Все записи
22:29  /  11.01.16

800просмотров

трехтомное издание фотографий Александра Тягны-Рядно

+T -
Поделиться:

Вы видели здесь много фотографий Александра Тягны-Рядно. Поэтому спешу сообщить, что в феврале выходит его трехтомная монография. Помимо фотографий Александра, в ней много текстов о них, один из них, который написал Сергей Николаевич, главный редактор "Сноба", ставлю здесь. Книгу можно заказать уже сейчас.

«Фотография – образ жизни – фотография» -  трёхтомная монография  фотографа Александра Тягны-Рядно выходит  в  начале 2016 года в издательстве «Русспрессфото».Заказать книгу можно уже сейчас на сайте издательства:

http://fotoloft.moscow/tyagny-ryadno_book

 Издание подготовлено к 60-летию автора и включает около 600 фотографий, начиная с первой творческой фотографии, снятой ещё  «Сменой-8» в  1979году,  и заканчивая последними фотографиями 2015 года,  и  состоит из трёх томов. Первый том посвящён жанровой чёрно-белой фотографии, объёмно показывающей жизнь страны на сломе эпох в лучших традициях русского фотографического символизма.  Во втором автор, продолжая традицию классического психологического портрета,  представляет зрителю галерею знаменитых учёных, политиков, бизнесменов; мировых звёзд театра и кинематографа; всемирно известных писателей и поэтов. Третий том  посвящён поискам современного языка и стиля в  цветной фотографии, в него вошли работы  последних семи  лет.  Фотографии объединены в 29 самостоятельных проектов – глав, которые  размещены в хронологическом порядке.

Кроме большой исследовательской статьи фотографического критика Виктории Мусвик, каждую главу монографии предваряют  написанные с большой любовью к фотографии мини-эссе учёных, писателей, журналистов, критиков. Среди авторов монографии:  академик Юрий Рыжов; главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич; дипломат и путешественник Сергей Ястржембский; писатели Татьяна Щербина, Николай Климонтович,  Дмитрий Стахов, Олег Шишкин, Наталья Осс; доктора наук Елена Петровская,  Мария Голованивская, Наталья Исаева и другие.

 В течение года будет проведено несколько фотовыставок, демонстрирующих  проекты вошедшие в книгу, во время которых будут проходить презентации издания. Серия презентаций откроется 20 февраля  в день рождения автора в Фотолофте проекта «Русспрессфото».

 

Лицо на обороте

Не знаю, как кто, а я всегда ищу на обороте обложки портрет автора.

Пусть даже не очень художественный, но он должен быть. Знаю, что многим читателям проще настроиться не на текст, который еще предстоит прочесть, а на лицо. Представить его, склоненным над рукописью или вглядывающимся в светящийся экран айпэда. Целеустремленность, жесткость, вдохновение. Уже само это зрелище, как бы тебя приближает к содержанию книги, к его будущим героям и перипетиям сюжета. Хорошо, если в этом лице угадывается какая-то тайная жизнь, всегда оставляющая свои жесткие отметины в уголках губ и глаз. Проблема в том, что у нас писатели сниматься не любят и не умеют. Это считается как бы ниже их достоинства – хлопотать лицом, менять пиджаки, повязывать галстук. И фотографии у них получаются по большей части унылые, как на литфондовское  удостоверение. Ну а те, кто будут моложавее и предпочитает места помоднее, чем ритуальные залы ЦДЛ, те  про свой имидж вспоминают только, когда их приглашают на свои страницы глянцевые журналы. Там их красят, причесывают, дают поносить фирменные вещи, взятые напрокат из бутиков. Там их учат смотреть иронично и независимо в объектив фотоаппарата. Но это случается редко, и то лишь в тех случаях, когда каким-нибудь главным редактором овладевает отчаянный приступ интеллектуального голода и хочется показать миру, что он (она) тоже книжки читает и с приличными людьми знается.

А так у российского писателя жизнь скромная, трудовая: от гонорара до премии, от аванса до потиражных, от Малеевки до Переделкино. Не до парадных портретов и фотосессий! И тут одна надежда на Сашу Тягны-Рядно. Он сегодня у нас трудится и за Наппельбаума, и за Картье-Брессона. У него такие мгновенные реакции и такая вкрадчивая, неслышная кошачья поступь, что на его фотографиях никто не успевает принять выигрышную позу, никто не морщит мучительно лоб и не улыбается фальшиво-белыми зубами, словно только вышел из кабинета дантиста.  Очень редко, если  кому из его моделей удается приосаниться и заложить ногу за ногу, как римскому патрицию Альберто Моравиа.

Но тут выучка международной звезды, привыкшей проводить дни и ночи под светом блицев, а по большей части у Тягны-Рядно такие нормальные, побитые жизнью, немолодые мужички, предпочитающие вообще не замечать направленной на них камеры.

При этом очень трудно не заметить самого Сашу. Он большой, массивный, высокий. Он зависает над своими героями, как воздушный цепеллин. И в этой его доброжелательной и чуткой огромности, как ни странно, совсем не ощущаешь угрозы. Наоборот, в нем есть какая-то воздушная защита от всех подстерегающих опасностей внешнего мира. Именно с таким ощущением у него присутствуют в кадре парижские старосветские помещики Андрей Синявский и Мария Розанова. Они просто уютно пьют чай, словно забыв о всех конфликтах и спорах, сотрясавших эмигрантскую писательскую жизнь 80-х годов. Или Василий Павлович Аксенов, который со своей смокинговой бабочкой и стильными усами вдруг страшно стал походить на метрдотеля из дорогого ресторана.

Или три мощных лба, три сверкающих, как биллиардные шары, лысины Александра Кабакова, Евгения Попова и Захара Прилепина. Взгляд сверху, с неведомой вершины, откуда видно многое: мелкое тщеславие одних, готовность учить жизни других, насмешливая, колючая отстраненность третьих.

Я с трудом представляю себе все эти лица с портретов Тягны-Рядно на какой-нибудь большой коллективной фотографии, какие практиковались в 30-40 –е годы. Как любила говорить Белла Ахмадулина: «Из писателей гарнитура не составишь»

По сути, все они – одиночки. Творчество – это всегда одиночество. В нем ты всегда больше, чем просто человек, ибо лишь в одиночестве можешь обнаружить в себе все, что только есть на свете. У Тягны-Рядно  писатели – очень одинокие люди, хотя и сумевшие по большей части приспособиться к своему профессиональному «недугу». Они не заглядывают в объектив, как в бездну. Они просто проплывают мимо, как Леонид Бородин в окне поезда. Раз… и его уже нет.

Как уже нет последнего защитника «Матеры» Валентина Распутина,  и барственного Коли Климонтовича, и седовласого отца «Царь-Рыбы» Виктора Астафьева, и швейцарского мудреца Фридриха Дюренматта… Но в том-то и талант Тягны-Рядно, что пока одни собираются, другие раздумывают, а третьи уже занялись своими делами, забыв о присутствии фотографа рядом, он успевает отснять целую пленку.  

Поразительно, какую коллекцию типов, персонажей, выдающихся имен ему удалось собрать за эти тридцать пять лет. Не буду утверждать, что, окажись эти фотографии  на обороте обложек книг, их немедленно начнут раскупать. Наверное, нет! Для этого они слишком правдивы. Но читательский взгляд они, наверняка, зацепят. И может, даже заставят пролистать книжные страницы. А что еще требуется от портрета писателя?

 Сергей Николаевич