМ приставать!

Ох развеселил! :-)

Думаю, что всех читающих. Но радостно признаюсь, наверное, только я :-)))

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Мне, по-правде, кажется, что у сербов и хорватов мат не такой "серьезный", как в русском языке. Да его там и в газетах можно встретить, на последней полосе, где юмор.

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Растрогала ты меня, охальница. Вот тебе еще: http://nawcom.com/swearing/croatian.htm

http://www.myinsults.com/all-insults/bosnian-insults/

Только потому, что язык красивый. И мужу не рассказывай.  И моей жене тоже.

А вот так это произносится, следи за правильной интонацией, она в сербохорватском не такая, как в русском:

http://www.youtube.com/watch?v=k3DoUe6LVfU

Всесторонне непотребный анекдот в тему.

Война. Деревня. Стук в дверь.

- Здесь живет ебана мать? Мужайся, мать, Ебана убили.

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак, Григорий Меламедов

Значит, педер и педеру - разные вещи... Какой занятный язык:))

Они так действительно говорят, но не надо это на русский переводить.

Совершенно и абсолютно согласна!

Сербы, а особенно черногорцы, -  это такие горячие парни, "дикие люди, дети гор", что им палец в рот не клади, откусят вместе со всеми остальными органами чуЙств ))))))))))))))  Если проводить аналогию, то они чем-то  напоминают по темпераменту наших грузинских братьев ("Всех убью, адын астанусь!" )

Говорят, что русский мат - всей мировой  ненормативной лексике - царь и голова. Заявляю со всей ответственностью, что сербский мать, а особенно сербско-цыганский мат - КОРОЛЬ матов !  Какое наслаждение ))) было присутствовать на "шоу"- разборке цыганских семей на базаре в Белграде. О, Боже, какие же сочные выражения, витиеватые, с фантазией, с изюминкой, исходили из хриплых золотозубых ртов ))))   Это были не просто какие-то там "пошел ты на букву Икс" или " идите, пожалуйста, к такой "имярек" матери".  О, нет!  Это были небольшие тексты, притчи, истории.   

Напр, из того, что запомнилось. После краткой разминки-перепалки банальными ругательствами, "мастера слов" переходили к баталии.

Один говорит: "Я поимею твою мать, и твою сестру, и твою тетку по отцовской линии (!!!). А потом я умру раньше тебя. А ты придешь ко мне на могилу, закочешь сделать непотребство, и не сможешь. Потому что  я прикажу сыну своему сделать на могиле моей памятник в виде моего "органа".  Samo zato sta posle moji smrti hoću te zajebavati !!!!!!!!!! 

Однако не благодарное это занятие - пытаться переводить подобный фольклор)) , потому что по-сербски, да еще в правильном ситуативном контексте, да с интонацией,  это звучит совершенно не пошло, не грубо, а даже как-то... театрально. Потому что и зрители -зеваки собираются, подначивают "дуэлянтов".  Эх, была же жизнь в Югославии, что им не хватало, маjку ми !   

Сергей, это последнее "непереводимое идиоматическое выражение", не хочется засорять Ваш блог. Прошу искренне прощения. если оскорбила Ваши чувства. 

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Крис, от душb порадовала! Надо было на видео записывать :-)

А последнее выражение и правда не нуждается в переводе - продолжаю вслух смеяться :-)))

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Лена, какое видео в 1990году! )))))  Помнишь, только-только входили такие огромные VHS камеры. В принципе, у Кустурицы в фильмах ("Кошка - кот") представлены совершенно живые, реальные диалоги. 

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

сербско-цыганский мат - КОРОЛЬ матов

Истина, госпођо!

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Прошу искренне прощения. если оскорбила Ваши чувства.

На српском, госпођо, све што желиш!

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

было логическим завершением этого совершенно искусственного объединения таких разных

Кристина, каков Ваш прогноз относительно Евросоюза, скорее оптимистический или скорее писимистический?

Павел, не знаю ЧТО Вы имеете в виду под "оптимизмом" и "пессимизмом". Это с какого боку смотреть)))

Я, если позволите, делаю прогноз  на распад Евросоюза. Вот почему. 

1. Уже на сегодняшний день ЕС показал свою полит и эконом несостоятельность ( в общем, глобальном масштабе). 

2. Ядро ЕС, которое создавалось в 1950х (послевоенный период) и последующее присоединение UK, Ireland и пр  (пардон, не помню страны) было сильным стратегическим объединением. ИМХО, в этом составе (+/- развитые "старые" европейские страны) ЕС и должен был бы (мог бы)  существовать. И быть может довольно неплохо. А на текущий момент его раздувают, как простите, презерватифф размера XXL. Но у всего есть свой предел. И я чуствую, что скоро это "резиновое изделие" лопнет, будет эдакий Big Badaboom !    

3. В сегодняшний ЕС входят страны с очень разными историческими, культурными, языковыми традициями, не говоря уже конечно, о полит и эконом особенностями. Это создает огромный дисбаланс (мы уже были свидетелями событий в Греции, Испании, Португалии ). 

4. Немаловажен и факт национальной идентификации. ЕС стирает границы, и одновременно, разрушает национальную самобытность населяющих его народов. Сейчас очень обостряются сепаратисткие настроения в "старушке Европе". Вон, Бельгия всё размышляет:  разъединяться ей или нет (Лена, как там у вас с фламандцами). Во Франции идут дебаты по возрождению местных языков и диалектов - бретонского, баск, корсиканского, эльзаского, и быть может дальнейшей децентрализации регионов.    

Вот так как-то.  

Павел, извините, если утомила Вас своими размышлизмами. 

Эту реплику поддерживают: Павел Гуляев

Лена, как там у вас с фламандцами

Подозреваю, что у Лены с фламандцами все хорошо, а вот с этими ....как их.....валлонами. Вот это ПРОБЛЕМА. ;)

Я к тому, что все-таки фламандцы хотели отделяться. 

не знаю ЧТО Вы имеете в виду под "оптимизмом" и "пессимизмом".

Вот такой взгляд я называю "пессимистическим" по отношению к перспективе развития Евросоюза.

Кристина, спасибо за подробный ответ, именно подробного, аргументированного ответа и хотелось.

Павел, а почему собственно, это плохо? Мне кажется (крещусь!), что произойдет трансформация этого объединения. Т.е. это не будет процесс "полного расспада" - возвращения к первоначальным единичным государствам, но скорее, эвлюционирует в малые союзы. Может некоторые гос-ва выйдут из еврозоны, что также неплохо. 

Просто, как я вижу, уже назрела необходимость что-то менять в ЕС и преобразования не за горами. Стоит только надееться, что они не будут радикальными и болезненными для простых людей (пойду проверю запас провизии, дров, топлива, вина :0)))))))

...а почему собственно, это плохо?

Я не считаю, что это плохо. Я даже считаю, что это хорошо. Я за многообразие культур и экономических пространств. Насколько подобный "распад" может оказаться болезненным, я не возьмусь предсказывать, но болезненным точно. Но это уже в чем-то выходит за рамки данного обсуждения, которое вроде бы как претендует на ракурс исторический, взгляд по большей степени в прошлое.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Не надо забывать о "Великой Албании", идея которой зародилась еще при итальянских фашистах, а потом всячески поддерживалась коммунистами. Во время Второй Мировой войны проводились этнические чистки сербского населения на территории Косово. 

Я пару раз разговаривала с албанцами, горячо доказывающими историческую обоснованность притязяний Албании на территории Черногории, Сербии, Болгарии и Греции. 

А в принципе, на войне нет победителей, нет выигравших (кроме политиков и поставщиков): с той и с другой стороны матери теряют сыновей, жены - мужей, дети остаются сиротами. Царят голод, нищета, антисанитария, люди не живут, а выживают. 

На мой взгляд, там, с одной стороны, всегда есть основания для любых территориальных претензий друг к другу (и я собираюсь на этом подробно остановиться), а с другой стороны все эти основания носят очень натянутый характер. Не стоит всерьез воспринимать "исторические аргументы" балканских националистов.

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина, Irina Abarinova, Christina Brandes-Barbier de Boymont

Кстати, именно поэтому интересно исследовать те случаи, где разделение государств произошло без войны и даже без враждебности. Чехия и Словакия. Словения, где было относительно тихо, хотя все вокруг горело. Отношения между сербами и черногорцами после разделения.

Ну, заинтриговал ...Жду продолжения.

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

Пишу. Да как-то длинно получается. А существенно сократить тоже невозможно. Поскольку есть масса нюансов, деталей и оговорок. И множество фактов, источников.

В следующих фрагментах мне бы хотелось рассмотреть, каким объемом верифицируемых, доступных научному осмыслению сведений об истории Косово мы обладаем

Сергей, мне кажется тут без хорошей ракии не обойтись! ))))))))))))) 

История Косово - крохотного, в принципе, клочка земли настолько мифологизирована, как Вы правильно отметили, причем не только сербами, но и албанцами, что найти какие-то просветы будет не просто. Если докапываться до истины, то надо не вылазить из архивов, собирать материалы, использовать археологические, лингвистические, литературоведческие данные, систематизировать и синтезировать всю эту информацию, короче, "делать науку историю". 

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак

Если докапываться до истины, то надо не вылазить из архивов, собирать материалы, использовать археологические, лингвистические, литературоведческие данные, систематизировать и синтезировать всю эту ин

Да. Хотя Ваш взгляд кажется мне чрезмерно оптимистическим. Я подозреваю, что в "сухом остатке" будет так немного достоверной (проверяемой) информации, что никакого "просвета" так и не обнаружится. :)

P.S. Christina, я очень прошу Вас периодически оппонировать мне по крайней мере по балканской тематике. Вы производите впечатление информированного и здравомыслящего человека и обмен с Вами мнениями очень украсит мой блог вне зависимости от того, будем мы соглашаться друг с другом или нет! :)

Вы производите впечатление информированного и здравомыслящего человека

Хвала лепа, Сергеj ! 

Вы знаете, Сергей, я наверное не могу быть достаточно объективной по "балканскому вопросу", уж больно люблю Сербию, очень люблю ее культуру - наполовину цыганскую, наполовину ортодоксальную, нравится сербское православие - оно какое-то пронзительное и чистое. Симпатична и своеобразная безалаберность сербов - живи сегодня и сейчас. Очень люблю балканскую кухню - кебабчете, плескавици, бурек с кисело млеко...))))

Плакала, когда видела разрушенный Белград, с которым связаны очень теплые воспоминания........ 

С удовольствием буду участвовать в дискуссии. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак

А это очень хорошо. Я думаю, что компетентная про-сербская позиция будет тут очень важна, поскольку я к сербской идее отношусь как раз очень иронически.

к сербской идее отношусь иронически...

А я вот никак не отношусь,  хотя, нет,  тоже скорее  иронично. Я вообще отношусь несколько скептически к любой супер-национальной идее. Когда-то тут обсуждался вопрос "патриотизма". Так вот, я - ЗА любовь к родине, которая может выражаться в любви к своему дому, улице, району или деревне. Это такая конкретная, если можно сказать, любовь, как любовь к родителям, детям, близким.  Оберегаешь и лелеешь предметы /субъекты такой любви. 

А  "патриотизм"  у меня ассоциируется с холодным "агитплакатным" взлгядом, напруженной грудью, в которй дыхание перехватило от осознания собственного величия  в "мировом масштабе".

Каждый раз, когда читаю про "национальную  идею", ощущаю проникающую сквозь строки не-Любовь (некую  насмешку, а где-то и презрение, а может даже и брезгливость) к "не самой бОльшей части" нации. Части, которую угораздило родиться на территории "бОльшей части".     

Вспоминаю, как начиналась гражданская война в Юге. Как-то одновременно стали муссироваться в прессе и на ТВ  на разных нац. каналах, конфликты в Косово, стычки между сербами и хорватами, между черногорцами (которые, впрочем, те же сербы) и босанцами. Я была совсем девчонкой, но чувствовала, что шел заказ "сверху". Потому что через очень короткое время соседи, один - серб, другой - хорват, или босанец, которые еще вчера пили, ели, гуляли на праздниках вместе, вдруг переставали здороваться или начинали чуть ли не драться при встрече. А сколько смешанных браков было!... И вдруг, в короткий срок семьи супругов переставали понимать друг друга.  Доходило до абсурда. Вы знаете, что сербохорватский язык использует как кириллицу, так и латиницу. Так вот у моих друзей (смешанный брак, хорватка и сербин) сербские родственники отсылали обратно открытки, написанные на латинице. И все во имя "сербской идеи". 

Я специально внизу перепостил русский перевод моей любимой босанской песме - Кчери Али-бега Атлагича, как иллюстрацию того, насколько хороши могут быть югословены, когда преодолевают свой "инстинкт футбольных фанатов".

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

"инстинкт футбольных фанатов"

Пожалуй, лучше и не скажешь!

Сергей, я ещё не прочитал всего материала, и, скорее всего, по прочтении напишу что-то ещё... Но, прочитав только Ваш комментарий и комментарий Кристины, поддержу её...

Да, у нас как-бы принято "играть" с историей. Наш нынешний министр культуры - так и вовсе поставил отечественным историкам задачу - поработать на патриотизм, написать "правильный" учебник, прочтение которого будет "воспитывать" любовь к Родине и помогать гордиться тем, что ты - отсюда...

Но всякий, кто пойдёт этим путём, - просто выйдет из науки.

То, что я вижу из истории - как раз вселяет оптимизм: настоящие учёные работают над загадками истории из поколения в поколение, и, по мере раскрытия архивов, совершенствования поисковых и аналитических технологий, обнаружения новых документов и артефактов - учёные сегодня знают о прошлом гораздо больше, чем знали 100, 200, 300 и более лет назад, - обычно больше, чем знали даже современники...

К сожалению, отечественная историческая наука сегодня не на переднем краю - в Европе, например, уже много лет используют сверхточное оборудование, позволяющее с высокой степенью вероятности проследить происхождение той или иной монеты, установить - из одной плавки был металл, из которого сделаны монеты, или из разных, и даже - где был добыт металл для плавки... У нас же в этом направлении делают только первые шаги - из-за крайней дороговизны оборудования, и неготовности к особо точным технологиям... Но и у нас в нумизматике давно используются математические методы, которые позволили добиваться недоступных ранее результатов...

Так же и в вопросе с Косово - если что-то неизвестно сегодня, рано или поздно станет известно всё, ну или почти всё...

А те, кто ставит впереди идеологию - не учёные, а платные лжецы.

Мой, так сказать, главный тезис в том, что даже "узнав все" это знание невозможно будет использовать для доказательства "особых прав" одной из сторон на косовские земли. Поскольку содержание современных терминов "серб" или "албанец" не соответствует тому, что под этим понималось в Средние века.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Christina Brandes-Barbier de Boymont

содержание современных терминов "серб" или "албанец" не соответствует тому, что под этим понималось в Средние века.

В точку!

А я сомневаюсь, что историки смогут помочь в решении каких-то сегодняшних проблем. Их дело - разобраться в том, что и как было... А тут - проблема политики, международного суда, ООН... Если начать "восстанавливать справедливость" в соответствии с историей, то американцев, испанцев и португальцев придётся выселить из Америк, русских - согнать в пределы нескольких средневековых княжеств, тщательно рассортировав по происхождению, где-то найти хазар для заселения Поволжья... Это, понятно, лишь один вариант - можно принять и более ранний, или более поздний...

Наверное, сейчас нужно стараться хранить статус кво, и если и употреблять силу, - то только на то, чтоб его сохранить.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов, Christina Brandes-Barbier de Boymont

сейчас нужно стараться хранить статус кво

А я вот еще о чем подумала:  о человеках, о простых людях, живущих на  всех этих "спорных зонах".

Представила себе:  мирное время, вроде уже решили где чья территория, поставили границы, придумали новые законы, и т.д.  Есть семья, такая простая семья со средним доходом - мама, папа, двое детишек, может еще бабушка имеется, мама жены. Живут себе, налаживают быт, покупают всякие электроприборы для облегчения быта (мама жены не может делать быстро всё и сразу). В последствии, семейство решает улучшит свои жил. условия и преобретает маааленький такой участок и начинает возводить на нем свою мааааленькую "крепость". Дети вырастают, женятся, обзводяться своими детьми. Мама становится бабушкой и, как когда-то ее мама, тятёшкается с ребятами дочки. А сын строит свой дом рядом с отцовским, а его подросшие дети думают куда пойти учиться. А сам он, сын своего отца, уже размышляет где бы можно было поставить дом для старшего сына...

И вот посреди такой круговерти из забот и мечтаний, является некто и объявляет : "А не уберетесь ли вы, голубчики, на букву икс в 24 часа, потому как последние научные исследования обнаружили, что живете вы не на своей земле. Мои предки владели этими самыми десятью сотками лет эдак пятьсот тому. Вот и докУмент имеется. А вы - пришлые, только четыре поколения и числиться за вами." Ну и что должны все эти мамы-папы-бабы-деды-племянники-внуки делать? И если представить, что это не гипотетические "папа-мама-дети", а конкретно ты и твои близкие.

У меня от таких мыслей сердце сжимается. Безумно жалко всех: и тех, чьих предков согнали 5-10-20 поколений назад, и сегодняшних молодых - они ведь тоже не виноваты, что родились на "неисконной" земле.

Согласна с Сергеем, что иногда надо силовым решением (и методами) со стороны удерживать равновесие сторон. Главное, чтобы не было перекоса в работе "третьего лица" , а от этого, к сожалению, никто не застрахован...

И я согласен. 

И осуждаю то, что происходит в Прибалтике, например.

Понятно, что многие русские оказались там в рамках сталинской программы русификации национальных окраин, но - их дети, родившиеся в Литве, Латвии и Эстонии уж точно ни в чём не виноваты, и не заслуживают особого отношения к себе. 

Хотя - и тем прибалтам, кто потерял свою собственность в середине прошлого века по вине властей СССР, конечно, собственность (или справедливую компенсацию) необходимо было вернуть - и, возможно, России надо бы было в этом как-то поучаствовать...

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

А что происходит в Прибалтике? Никакой значимой миграции оттуда нет. Наоборот, все больше русских туда перебирается. Мэр Риги - русский.   Происходит постепенное "притирание" общин. Настоящая трагедия была в Средней Азии и происходит до сих пор на Северном Кавказе. Полное уничтожение терского казачества - это немного другое, чем русско-прибалтские "терки". Но в России не принято обращать внимание на то, что происходит в своем доме или у "союзников".

В Прибалтике, если я правильно понимаю, у русских гражданские права другого уровня, чем у коренных граждан.

При чём, это - не следствие наплевательства властей или инициатив каких-то националистических групп, а - совершенно легальная политика властей.

Едут наши в Прибалтику тоже понятно почему: это - безвизовый путь во весь мир, и многое другое.

Что же до других мест - так я недаром сказал "например" - подчёркивая лишь суть моего взгляда на этом примере. Конечно, это не самый трагический пример, но - самый известный, именно по упомянутой Вами причине.

Дело не только в отношении к русским. Разумеется, давно уже позади времена, когда "скорая помощь" в Таллине могла притвориться, будто не понимает вызов по-русски. Гораздо обиднее возвеличивание своих СС. 

Знаю аргументы, что латышские эсэсовцы не участвовали в военных преступлениях. Что это, якобы, были просто люди, мобилизованные в немецкую армию, но поскольку Гитлер соблюдал международное соглашение о непризыве жителей оккупированных территорий в армию, то дело обставлялось как добровольное вступление латышей в СС. Знаю, что во время маршей бывших эсэсовцев по улицам Риги не используется нацистская символика, а шествие заканчивается молчаливым возложением венков на могилы погибших... Но все равно это СС. 

Америка молчит. У нее, как Вы выразились по поводу России, "не принято обращать внимание на то, что происходит у союзников".

Да! Я именно это и пытаюсь доказать!

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Сергей, спасибо за интересное начало. Далее посмотрим как Вам удастся отделить мифы от реальности. Особенно, если вспомнить о работах Лосева, где он достаточно скурпулезно исследует саму природу  мифов, относя их  к естественной функции человеческого сознания, которое "генерит" мифы как кровь эритроциты.

Не буду строить из себя начитанного человека. Я не знаком с работами Лосева. Но то, что Вы пересказали очень близко к моему впечатлению от попыток разобраться в хитросплетениях балканской истории иэтнографии. Все является не тем, чем кажется, и даже не противоположностью.....

Тамара Добржицкая Комментарий удален автором

Тамара Добржицкая Комментарий удален автором

Тамара Добржицкая Комментарий удален автором

Сергей, мне интересно не то, что Вы напишите, а ДЛЯ ЧЕГО Вы это сделаете?

Вряд ли Вы предполагаете, что ознакомившись с Вашим любительскими (это Вы признаете) изысканиями враждующие стороны придут к полюбовному согласию.

Вы, может быть,  хотите заняться просветительской деятельностью  и расширить кругозор снобовских обитателей?

Это один из вариантов интересного занятия , но имейте в виду, что   это одновременно и благое намерение, а судьба его известна – пойдет для мощения той самой дороги.

Дело в том, что в полном соответствии со снобовской традицией у Вас непременно будут последователи. И их будет тем больше, чем ярче Вам удастся организовать сварную дискуссию. А тем подобных – непочатый край: принадлежит ли Палестина Израилю, обоснованы ли претензии Японии на Курилы, есть ли у Грузии право на земли Абхазии… Я не все перечислил именно потому, что всего и не знаю. И не уверен, что есть тот, кто ведет  исчерпывающий реестр подобных проблем.

Эти зоны напряжения в нашей мире – неизбежный результат перехода Цивилизации к состоянию, когда глобальные войны стали невозможны. Будь иначе – все решилось бы очередным мирным договором, который бы оставил одних с территорией, а других  пониманием того, что они не к тем примкнули.

Поэтому, я считаю, что расчесывание ран – занятие зряшное, напоминающее онанизм по системе йогов - бить по … молотком: если промахнулся, то приятно.

Другое дело – искать варианты решения подобных проблем.

Это дело и перспективное и благородное.

IMXO, конечно, как всегда.

Я полагаю, что руководствуюсь приблизительно теми же мотивами, что и Вы, когда публикуете Ваши статьи. Мне интересна эта тематика и интересно, что скажут по этому поводу умные люди. Разве у Вас не так? :)

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Неужели не ясно, Вы не только инициируете интерес, но и усиливаете самое болезненное - националистические раны, без какой-либо надежды не только что вылечить, а даже снизить боль. Есть те, кто вынужден этим заниматься до долгу службы, но только из желания поговорить... Нет, это не ко мне. 

усиливаете самое болезненное - националистические раны

Националистические раны КОГО я усиливаю публикацией на "Снобе" материала, сводящегося, в конечном счете, к тезису, что у каждой стороны в Косово есть своя правда, но нет монополии на Истину? О_о

А так это было сокрыто мраком неизвестности? Правда, по  дороге к этой бесценной истине будет наломано  дров: персобачатся, перелаются, переплюются...   Если знаете анекдот: "... Экспедиция называется!"

А то они до этого дров не ломали? Вот как меня начитаются, так понесется.......... ;)

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Тамара Добржицкая Комментарий удален автором

неужели на всем Снобе не найдется горячего сербского парня,

Тамара, не знаю, как Вы, но я не могу сидеть спокойно, когда слышу эту музыку. Хочется тут же пуститься в пляс, танцевать "Коло"  

Начался  дроволом не с Вас, но глядя на это изготовление дров, возникла мысль: "А чего это ни одно из этих поленьев не горит в камине моего честолюбия?" Журналист в Вас умер. Или еще не совсем? 

Но для полноты необходимы яростные оппоненты, вот тут может возникнуть проблемы: ситуация временем затупилась. Попробуйте Абхазию. А еще лучше - Палестину. Первые места в хитпараде будут обеспечены. 

Я не совсем понял про полено в камине Вашего честолюбия, но все равно спасибо!

Мне интересен подобный анализ как иллюстрации манипуляции человеческого сознания. Буду ждать описание второй точки зрения.

как-то так....

БИТВА У ЗЕНИЦЫ-ВЕЛИКОЙ

Радивой поднял желтое знамя:

Он идет войной на бусурмана.

А далматы, завидя наше войско,

Свои длинные усы закрутили,

Набекрень надели свои шапки

И сказали: «Возьмите нас с собою:

Мы хотим воевать бусурманов».

Радивой дружелюбно их принял

И сказал им: «Милости просим!»

Перешли мы заповедную речку,

Стали жечь турецкие деревни,

А жидов на деревьях вешать. 

Беглербей со своими бошняками

Против нас пришел из Банялуки;

 Но лишь только заржали их кони

И на солнце их кривые сабли

Засверкали у Зеницы-Великой,

Разбежались изменники далматы;

Окружили мы тогда Радивоя

И сказали: «Господь бог поможет,

Мы домой воротимся с тобою

И расскажем эту битву нашим детям».

Стали биться мы тогда жестоко,

Всяк из нас троих воинов стоил;

Кровью были покрыты наши сабли

С острия по самой рукояти.

Но когда через речку стали

Тесной кучкою мы переправляться,

Селихтар с крыла на нас ударил

С новым войском, с конницею свежей.

Радивой сказал тогда нам:«Дети,

Слишком много собак-бусурманов,

Нам управиться с ними невозможно.

Кто не ранен, в лес беги скорее

И спасайся там от селихтара».

Всех-то нас оставалось двадцать,

Все друзья, родные Радивою,

Но и тут нас пало девятнадцать;

Закричал Георгий Радивою:

«Ты садись, Радивой, поскорее

На коня моего вороного;

Через речку вплавь переправляйся,

Конь тебя из погибели вымчит».

Радивой Георгия не послушал,

Наземь сел, поджав под себя ноги.

Тут враги на него наскочили,

Отрубили голову Радивою.

Эту реплику поддерживают: Александр Звонкин, Lucy Williams

А я бы тебе так ответил:

Дочери Али-бега Атлагича

Как гяуры Ливно разорили,

У Атлагича двор захватили

И двух дочерей забрали

— Султанию с молодой Мейремой.

Иван-капитан их взял с собою,

В Задар каменный увез с собою.

Мейру он послал в подарок бану,

За море на ровную Мальту,

С Мальты нету пленникам возврата,

Турок не ступал туда ни разу.

Султанию он себе оставил.

С нею жил гяур целых три года,

С нею жил, и сын у них родился.

Грамота приходит капитану,

Чтобы в войско царское собрался,

Иван плачет горькими слезами.

Он войны нисколько не боится,

Плачет, как оставить Султанию.

Иван в войско царское собрался,

Тихо говорит он Султании:

«Султания, глаз моих услада,

Все тебе — и двор и управленье,

Ты приказываешь, тебе служат!»

И отправился в царское войско.

Целый год воевал, не меньше.

Как с войны капитан вернулся,

Он вошел во двор свой белый,

Мать на этом дворе увидел,

Не спросил ее: «Как здоровье?»

А спросил: «Как Султания?»

Ивану мать отвечала:

«Хоть бы не было ее вовсе,

Слуг твоих готова потурчить».

Поднимается он на башню,

Там она намаз совершает,

В руках его красная гвоздика,

Бьет ее по лицу он гвоздикой:

«Что ж, молись, ты очей дороже!»

Совершила намаз Султания

И сказала Ивану-капитану:

«Все с тобою было в порядке?»

«Все со мною было в порядке,

Коли я застал тебя дома».

Времени прошло совсем немного,

Султания письмо написала

И послала за море на Мальту:

«Слушай, Мейра, милая сестрица,

Чтоб тебя не обманули, молодую,

Не меняй ты, молодая, веры,

Веру не отдай ты за неверу,

Из турчанки ты не стань гяуркой».

Отвечает Мейра ей на это:

«Султания, сестра дорогая,

Нынче веру я, бедная, сменила,

Три раза я в церковь ходила,

Трем попам целовала руки».

Султания письмо прочитала,

Поняла, о чем сестрица пишет,

Омочила письмо слезами,

И другое письмо написала,

И послала отцу Атлагичу:

«Ах, отец мой, бег Атлагич-бег,

Обо мне ты подумать не хочешь,

Пленников давно отпустили,

Тех, что после меня пригнали,

Я одна в земле гяурской,

Выкупи, отец, меня скорее».

Прочитал письмо Атлагич,

И закапал письмо слезами,

И немедленно пишет другое:

«Султания, дочь дорогая,

Султания, дитя дорогое,

Как тебя выкупить из плена?»

Султания письмо прочитала,

Тотчас же ответ написала:

«Ах, отец мой, бег Атлагич,

Купи ладью из самшита,

Загрузи ладью зеркалами

И отсчитывай дни за днями.

Только сорок дней насчитаешь,

Как столкнешь ладью эту в море.

В праздник вербного воскресенья

Каждый влах направляется в церковь,

Все уйдут в монастырскую церковь,

Дома я, молодая, останусь

И приду к ладье твоей к морю

Покупать блестящее зеркало.

Только я взойду на судно,

Сталкивай судно в море».

Прочитал письмо Атлагич,

Купил ладью из самшита,

Загрузил ладью зеркалами

И считает дни за днями.

Только сорок дней миновало,

Он столкнул ладью свою в море,

Доплыл до каменного Задара,

Поставил ладью у Задара.

Увидала Султания молодая,

Послала Кумрию-служанку:

«Пойди к Ивану-капитану

И скажи Ивану-капитану,

Что стоит у берега судно.

Я хочу пойти на море к судну,

Пусть пришлет ключи от укладки».

Иван-капитан так и сделал:

«Пусть берет, сколько хочет, денег,

Что ей мило — пусть все покупает».

Отворила сундук высокий,

Насыпала в карман дукатов,

Ключи оставила Ивану,

Забрала сына Матияша,

Пошла она к морю на судно,

Понесла сына Матияша.

Турки в море столкнули судно.

Посреди синего моря

Дочери говорит Атлагич:

«Брось дитя в это синее море!»

Султания отцу отвечала:

«Если брошу сына Матияша,

То сама прыгну вслед за сыном!»

Слух за слухом, весть за вестью,

Весть пришла к Ивану-капитану:

«Убежала Султания молодая,

Унесла твоего сына Матияша».

Как Иван-капитан то услышал,

На душе его стало тяжко.

Долго думал и вот что придумал,

Написал письмо небольшое

И послал его в каменный Ливно:

«Султания, ты очей дороже,

Замучила тебя какая мука,

Зачем в Ливно каменный ушла ты?»

Султания ему отвечала:

«Иван-капитан, послушай,

Отсчитывай дни за днями,

Только сорок дней насчитаешь,

Выходи на городские стены

И послушай каменный Ливно.

В этом городе стреляют пушки

И вьются праздничные флаги:

Я обрежу сына Матияша».

Письмо пришло Ивану-капитану,

Читает и слезы проливает.

Он отсчитывает дни за днями,

И как сорок дней миновало,

Вышел на городские стены —

Ой, стреляют из Ливно пушки.

В белый двор свой Иван уходит,

И высокий сундук открывает,

И дукаты в карманы сыплет,

И яблоко берет золотое,

А в нем триста маджариев,

И сует себе за пазуху,

И в Ливно каменный едет.

Как приехал в каменный Ливно 

— Прямо едет во двор к Али-бегу.

А Кумрия у дверей сидела,

Матияша на коленях держала.

Он полез за пазуху рукою,

Вытащил золотое яблоко.

«На, Кумрия, золотое яблоко,

Отнеси молодой Султании».

Отнесла Кумрия-служанка,

Отнесла золотое яблоко,

Подала молодой Султании.

Только увидала Султания,

Сразу это яблоко узнала.

Входит Али-бег Атлагич.

«Что за турок во двор мой приехал,

Не умеет совершить абдеста,

Лицо мокрое, руки сухие?»

Султания отвечает:

«Ах, отец мой, бег Атлагич,

Иван-капитан приехал.

Словно солнце идет за луною,

Так Иван за своею женою.

Ты спроси Ивана-капитана,

Может, он потурчиться согласен,

Агалук принять в Удбине хочет

И меня оставить женою?»

Спросил Ивана Атлагич,

А Иван того едва дождался:

«Я хочу потурчиться, Атлагич,

Агалук хочу принять я в Удбине

Ради дочери твоей, Султании».

П.С. Вот это я называю - настоящая ЛЮБОВЬ!!!!

А вот и ссылочка на боснийский оригинал: http://guslarskepesme.com/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2747/Itemid,99999999/

Интересно - никогда я не слыхал, чтобы из самшита делали б ладьи... Ледоколы, наверное, можно делать... 

Сергей, очень интересно! Продолжайте, пожалуйста! )

Мне только кажется, что надо обязательно разделить сербский национальный миф о себе и российский миф о войне НАТО с Сербией в 1999 г. (я беру Вашу трактовку слова "миф").

По моим воспоминаниям, в то время в России было два основных течения. Одно делало акцент на этно-религиозной общности русских и сербов. То есть, по мнению этих людей, Сербию нужно было поддерживать из-за родственных чувств. И поддерживать не только в вопросе сопротивления США и НАТО, но и в конфликтах с хорватами, боснийцами и т.д.

Другое течение основывалось не на особом отношении к сербам, а именно на неприятии действий Америки. Из этого вовсе не следовало, что нужно быть на стороне Сербии, предположим, в ее отношениях с хорватами.

Еще маленький штрих. Лично у меня было особое отношение к Югославии:

- уважение за то, что она сохраняла независимость от СССР и не испугалась в свое время противостоять Сталину;

- ощущение 70-х, 80-х гг., что Югославия - это "почти Запад"; оттуда привозили модную одежду, диски популярных групп, лучшие сигареты... (всего этого не было ни в ГДР, ни в Чехословакии - самых преуспевающих странах Советского блока);

- рассказы моих знакомых, которые жили в Белграде; с их слов возникала картина уютного, развитого европейского города, с культурой кафе, уличных музыкантов, цветов, чистоты... Что-то, похожее на мою любимую Польшу, на Прагу и Будапешт.

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак

Я тоже очень люблю балканские страны и особенно - Сербию, Черногорию, Хорватию и Боснию. Они, конечно, жуткие фантазеры все и бывают по-детски жестоки, но все равно очень интересные люди.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Я, имея опыт общения с Вами, подозреваю, что мы мало в чем будем согласны, но мне важно Ваше мнение. Вы регулярно высказываете совершенно неприемлимые для меня взгляды, но в такой форме, которая мне кажется более важной, чем её содержимое.

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Елизавета Титанян, Алия Гайса

ощущение 70-х, 80-х гг., что Югославия - это "почти Запад"

Григорий, простите, что влезаю. 

Югославия - уникальная в своем роде страна, объединяющая признаки и социализма (авторитарного коммунистического строя) и  своего "особого" капитализма.  В Югославии была разрешена частная собственность на землю, был разрешен мелкий частный бизнес - кафе, небольшие гостиницы, лавчонки, торгующие мелочью. Была определенная независимость крупных  гос предприятий от партийных структур. В остальном же, это было государство с известными нам всем атрибутами: партократией, со спец. больницам, курортами, пр. привилегиями для членов политбюро и их семей, с партсобраниями, партчистками,  жестким надзором граждан органами госбезопасности.  Существовали соц. пакеты - медицина, пособия по безработице, бесплатное образование. Было доступно многое, что существовало на Западе - свободны8й выезд за рубеж (на отдых, напр), западные товары и продукты питания, были доступны (не для всех, правда) блага западной цивилизации, а также доступ к мировым  источникам информации.

Но, в тоже время, в провинции (да и не только)  процветали дремучесть, невежество, были очень сильны предрассудки, существовали вендетты.    Было немало неграмотных сельских жителей, обращавшихся к колдунам вместо квалифицированных врачей. В мусульманских семьях, в босанских селах, напр, женщины нередко рожали детей дома или в сарае, отвлекшись от тяжелой домашней работы, часто в антисанитарных условиях. Были нередки случаи смерти роженицы или новорожденных (еще в 1990 году публиковали статьи о таких случах).  

В Югославии очень силен дух народности, фольклора. Причем у всех этносов. Характерная черта - практически вся современная  югославская музыка (в стиле рок, поп или джаз) в своей основе всегда будет фольклорной (Брегович, Кустурица, Баяга).

Югославия - уникальна своим географическим положением, также как и Турция, соединяющая Восток и Запад. Югославия - это котел, в котором на протяжении веков смешивались религии, культуры, языки, цивилизации, и главное, люди, которые живя на своих "16 аршинах", хотели отхватить хотя бы еще 5 вершков у соседа.   

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак

Спасибо, Кристина! :) "Влезайте", пожалуйста, почаще) 

Прагматичный аллаверды

последует от меня по завершении цикла - напишу про приватизацию в Косово.  

Спасибо читателю из группы "Сербия" в Вконтакте, Георгию Москвичеву, указавшему мне, что я вместо Вука Караджича ошибочно написал "Вук Драшкович"! :)