Все записи
06:27  /  18.08.13

6382просмотра

Красивый старинный православный обряд - Братотворение.

+T -
Поделиться:

 

С большим интересом прочитал описание этого древнего славяно-византийского церковного обряда.

Смысл его состоит в том, что если два мужчины испытывают друг к другу чувство братской любви, ощущают духовное единение и намерены в дальнейшем жить в братском сожительстве, не принимая, однако, монашеский постриг и не уходя из мира, то над ними совершается чин церковного братотворения.

Вот как его описывает о. Павел Флоренский в своем монументальном труде "Столп и утверждение Истины":

1) Постановление братующихся в храме перед аналоем, на котором лежат крест и Евангелие, при этом старший из братующихся стоит справа, младший же - слева.

2) Молитвы и ектении, испрашивающие побратимам соединения в любви...

3) Связывание братующихся одним поясом, положение их рук на Евангелие и вручение им по зажженой свече.

4) Чтение Апостола и Евангелия.

5) Еще молитвы и ектении.

6) Чтение "Отче наш"

7) Причащение св. Дарами - общая чаша

8) Обвождение братующихся, держащихся за руки, вокруг аналоя, при пении тропаря: "Господи, призри с небеси и виждь...."

9) Обмен поцелуями.

10) Пение: "Се что добро или что красно, во еже жити братии вкупе"

(П. Флоренский. "Столп и утверждение Истины", Москва 1914, стр 458-459)

"Православная энциклопедия" добавляет к картине следующие штрихи (т.6, статья "Братотворение") - по завершении чинопоследования братующиеся держась за руки идут на специально приготовленную торжественную трапезу, а читаемые при братовании молитвы содержат прошения о совершенной любви, неразлучном житии, целомудрии и соединении в духовное братство.

О. Павел Флоренский, описывая значение подобных обрядов, ссылается на Екклесиаста: "Еккл­есиаст 4:9-12 " Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе возн­агра­ждение в труде их: ибо если упадет один, то другой подн­имет това­рища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согр­еться? И если станет прео­доле­вать кто-­либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скру­ченн­ая, нескоро порвется"

"Православная энциклопедия" в своей статье об обряде братования отмечает, что его описание стало постепенно исчезать из богослужебных книг в XVII-XVIII веках, возможно, в связи с распространением при его совершении языческого обряда кровесмешения братующихся. Однако, в ряде православных областей Балканкого полуострова обряд продолжает сохраняться.

Поскольку очевидно, что никаких специальных решений по возрождению практики братования любящих друг друга братской любовью пар мужчин или женщин не требуется - каноничность обряда не ставится под сомнение ни о. Павлом, ни автором "Православной энциклопедии" - остается предположить, что наблюдаемый нами сегодня всплеск интереса к традиционным формам религиозности приведет к широкому распространению этого волнующего таинства в повседневной жизни Православного Русского народа. Уверен, что это привлечет в ряды Православия многие тысячи новых адептов, ныне по разным причинам не находящих себе места в лоне Церкви, особенно из числа представителей творческих профессий.

Св. Сергий и Вакх  к которым обращаются братующиеся при совершении обряда.

Комментировать Всего 11 комментариев

Однако!

Жду с интересом комментариев Владимира Владимировича и Самвела.

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

Из писем друзей

Там же есть возражение Г.Ф.Фёдорову:

"Г.Ф.Федоров думает, что чин братотворения выделился из литургии... тогда, именно когда жизнь церковная обмирщилась и когда союз всечеловеческий стал подменяться союзами частными. Позволительно очень и очень сомневаться в правоте такого принижения нашего чина... Так, например, бракосочетание, тоже род литургии, есть аналог общинной литургии, а не отпадение от нее"

Позволительно также сомневаться в корректности этого возражения Флоренского: бракосочетание имеет в общине индивидуальный независимый смысл сверх регистрации факта любви друг к другу, в то время как обряд братотворения косвенно противоречит заповеди о любви к ближнему, которая есть частный случай заповеди о любви к Богу, то есть призыв любить в другом человеке Бога, и выделение из всех людей особо любимых в этом контексте ничем не мотивировано.А мне лично кажется неуместной внешняя регистрация любви к ближнему: кстати, тут есть некоторая параллель с историей о помощи И.Фарберу с подчёркнуто внешним характером последней. С другой стороны, в ожидании ответа ВВГ и Самвела замечу, что с главным тезисом Сергея согласен - обряд красив, однако думается мне, что основной массе сегодняшних православных как я её представляю суть его вряд ли будет понятна, так как он предполагает некую чистоту души и способность любить людей, которой вышеупомянутые православные в массе своей, по моим наблюдениям, не обладают. Ответ Самвела предсказать не могу, а ВВГ с большой вероятностью поддержит, так как человек он, несмотря на всю свою демагогию, хороший :)

СашаС"

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак

Самое интересное, что при наличии некоторой доброй воли мог бы получиться интересный разговор ( не обязательно с С и ВВГ).

Не высказываюсь

по вопросам, в которых не разбираюсь.

Впрочем, подозреваю, что всё это не имело никакого отношения к "представителям творческих профессий".

Вот и нашелся выход из положения. Люди голову ломали, копья ломали, а велосипед, оказывается, изобретать не надо. Браво, Сергей!

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков, Сергей Громак

Григорий, я слыву провокатором (и не без некоторых оснований), но в данном случае я действительно был поражен тем изяществом, с которым средневековые люди смогли найти компромиссный выход из положения. Мне показалось, что этот обряд - наглядное проявление подлинного человеколюбия.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

Сергей, рекомендую реже слушать "Эхо Москвы" и г-жу Латынину. Они на Вас дурно влияют.

Все более склоняюсь к живительной мысли, что всех Снобовских либералов целесообразно подвергнуть принудительному обряду братотворения. Возможно, хоть это спасет их.

Спасет от чего? И почему принудительно? Это противоречит канону! Там же любовь предполагается. :)

Там же любовь предполагается. :)

Я бы попросила!

Кого любить, буду выбирать самостоятельно!

Эту реплику поддерживают: Сергей Громак

Новости наших партнеров