Тяжелый период, из которого вместе со всем остальным миром выходит и Россия, поставил перед экономическими субъектами ряд задач. Большинство этих задач не являются новыми, но приоритетность их решения, очевидно, возросла. Одной из таких проблем является привлечение значительного объема инвестиций, необходимых для поддержания и развития экономической деятельности.

В последнее время все чаще говорят о том, что решение задачи по обеспечению необходимых денежных вливаний в экономику государства невозможно в полной мере без использования потенциала исламских финансовых структур. Для этого есть несколько причин, основная из которых заключается в том (и об этом уже было много написано и сказано), что исламские финансовые структуры в принципе не используют высоко рисковые инструменты. Это позволило им сохранить хорошие показатели и иметь достаточный объем свободных денежных средств для инвестирования.

Интерес к российской экономике у исламского мира существует. Периодически к нам приезжают представители частных инвестиционных структур и банков, центральных банков исламских государств. Они участвуют в различных конференциях, активно делятся своим опытом, но на вопрос об их конкретном инвестиционном участии в российской экономике всегда отвечают достаточно уклончиво и говорят о том, что ждут первого шага с нашей стороны.

Под первым шагом, на мой взгляд, вполне однозначно подразумевается решение нескольких специфических проблем, которые уникальны для исламских инвесторов в отличие от, скажем, общих проблем инвестиционного климата России и т.п. Особенность этих проблем обусловлена существованием жестких принципов исламской экономики (например, запрет на использование ссудного процента), которые далеки от основ традиционной западной экономики. Проникновение строгих правил о запретном и дозволенном (Шариата) во все области исламской экономики определяет готовность инвесторов финансировать только те проекты, которые в своей реализации обеспечат соблюдение этих правил.

Так какие же барьеры возникают на пути исламских инвестиций в российские проекты? И существуют ли способы их преодоления?

Основной проблемой, препятствующей проникновению исламского капитала в Россию, является неготовность нашего законодательства к созданию благоприятных условий для этого. С точки зрения общих правил инвестирования и ведения хозяйственной деятельности особых проблем нет. На текущий момент практически все эксперты в этой области говорят о том, что российское законодательство позволяет использовать и применять практически любые исламские финансовые продукты и выстраивать сделки по правилам, соответствующим Шариату.

Подводным камнем здесь является налогообложение. Например, запрет на использование ссудного процента привел к тому, что большинство финансовых операций в исламском мире совершается через квази-торговые операции, налоговые последствия которых значительно менее выгодны, чем в случае с традиционным долговым финансированием.

С этой точки зрения России было бы полезно использовать опыт западных стран, которые вовремя определились с решением проблемы налогообложения исламских финансовых инструментов. Так в Великобритании (а Лондон по праву называют европейской столицей исламского финансирования) приняли специальный закон об альтернативных финансовых инструментах. которым для налоговых целей приравняли соответствующие операции к традиционному долговому финансированию. Но у нас пока какие-либо подобные намерения на законодательном уровне не наблюдаются.

Вторым очень важным препятствием является отсутствие методик определения и гарантии так называемой чистоты активов. Дело в том, что для исламского инвестора важно соответствие требованиям Шариата не только самой операции по финансированию, но и тех проектов, для которых привлекаются средства. В исламском мире разработаны конкретно предельные стандарты в этом отношении. Например, если финансируется строительство торгового комплекса, всегда устанавливается жесткий предел той доли площадей, которая может быть использована под торговлю запрещенными с точки зрения Шариата товарами, и доля эта минимальна. Говоря о России, инвесторы высказывают свои опасения по поводу обеспечения чистоты активов и возможности ее проверки, и эти опасения вполне обоснованы.

В качестве еще одной проблемы можно также отметить внутреннее недоверие ко всему, что связано со словом «ислам», как в российском обществе в целом, так и в государственных органах. Нередко приходится встречаться с тем, что между исламскими финансами и финансированием терроризма ставится знак равенства, и это в корне исключает какой-либо прогресс в этой области.

Но, несмотря на все проблемы, обозначенные выше, есть непреложный экономический закон о том, что спрос рождает предложение. Спрос на исламский капитал в России есть  и требует снятия всех барьеров для своего удовлетворения. В таких условиях бизнес и эксперты обычно объединяются для подготовки вариантов решений и предложений для власти. Не стала исключением и ситуация с привлечением исламских инвестиций в Россию.

Флагманом в этой сфере смело можно назвать Российскую ассоциацию экспертов по исламскому финансированию (РАЭИФ), которая возникла на базе рабочей группы при Экономическом департаменте Совета Муфтиев России, созданной более года назад. В РАИЭФ входят эксперты, обладающие профессиональной экспертизой и имеющие образование в сфере исламского финансирования, представители ведущих международных и российских консалтинговых компаний, а также представители бизнеса, непосредственно заинтересованного в исламских инвестициях. К последним, например, относится крупная логистическая инвестиционная группа, привлекающая финансирование по правилам Шариата. 

Деятельность РАИЭФ заключается в проведении тематических конференций, внутренних совещаний по актуальным проблемам, разработке конкретных решений, а также подготовки необходимых информационных материалов. В настоящее время выходят в свет переведенные на русский язык стандарты исламского финансирования, разработанные ведущими мировыми экспертами в Бахрейне. В дальнейшем РАИЭФ планирует выпустить сборник типовых контрактов, которые бы соответствовали как российскому законодательству, так и принципам исламской экономики. Такой сборник вкупе с конкретными решениями налоговых экспертов может продемонстрировать реальность исламского инвестирования в России.

Параллельно начала деятельность рабочая группа Финансовой академии при Правительстве РФ. Основным вектором ее активности можно назвать взаимодействие с государственными органами и возможную подготовку конкретных законопроектов в будущем.

Также можно отметить рабочую группу при Ассоциации региональных банков и структуры, действующие в республике Татарстан.

Наличие значительного числа экспертов и участников, готовых заниматься разрешением проблем исламского инвестирования в России, свидетельствует о высокой степени значимости этого вопроса. Однако, как и в любом другом вопросе, связанном с потенциальным привлечением больших денежных вливаний, здесь можно наблюдать некоторую разобщенность и даже конкуренцию между группами экспертов, которая явно не способствует эффективной работе и окончательному разрешению накопившихся проблем.

Но даже не это основное препятствие к тому, чтобы Россия в лице экспертного сообщества или государственных чиновников окончательно убедила исламских инвесторов в возможности входа в свою экономику. Дело в том, что каждая сторона в этом процессе смотрит на другую и ждет этого первого шага, о котором говорилось в начале.

Так, чиновники говорят, что они не будут изменять законодательство и регулирование, пока не будет доказана реальная потребность и предполагаемый эффект. Эксперты ждут начала реальных инвестиций для того, чтобы на практике сформировать окончательные предложения для чиновников, так как умозрительные решения могут оказаться не эффективны. Инвесторы ждут устранения барьеров, которые делают финансовые операции в России запрещенными по Шариату или излишне обременительными с точки зрения налоговой нагрузки. Получается замкнутый круг, требующий на самом деле активных действий со всех сторон.

Поскольку от российских чиновников какие-то подвижки ожидаемы в последнюю очередь, решение возможно в двух случаях. Первый, наиболее реальный, заключается в том, что российский бизнес, управляемый мусульманами, будет развивать внутреннее инвестирование по правилам Шариата, и на этой базе при достижении каких-либо значимых объемов и при поддержке экспертных ассоциаций будут внесены дополнения в нормативные акты, разработаны требуемые методики и т.д. Второй путь – это привлечение инвесторов в настолько выгодные проекты, что они смогут закрыть глаза на налоговые издержки или самостоятельно приложить дополнительные усилия для преодоления иных барьеров.

В любом случае оптимистичный подход, которого стараются придерживаться многие эксперты, заключается в том, что рано или поздно качественный сдвиг в этой сфере произойдет, и Россия сможет активно привлекать исламские инвестиции, без чего нам никогда не добиться позиции даже локального финансового центра.